2а-4437-2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 августа 2016года г. Белгород
Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Супрун А.А.,
при секретаре Савиной И.А.
с участием административного истца Сергиенко В.И. представителя административного ответчика по доверенности Михайловой М.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску административного истца Сергиенко В.И. к прокурору города Белгорода о признании незаконным бездействие прокурора г. Белгорода по неудовлетворению заявления от 24.03.2016г. (о принятии мер к признанию экстремистским материалом книги И.В. «П.» и изъятию ее из свободного обращения); по не направлению книги на экспертное исследование для выяснения вопроса о наличии в книге призывов, перечисленных в ст. 1 ФЗ от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с названными требованиями, уточнив их в судебном заседании.
В обоснование заявленных требований Сергиенко В.И. приводит цитаты из Слова 13 книги: «зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни»; «таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям - всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».
Считает, что указанные цитаты являются авторскими, административный истец считает их прямым призывом к осуждению социальной группы лиц по признаку их отношения к религии.
В судебном заседании административный истец Сергиенко В.И. требования поддержал. Сослался на то, что 29.02.2016г. он обратился в прокуратуру г. Белгород с обращением по вопросу признания экстремистским материалом книги И.В. «П.». 24.03.2016г. ему подготовлен мотивированный ответ об отказе в удовлетворении заявления со ссылками на нормы федерального законодательства, полученный им лично 01.04.2016.
Из этого ответа следует, что Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. Поскольку книга основана на Библейском толковании и в ее содержании приводятся цитаты из Библии, она не может быть признана экстремистским материалом.
Административный истец по основаниям, приведенным выше, указывая, что считает себя христианином. По утверждению авторов этой книги еретики и отступники это те, кто не признает Троицу, кто не полоняется рукотворным предметам, и т. п. Он не признает Троицу и не полоняется рукотворным предметам, а значит, авторы этой книги призывают проклинать и предавать лютым казням и его. Что нарушает и его субъективные права, и ставит под угрозу его жизнь и здоровье, в том числе и от Андросова А.А., которых, прочитав такую книгу, начинает ненавидеть эту социальную группу по признаку их отношения к религии.
Просит о признании незаконным бездействие прокурора г. Белгорода по неудовлетворению его заявления от 24.03.2016г. (о принятию мер к признанию экстремистским материалом книги И.В. «П.», и изъятию ее из свободного обращения); по не направлению книги на экспертное исследование для выяснения вопроса о наличии в книге призывов, перечисленных в ст. 1 ФЗ от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности».
Требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 70000 руб. с казны Российской Федерации, с возложением обязанности на Министерство Финансов РФ, причиненного незаконными действиями прокурора г. Белгорода судом были выделены в отдельное производство, и от указанных требований истец отказался добровольно, о чем вынесено судебное определение.
Представитель административного ответчика Михайлова М.И. считает административный иск необоснованным и просит отказать в его удовлетворении, поскольку содержание книги преподобного Иосифа Волоцкого «П.» издания Спаса- Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1993г. может рассматриваться только в аспекте истории. В тексте И.В. «П.», приведены цитаты из различных частей Библии и авторский комментарий к ним по теме, посвященной актуальным вопросам отношений церкви и государства того времени.
Обратила внимание суда, что Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры осуществляют надзорную деятельность в целях выявления и пресечения нарушений законности.
Из смысла ст. ст. 22, 27, 30 и 33 Закона следует, что прокурор, реализуя свои полномочия, в случае обнаружения нарушений законности обязан на них реагировать предусмотренными законом способами и принимать необходимые меры.
По смыслу указанных нормы прокурор принимает меры прокурорского реагирования в том случае, если в ходе осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина были выявлены нарушения действующего законодательства, и они могут быть устранены путем применения одной или нескольких мер. При этом право выбора конкретной меры прокурорского реагирования при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору.
Таким образом, безусловных оснований для принятия прокурором г. Белгорода мер в соответствии со ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» не имелось.
Суд, исследовал доказательства, представленные сторонами, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
Административным ответчиком предоставлены суду Правовое религиозное исследование книги «П.» преподобного Иосифа Волоцкого подготовленное по запросу прокурора г. Белгорода Хвыля-Олинтер А.И. протоиерей, кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД России, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, полковником внутренней службы в отставке.
