Дело № 2а-4437/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2016 года г. Элиста РК
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Мучкинова М.Н.,
при секретаре Мукабенове Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бургустинова Ю. Э. к Администрации г.Элисты о признании незаконным отказа в проведении заседания межведомственной комиссии, возложении обязанности провести заседание межведомственной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Бургустинов Ю.Э. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Администрации г.Элисты, мотивируя следующим.
Он является собственником квартиры <адрес>. ххх он обратился к административному ответчику с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу. В ответе Администрации г.Элисты от ххх за № сообщено, что межведомственная комиссия не может вынести решение по его заявлению, так как отсутствует заключение специализированной экспертной организации, основанной на результатах сплошного детального инструментального обследования дома. При этом административный истец сослался на п.44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Он не согласен с ответом Администрации г.Элисты. Поясняет, что ранее ему МКУ «Дирекция единого заказчика» сообщено о том, что в 2006 году межведомственной комиссией при Мэрии города многоквартирный дом <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту и включен в городскую адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов в г.Элисте на 2008-2011 годы». В 2010 году капитальный ремонт произведен на сумму ххх рублей. По требованию прокуратуры г.Элисты 14 февраля 2012 года межведомственной комиссией проведено очередное обследование технического состояния дома, по результатам которого дом признан соответствующим требованиям жилого помещения и пригодным для проживания. 25 декабря 2015 года экспертом Торгово-промышленной палаты Ростовской области «Донэкспертиза» проведена строительная экспертиза №. Эксперт пришел к выводу, что проведение капитальных ремонтов или реконструкции здания является экономически нецелесообразным, поскольку требует полной замены материалов строительных конструкций, а также укрепления грунтов под фундаментом. Здание дома <адрес> подлежит сносу. Техническое состояние строительных конструкций здания многоквартирного жилого дома вызывает угрозу для жизни и здоровья людей. Считает, что в настоящее время имеются все законные правовые основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным отказ административного ответчика в проведении заседания межведомственной комиссии при Администрации г.Элисты по вопросу признания многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Обязать административного ответчика провести заседание межведомственной комиссии при Администрации г.Элисты по вопросу признания многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании административный истец Бургустинов Ю.Э. поддержал заявленные требования в полном объёме, сославшись на доводы иска.
Представитель административного ответчика – Администрации г.Элисты, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в настоящее судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял.
В судебном заседании ххх представитель административного ответчика Мучкаева А.В., действующий по доверенности, возражала против заявленных требований истца, сославшись на доводы отказа, указанные в письменном ответе Бургустинову Ю.Э. от ххх.
С учетом мнения административного истца, положений ст.ст. 150, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктами 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Судом установлено, что Бургустинов Ю.Э., являясь жителем дома <адрес>, в ххх года обратился в Администрацию г.Элисты с заявлением о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом им представлено в орган местного самоуправления заключение экспертов Учреждения Торгово-промышленной палаты Ростовской области «Донэкспертиза» от ххх№, согласно которому техническое состояние строительных конструкций здания многоквартирного жилого дома является аварийным, вызывает угрозу жизни и здоровью людей. Проведение капитальных ремонтов или реконструкций данного здания экономически не целесообразно, так как требует полной замены материалов строительных конструкций, а также укрепление грунтов под фундаментом. Здание подлежит сносу.
Согласно письму первого заместителя Главы Администрации г.Элисты от ххх на обращение Бургустинова Ю.Э., межведомственная комиссия не может вынести решения, поскольку представленная экспертиза основана на визуальном обследовании, а в соответствии со Сводом правил СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» специализированная экспертная организация должна провести сплошное детальное инструментальное обследование, так как имеются дефекты конструкций, снижающие их несущую способность (п.8.1.1). По мнению органа местного самоуправления, обязанность по предоставлению данного документа предусмотрена п.44 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции».
Действительно, заключение экспертов, представленное Бургустиновым Ю.Э. при подаче заявления в Администрацию г.Элисты, составлено при произведении осмотра объекта экспертизы по месту его расположения. К установленному выводу эксперты пришли именно в результате осмотра объекта по месту расположения дома (п.11 экспертизы). Следовательно, при проведении экспертизы не произведено детальное (инструментальное) обследование.
Пунктом 5.1 Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, на который ссылался представитель ответчика в судебном заседании, предусмотрено, что обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования, предварительное (визуальное) обследование, детальное (инструментальное) обследование.
Между тем, Правила СП 13-102-2003 обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений носят рекомендательный характер (пункт 2 предисловия), без указания на необходимость обязательного следования ему при составлении экспертного заключения специализированной организации, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Это подтверждается также и тем, что в пункте 5.1. Правил разработчик сделал сноску на то, что обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило (то есть не обязательно), в три связанных между собой этапа.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентирована процедура проведения оценки соответствия помещения, которая включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Таким образом, пункт 44 указанного выше Положения регламентирует работу именно межведомственной комиссии органа местного самоуправления, а, следовательно, ссылка административного ответчика на данную норму при отказе Бургустинову Ю.Э. в рассмотрении его заявления, с учётом вышеизложенных обстоятельств, необоснованна.
Это подтверждается также и письменным ответом заместителя прокурора г.Элисты ФИО1 от ххх на обращение Бургустинова Ю.Э., из которого следует, что в нарушение федерального законодательства оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям межведомственной комиссией не проведена, ввиду чего в адрес председателя комиссии внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и проведении обследования многоквартирного жилого дома <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования Бургустинова Ю.Э. о признании незаконным отказа в проведении заседания межведомственной комиссии при Администрации г.Элисты по вопросу признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требование административного истца о возложении на Администрацию г.Элисты обязанности провести заседание межведомственной комиссии при Администрации г.Элисты по вопросу признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, судом удовлетворено быть не может.
Согласно принципу разделения властей, установленному ст.ст.10, 11 Конституции РФ, судебное решение по своему существу не может подменять решение уполномоченного органа государственной власти.
В соответствии с п.1 ч.3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Действия межведомственной комиссии органа местного самоуправления после поступления заявления регламентированы пунктом 46 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Из оспариваемого отказа Администрации г.Элисты от ххх видно, что административный ответчик фактически не рассмотрел по существу заявление Бургустинова Ю.Э. о признании дома аварийным и подлежащим сносу, никаких надлежащих действий, установленных «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не произвел.
Следовательно, на Администрацию г.Элисты необходимо возложить обязанность по рассмотрению в установленный срок заявления Бургустинова Ю.Э. о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р е ш и л:
административные исковые требования Бургустинова Ю. Э. к Администрации г.Элисты о признании незаконным отказа в проведении заседания межведомственной комиссии, возложении обязанности провести заседание межведомственной комиссии, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации г.Элисты в проведении заседания межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда, по обращению Бургустинова Ю. Э. о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Возложить обязанность на Администрацию г.Элисты рассмотреть заявление Бургустинова Ю. Э. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий М.Н. Мучкинов