РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Васиной А.В.
с участием представителя административного истца помощника прокурора Кировского района г. Иркутска ФИО4, представителя административного ответчика ОКГУ «Дирекция автодорог» ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, представившей диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ№ ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. ФИО3» №,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-443/2018 по административному иску прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Черемхово, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к областному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» (далее по тексту – ОГКУ «Дирекция автодорог») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности. В обоснование требований указав, что в связи с обращением жителей д. Хандагай Черемховского района о ненадлежащем состоянии автодороги «Голуметь-Хандагай-Индон» проведена проверка, в ходе которой установлены недостатки автомобильной автодороги, которая находится в оперативном управлении административного ответчика (в нарушение п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93ямочность, коллейность, просадка дорожного покрытия, не нарезаны водоотводные кюветы; износ дорожного покрытия автодороги составляет более 80 %, что требует капитального ремонта, либо реконструкции данной автомобильной дороги). В состав работ, подлежащих выполнению по государственному контракту, работы по диагностике и оценке состояния автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон», не включены. По сообщению административного ответчика, на ДД.ММ.ГГГГ диагностика и оценка технического состояния указанной автомобильной дороги не проведена. Поскольку ОГКУ «Дирекция автодорог» в нарушение ч. 4 ст. 17 ФЗ №257-ФЗ, Правил не предпринимает мер к проведению работ по диагностике и оценке состояния указанной автомобильной дороги, просит суд возложить обязанность на ОГКУ «Дирекция автодорог» устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности: обеспечить проведение диагностики и оценки технического состояния автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением от 11.01.2018 судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МО МВД России «Черемховский».
В судебном заседании представитель административного истца прокурора города Черемхово помощник прокурора Кировского района г. Иркутска ФИО4 требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ОГКУ «Дирекция автодорог» ФИО5 требования не признала, мотивируя это тем, что прокурором предъявлены требования обеспечить проведение диагностики, учреждением размещена заявка на проведение таких работ, оценка будет проведена до июля 2018 года.
В судебное заседание заинтересованное лицо МО МВД России «Черемховский», извещенное о рассмотрении дела, своих представителей не направило.
В соответствии со ст. 150, 151 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит административный иск прокурора города Черемхово Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 6 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц;
автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога «Голуметь-Хандагай-Индон» является областной автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области, идентификационный номер – 25 ОП М3 25Н-538, находится на территории Черемховского района, автодорога – V технической категории, протяженностью 28 км, из них с асфальтобетонным покрытием – 1,131 км, с гравийным – 20, 724 км, грунтовым – 6,145 км, начало автомобильной дороги – 57 км автодороги «Черемхово-Голуметь-Онот», конец автомобильной дороги – уч. Индон.
Исследованными документами подтверждено, что спорная автомобильная дорога находится в собственности Иркутской области – свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>. Закреплена на праве оперативного управления за ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>» - свидетельство об оперативном управлении от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурору города Черемхово обратились жители д. Хандагай, Черемховского района о содействии в решении вопроса по ремонту дорожного полотна автомобильной дороги в д. Хандагай, указав, что дорога находится в аварийном состоянии, ремонт много лет не производится, во время распутицы жители населенных пунктов отрезаны от г. Черемхово. По данной автодороге производится подвоз школьников МКОУ СОШ Саянское, а состояние автодороги может привести к аварии.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: помощника прокурора г. Черемхово, государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Черемховский», составлен акт, согласно которому в ходе проверки выявлены следующие недостатки: износ дорожного покрытия автомобильной дороги до 57 км составляет 80 %, что не соответствует требованиям Государственных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ-Р-50597-93г; ямочность на проезжей части, просадка дорожного покрытия: длина 20,2 м, ширина 3,8 м, глубина 0,30 м, коллейность дорожного покрытия; не нарезаны водоотводные кюветы; отсутствуют технические средства организации дорожного движения, дорожные знаки, сигнальные столбики. В соответствии со справкой ОГИБДД МО МВД России «Черемховский» от ДД.ММ.ГГГГ при данных недостатках дорожного покрытия автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон» необходимо планирование капитального ремонта, либо реконструкция автодороги. Диагностика автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон» не проводилась.
По информации ОГКУ «Дирекция автодорог» в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, в 2015 году проводилась диагностика автомобильной дороги Черемхово-Голуметь-Онот, из-за ограниченного финансирования на данные работы диагностика автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон» не проводилась. Согласно письму о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ№ в рамках государственного контракта в срок до ДД.ММ.ГГГГ будут выполнены работы по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог Черемховского район, в том числе автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон». Как следует из данного письма, в настоящее время ОГКУ «Дирекция автодорог» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещена информация «О проведении исследования рынка предложений» в соответствии со ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для подготовки документации на проведение закупки на заключение государственной контракта «на выполнение работ по паспортизации с элементами диагностики и разработке проектов с организации дорожного движения по автомобильным дорогам Нижнеудинского, Черемховского, Чунского, Братского, Тайшетского, Ольхонского и Баяндаевского районов, находящимся в собственности Иркутской области. В рамках государственной контракта в срок до ДД.ММ.ГГГГ будут выполнены работы по диагностике и оценке технического состояния, в том числе автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон», на участке км 0 +000 – км 28 +000. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с дефицитом финансирования программного мероприятия ОГКУ «Дирекция автодорог» работы по диагностике и оценке технического состояния выполняются поэтапно, в связи с чем работы по диагностике и оценке технического состояния автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон» будут выполнены в 2018 году. Информация о закупке на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/epz/pticereq/card/docs.html?priceRequestId=115311).
Оценивая доводы административного искового заявления о возложении обязанности на ОГКУ «Дирекция автодорог» устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности, обеспечив проведение диагностики и оценки технического состояния автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон», суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч. 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ).
Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 утвержден порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, который определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно- эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов.
В соответствии с п. 2 Порядка (утв. приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150) оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу п. 3 Порядка (утв. приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150) оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п. 4 Порядка).
В соответствии с п. 7 Порядка (утв. приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150) по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: 1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.
Постановлением Правительства Иркутской области от 27.10.2014 № 527-пп утверждено положение о порядке ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области, согласно п. 2 которого организация мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется областным государственным казенным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».
Согласно уставу ОГКУ «Дирекция автодорог» (утв. исполняющей обязанности министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области 01.06.2015, исполняющим обязанности министра имущественных отношений Иркутской области 27.05.2015) предметом деятельности учреждения является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в сфере управления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Иркутской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области.
Для достижения целей деятельности учреждение в установленном законодательством Российской Федерации и Иркутской области порядке осуществляет обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог Иркутской области установленным правилам, стандартам, техническим нормам.
Для выполнения целей своей деятельности в соответствии с законодательством учреждение имеет право заключать и оплачивать государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Иркутской области в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено действующим законодательством, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Дирекция автодорог» (заказчик) и ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Заларинского, Зиминского, Черемховского районов, находящихся в государственной собственности Иркутской области.
Согласно п. 1.1 в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования Заларинского, Зиминского, Черемховского районов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, закрепленных за заказчиком на праве оперативного управления, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию объекта в соответствии с приложением №а, 1б, 1в, 2, 3. Согласно п. 1.2 конкретные виды и объемы работ по содержанию объекта, сроки их выполнения, а также требуемые уровень содержания и порядок контроля определяются техническим заданием, календарным графиком производства работ, графиком исполнения контракта. Работы определяются с учетом приоритетов: проведения работ, влияющих на безопасность дорожного движения, в том числе восстановление и замена элементов удерживающих ограждений, светофорных объектов, дорожных знаков, уборка посторонних предметов с проезжей части, уборка снега и борьба с зимней скользкостью, устранений деформаций и повреждений покрытия; проведения работ, влияющих на срок службы элементов автомобильной дороги, в том числе восстановление обочин, откосов земляного полотна, элементов водоотвода, приведение полосы отвода автомобильной дороги в нормативное состояние. В силу п. 1.3 подрядчик обязуется на свой риск выполнить весь комплекс работ по контракту в полном соответствии с требованиями технического задания.
Пунктом 4 Технического задания на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Заларинского, Зиминского, Черемховского районов, находящихся в государственной собственности Иркутской области установлены требования к содержанию дорог и порядок оценки уровня содержания: подрядчику надлежит осуществлять комплекс работ по уходу и обеспечить требуемые уровень содержания: а) в весенне-летне-осенний период с 15.04 по 15.10. На всем протяжении дороги допустимый, б) в зимний период с 15.10.по 15.04 допустимый на всем протяжении дороги.
Анализируя приведенный в п. 4 комплекс работ (по содержанию и уходу за дорогой), суд находит заслуживающими внимания доводы стороны административного истца о том, что в состав работ, подлежащих выполнению по государственному контракту по содержанию спорных автодорог, работы по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог не включены, что свидетельствует о нарушении требований законодательства о дорожной деятельности - п. 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ. Доказательств, что административным ответчиком были заключены государственные контракты на выполнение (в рамках содержания автодорог) работ по оценке и диагностике технического состояния спорных автодорог, суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Черемхово, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на ОГКУ «Дирекция автодорог» устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности, обеспечить проведение диагностики и оценки технического состояния автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон» являются законными и обоснованными.
То обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещена информация о закупке «выполнение работ по паспортизации с элементами диагностики и разработке проектов организации дорожного движения по автомобильным дорогам Нижнеудинского, Черемховского, Чунского, Братского, Тайшетского, Ольхонского и Баяндаевского районов, находящимися в собственности Иркутской области, дата и время окончания предоставления ценовой информации – ДД.ММ.ГГГГ, предполагаемые сроки проведения закупки с 04.2018 по 06.2018, не влияет на выводы суда. Поскольку представленная информация тот факт, что до настоящего времени проведение диагностики и оценки технического состояния указанной выше автомобильной дороги административным ответчиком не обеспечено, не опровергает. Доводы представителя административного ответчика о том, что, разместив информацию на сайте в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» ОГКУ «Дирекция автодорог» требования прокурора выполнены, поскольку обеспечено проведение диагностики, не принимаются судом. Суд исходит из того, что из предоставленной информации то обстоятельство, на момент принятия решения ОГКУ «Дирекция автодорог» в соответствии с возложенными полномочиями заключен и оплачен государственный контракт, подлежащий исполнению за счет бюджетных средств, на выполнение работ по диагностике и оценке технического состояния автодороги «Голуметь-Хандагай-Индо», не следует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора города Черемхово возложить обязанность на ОГКУ «Дирекция автодорог» устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности, обеспечив проведение диагностики и оценки технического состояния автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон», являются законными и обоснованными.
Определяя срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, суд учитывает возможность для административного ответчика реализовать мероприятия по обеспечению проведения диагностики и оценки технического состояния автомобильной дороги, исполнимость требований прокурора, приходит к выводу, что срок исполнения обязанности, указанный административным истцом, обусловлен установленным порядком осуществления государственных функций в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Иркутской области в отношении автомобильных дорог общего пользования, соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для обеспечения дорожной деятельности. Такой срок является разумным и достаточным для проведения необходимых процедур, направленных на исполнение соответствующей обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
требования прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности: обеспечить проведение диагностики и оценки технического состояния автомобильной дороги «Голуметь-Хандагай-Индон» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 12 февраля 2018 года