Согласно общему выводу проведенного исследования книга «П.» преподобного Иосифа Волоцкого является культурным общечеловеческим историческим достоянием, и ее формальное содержание не относится к сфере правового регулирования. В книге «П.» преподобного Иосифа Волоцкого нет сведений, выходящих за пределы религиозных канонов. Сама по себе эта литература не содержит в себе сведения, разжигающие национальную и религиозную вражду в России на современном историческом этапе. Действие соответствующих статей УК РФ распространяются лишь на характер толкования и использования указанного древнего текста конкретными юридическими и физическими лицами- в первую очередь, религиозными объединениями. Книга преподобного Иосифа Волоцкого была написана в связи с конкретными историческими обстоятельствами в 1504г. В настоящее время Русской Православной Церковью она не используется в качестве руководства к какому-либо толкованию и действию, поэтому является документом, имеющим только историческую архивную ценность, наряду с древним эпосом всех народов, стран и религий. Широко известно также, что любые, призывающие к какой-либо розни, а также экстремистские и террористические материалы категорически отвергаются Православием.
По критериям современного российского права, книга «П.» преподобного Иосифа Волоцкого не содержит сведения, разжигающие национальную и религиозную вражду.
Также в ходе рассмотрения настоящего административного иска по запросу прокуратуры г. Белгорода историком, культурологом, кандидатом философских наук, доцентом кафедры культурологи и политологии НИУ БелГУ, председателем Экспертного религиоведческого совета при Управлении Министерства юстиции РФ по Белгородской области Лопиным Р.А. было сделано экспертное заключение. Согласно которому «приводимые истцом выдержки из книги «П.» (стр. 323,334), как доказательства экстремизма, вырваны из контекста ее содержания, в котором раскрывается сущность проблемы деструктивности для русского общества того времени ереси «жидовствующих» и способы борьбы с нею. В указанных истцом главах И.В., будучи обеспокоен святотатством, бесчинством и правонарушениями еретиков, прибегает к воззванию к светской власти, к ее гражданской ответственности, к праву, не более того. На той же 334 стр. выше говорится: «...к божественным правилам добавили и гражданские законы, чтобы не только осуждать еретиков, но и проклинать, и предавать лютым казням». В правовой системе того времени, как известно, казнь и членовредительство встречается повсеместно во всех странах мира и в историческом измерении могут рассматриваться лишь как способ наказания за правонарушения.
И сделан вывод о том, что содержание книги преподобного Иосифа Волоцкого «П.» издания Спаса-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1993 г. может рассматриваться только в аспекте истории.
Допрошенный в судебном заседании Лопин Р.А. подтвердил выводы, сделанные им в данном экспертном заключении (письменном доказательстве со стороны административного ответчика).
Судом с участием административного истца и представителя административного ответчика исследовались указанные выше письменные доказательства, которые подготовленные компетентными специалистами в области религиоведения, которые не вызывают сомнения у суда, и признаются допустимыми (ст. 60 ГПК РФ), оцениваются как достоверные, а также достаточные, и взаимосвязаны с доказательствами в их совокупности с доказательствами, имеющими в материалах дела.
Таким образом, на основании приведенных доказательств, пояснений представителя административного ответчика в суде установлены следующие обстоятельства.
Из текста книги И.В. следует, что она полностью состоит из фрагментов Священного Писания и святоотеческих творений, эпизодов из жития святых и из истории Церкви и по сути своей не является самостоятельным литературным источником.
Книга была написана И.В. и состоит из Сказания и
шестнадцати Слов, каждое из которых посвящено отдельной теме. Книга была создана на рубеже XV-XVI веков.
Административный ответчик в суде обосновано сослался, по информации электронной базы данных Российской государственной библиотеки (имеется в материалах дела), указанная книга является памятником церковной письменности. Литературные произведения И.В., в том числе «П.», являются неотъемлемыми от общероссийского историко-литературного наследия.
Так, в обоснование заявленных требований Сергиенко В.И. приводит цитаты из Слова 13 книги: «зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, по и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни».
Полагая, что указанная цитата является авторской, административный истец считает ее прямым призывом к осуждению социальной группы лиц по признаку их отношения к религии.
Однако данное мнение административного истца является ошибочным.
Обоснован довод представителя административного ответчика, что обратившись к тексту Слова 13, из которого взята указанная выше цитата, можно увидеть, что автор книги, таким образом, подытоживает приведенные им выдержки из Соборных Посланий Петра и Послания Апостола Павла к римлянам, входящим в Новый Завет, т.е. являющимися частью Библии (имеются в материалах дела).
Другая цитата, которую приводит Сергиенко В.И. в обоснование своих доводов, практически завершает Слово 13 и имеет следующий вид: «таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям - всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».
