ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4443/20 от 03.11.2020 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

34RS0002-01-2020-008939-35

Дело № 2а-4443/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волгоград 3 ноября 2020 года

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Абакумовой Е.А.,

при секретаре Перевязко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее - Управление Минюста России по Волгоградской области) к Территориальному общественному самоуправлению «Благоустройство» (далее – ТОС «Благоустройство») о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность, в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ),

УСТАНОВИЛ:

Управление Минюста России по Волгоградской области обратилось в суд с административными исковыми требованиями к ТОС «Благоустройство» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность, в качестве юридического лица и исключении его из ЕГРЮЛ.

В обоснование требований административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Управление Минюста России по <адрес> принято решение о государственной регистрации ТОС «Благоустройство», сведения об организации внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН , ИНН . Организация, в нарушение абз. 4, 8 ч.1 ст.29 Закона №82-ФЗ не проинформировала Управление Минюста России по <адрес> о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; не представила отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в 2019 году по форме и в сроки, которые установлены Правительством РФ (по форме ОН 0003, в срок до ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Минюста России по <адрес> поступило уведомление от ТОС «Благоустройство», в котором указано, что в настоящее время организация фактически деятельность не осуществляет, в связи с чем просит ликвидировать ее в судебном порядке. Также до настоящего времени предусмотренный законом отчет Организацией в уполномоченный орган не представлен.

В связи с изложенным, административный истец просил суд признать ТОС «Благоустройство» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.

Представитель административного истца Управление Минюста России по <адрес> Мансветова М.А. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика ТОС «Благоустройство», заинтересованное лицо председатель ТОС «Благоустройство» Загребина Т.В., в судебном заседании с предъявленными требованиями административного иска согласилась. Указала, что ТОС «Благоустройство» деятельность в настоящее время не ведет, а из-за отсутствие денежных средств не может самостоятельно ликвидироваться.

Заинтересованное лицо ИФНС России по <адрес> извещались судом надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о причинах не явки суд не уведомили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку в силу ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению по существу.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии со ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Статья 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает обязанности общественного объединения.

В силу абзаца 2,3,4,8 части первой названной статьи общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 5 ст. 29 названного Закона непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. «б» ч.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», пунктом 4 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции РФ и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций» указанные сведения могут быть представлены в Минюст России или его соответствующий территориальный орган непосредственно, в виде почтового отправления с описью вложения либо путем размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 07.10.2010г. «О порядке размещения в сети Интернет отчётов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации

Согласно положениям п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста России по <адрес> принято решение о государственной регистрации ТОС «Благоустройство», в ЕГРЮЛ внесены ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН , ИНН .

В силу п. 3 ст. 32 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3.1 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (п. 3.2).

Организация, в нарушение абзаца 4, 8 ч.1 ст.29 Закона №82-ФЗ не проинформировала Управление Минюста России по <адрес> о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; а также не представила отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и общественных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в 2019 года (по форме ОН0003, в срок до ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пп. «б» п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», п.4 Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции РФ и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденных Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указанные сведения могут быть представлены в Минюст России или его соответствующий территориальный орган непосредственно, в виде почтового отправления с описью вложения либо путем размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), в порядке предусмотренном приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», ежегодно, не позднее 01 июля года, следующего за отчетным.

В соответствии с ч.1 ст.29 Закона №82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а так же нормы, предусмотренные уставом и иными учредительными документами.

В нарушение приведенных положений закона административным ответчиком не представлялся отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях и расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в 2019 году по форме и в сроки, которые установлены Правительством РФ (по форме ОН0003, в срок до ДД.ММ.ГГГГ).

Данные обстоятельства подтверждаются: отсутствием информации о представлении отчетов в автоматизированной информационной системе Информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации "О деятельности некоммерческих организаций".

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> предпринимались меры для осуществления контроля за деятельностью административного ответчика.

Так ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) в адрес председателя ТОС «Благоустройство» Загребиной Т.В. направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представлять необходимые сведения по форме ОН 0003, которое до настоящего времени не исполнено.

Данное предупреждение направлено организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица (400012, <адрес>, ул. им. Мусоргского, <адрес>), указанному в ЕГРЮЛ (копия почтового реестра и отчета об отслеживании отправления с сайта Почта России прилагаются).

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Минюста России по <адрес> поступило уведомление от ТОС «Благоустройство», в котором указано, что в настоящее время Организация фактически деятельность не осуществляет, в связи с чем, просит ликвидировать ее в судебном порядке.

Организация нарушила абз.8 ч.1 ст.29 Закона №82-ФЗ, выразившееся в непредставлении в установленный срок сведений.

До настоящего времени предупреждение Организацией исполнено не было.

В соответствии с Положениями об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Управление принимает решения о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных региональных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а так же иных некоммерческих организаций.

Таким образом, ТОС «Благоустройство» не исполняло предусмотренную законом обязанность, что в соответствии с приведенными нормами закона является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о о признании данной общественной некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Учитывая, что допущенные административным ответчиком нарушения носят длительный, учитывая позицию председателя ТОС «Благоустройство» о согласии на ликвидацию общественной организации, суд находит заявленные Управлением Министерства юстиции по <адрес> требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом признание в судебном порядке некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из ЕГРЮЛ не препятствует такой организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, а также не исключает для учредителей общественной организации возможности последующей регистрации в качестве юридического лица другой общественной организации с такими же уставными целями.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> - удовлетворить.

Признать Территориальное общественное самоуправление «Благоустройство» зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>, ОГРН , ИНН прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, с исключением сведений об указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Справка: решение суда в окончательной форме с учетом положений ч. 2 ст. 177, ч. 2 ст. 92 КАС РФ составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Абакумова