ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4434/2017 от 28.02.2018 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< >

Дело № 2а – 66/2018

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Череповец

28 февраля 2018 года

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца по доверенности Бобровского А.А.,

заинтересованного лица Вебер В.В.,

при секретаре Доннер Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вебер Т. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения,

установил:

Вебер Т.В. обратилась в суд с административным иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ в части расчета выплаты субсидии для приобретения жилья.

Требования мотивированы тем, что является членом семьи военнослужащего Вебер В.В., проходящего военную службу по контракту. Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ< >, она и трое детей были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ обратились с заявлением о перечислении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, предоставляемых в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих». Таким образом, она в соответствии с действующими нормами и правилами была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи военнослужащего. Указала, что государство взяло на себя обязательство по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей. При этом право члена семьи быть обеспеченным таким жильем производно от права на получение такого жилья самого военнослужащего и является правом, а не обязанностью, то есть любой член семьи может реализовать право на получение жилья как самостоятельно, так и как член семьи военнослужащего. Она избрала способ реализации своего жилищного права путем получения жилищной субсидии на приобретение жилых помещений как член семьи военнослужащего. 17.04.2017 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принято решение о перечислении военнослужащему < > и членам его семьи субсидии на приобретение жилья. Однако при принятии решения был неверно произведен расчет субсидии, поскольку он уменьшен с указанием на имеющееся в собственности у военнослужащего либо членов его семьи жилое помещение общей площадью 60 кв.м. Обеспечение жильем военнослужащих осуществляется с учетом имеющихся в собственности жилых помещений, в том числе у членов семьи военнослужащего. Однако каких – либо объектов недвижимости, принадлежащих ей, < > или детям на праве собственности, нет и не имелось. Поскольку ее право и право членов ее семьи быть обеспеченными жильем ответчиком не оспаривается, расчет субсидии, указанный в решении ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, произведен неверно.

В судебном заседании представитель Вебер Т.В. по доверенности Бобровский А.А. требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что решение о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным вступившим в законную силу решением суда, однако повторно вопрос о размере предоставляемой Вебер В.В. и членам его семьи субсидии не рассматривался. Указал, что вселение семьи Вебер Т.В. в <адрес> производилось не как членов семьи собственника, а на основании договоров найма.

Представитель ответчика – ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых указал на необоснованность заявленных требований, поскольку члены семьи военнослужащего не могут самостоятельно выступать в защиту прав военнослужащего.

Заинтересованное лицо – Вебер В.В. в судебном заседании с иском согласился.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ принят майор Вебер В.В. составом семьи 5 человек, включая < >Вебер Т.В., < >М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГВебер В.В. обратился в ФГУК «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о перечислении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих».

Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена майору Вебер В.В. и совместно проживающим с ним членам семьи: < >Вебер Т.В., < >Г., М., Н., субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 2734788 рублей. При этом указано, что общая площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, и (или) членам его семьи на праве собственности: 60 кв.м.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим – гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим – гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.

Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу пункта 17 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» возложено на Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», согласно пункту 2 которого расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 7 – 9 Правил.

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 76, норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из 3 и более человек. Норматив общей площади жилого помещения уменьшается, в том числе на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско – правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско – правовых сделок.

Согласно статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему – гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Решением Вологодского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления Вебера В.В. о признании незаконным решения заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ в части расчета размера жилищной субсидии с уменьшением на 60 кв.м. норматива общей площади жилого помещения – отказано.

Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Вологодского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению Вебера В.В. отменено; принято по делу новое решение; административное исковое заявление Вебера В.В. об оспаривании решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о предоставлении административному истцу и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) удовлетворено; признано незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Веберу В.В. и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений); возложена на ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Веберу В.В. и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), о чем в месячный срок сообщить в суд и административному истцу.

Учитывая признание вступившим в законную силу решением суда оспариваемого Вебер Т.В. решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, что свидетельствует об отсутствии предмета спора, а также те обстоятельства, что права членов семьи военнослужащего по обеспечению жильем производны от прав непосредственно военнослужащего, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Вебер Т. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02.03.2018.

Судья < > Е.Ю. Филиппова