Между тем, представитель административного ответчика обосновано обратил внимание суда, что данная цитата представляет собой своеобразный вывод из приведенных автором множественных выдержек из Пятикнижия Моисея (Бытие, Исход, Числа), Книги Иисуса Навина, Книги Царств (1-я, 2-я, 3-я, 4-я), Книги Пророка Даниила, составляющих Ветхий Завет, а также Деяний святых Апостолов, Послания Апостола Павла к Тимофею, составляющих Новый Завет (имеются в материалах дела).
Следовательно, в обращении к прокурору от 29.02.2016г. Сергиенко В.И. указывается на выдержки из книги без учета контекста и исторического периода, в который была создана книга «П.», что приводит к искажению их смысла.
Материалами дела подтверждается, что Автор книги Иосиф Волоцкий является признанным церковным писателем. Более того, Иосиф Волоцкий (Волоколамский) был канонизирован в лике преподобных Русской Православной Церкви в 1591 году патриархом Московским и всея Руси Иовом.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика Михайловой М.И. и показаниям допрошенного в суде Лопина Р.А. (историка, культурологом, кандидатом философских наук, доцентом кафедры культурологи и политологии НИУ БелГУ, председателем Экспертного религиоведческого совета при Управлении Министерства юстиции РФ по Белгородской области) - любой священнослужитель преподносит информацию согласно канонам того учения, религиозного направления, течения, последователем которого он является. Он обязан рассматривать и передавать информацию именно так, как требует его вера. Это отличительная черта религиозного дискурса, т.е. совокупности вербальных и невербальных способов, направленных па достижение определенных целей. Собрав воедино цитаты из различных частей Библии, И. Волоцкий подводит на их основе определенный итог, актуальный для вопросов отношений церкви и государства того времени. Предисловие указанной книги написано на основе содержания самой книги, а также в нем содержится история жизни И.В. и исторические события, происходившие в период жизни автора.
Согласно ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» в Российской Федерации подтверждено право каждого на свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношений к религии и убеждений, признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважается христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, подчеркнута важность содействия к достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы вероисповедания.
Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Установлено, что в тексте книги И.В. «П.», приведены цитаты из различных частей Библии и авторский комментарий к ним по теме, посвященной актуальным вопросам отношений церкви и государства того времени (XV-XVI вв.).
В Определении от 02.07.2013 года № 1053-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», суды обязаны исходить из того, что обязательным признаком указанной разновидности экстремизма (экстремистских материалов) является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной, в том числе, призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).
Доводы административного истца о том, что книга И.В. «П.» каким-либо образом связана с убийством женщины в лифте в г. Старый Оскол и деятельностью некого Андросова А.А. надлежащими доказательствами не подтверждены.
Более того, данные факты приведены Сергиенко В.И. на основе их субъективного восприятия и не имею ничего общего с истинными причинами нанесения телесных повреждений данной женщине, тем более в связи с ее религиозными убеждениями, а также нанесению Андросовым надписей на одежду.
Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» установлено, что органы прокуратуры осуществляют надзорную деятельность в целях выявления и пресечения нарушений законности.
Из смысла ст. ст. 22, 27, 30 и 33 Закона следует, что прокурор, реализуя свои полномочия, в случае обнаружения нарушений законности обязан на них реагировать предусмотренными законом способами и принимать необходимые меры.
По смыслу указанных нормы прокурор принимает меры прокурорского реагирования в том случае, если в ходе осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина были выявлены нарушения действующего законодательства, и они могут быть устранены путем применения одной или нескольких мер. При этом право выбора конкретной меры прокурорского реагирования при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору.
Таким образом, суд считает, что оснований для принятия прокурором г. Белгорода мер в соответствии со ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» не имелось, а именно по принятию мер к признанию экстремистским материалом книги И.В. «П.», и изъятию ее из свободного обращения);
Учитывая приведенные обстоятельства, и то, что содержание книги преподобного Иосифа Волоцкого «П.» издания Спаса-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1993 г. может рассматриваться только в аспекте истории, соответственно у прокурора не имелось оснований по направлению книги на экспертное исследование для выяснения вопроса о наличии в книге призывов, перечисленных в ст. 1 ФЗ от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности».
Следовательно, действия административного ответчика при вынесении оспариваемого письменного ответа на обращение административного истца соответствовали требованиям закона, а потому не допущено нарушения прав и свобод, законных интересов административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного иска Сергиенко В.И. к прокурору города Белгорода о признании незаконным бездействие прокурора г. Белгорода по неудовлетворению заявления от 24.03.2016г. (о принятии мер к признанию экстремистским материалом книги И.В. «П.», и изъятию ее из свободного обращения); по не направлению книги на экспертное исследование для выяснения вопроса о наличии в книге призывов, перечисленных в ст. 1 ФЗ от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Судья