ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4445/2021 от 31.01.2022 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-702/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2022 года Кировский районный суд города Перми в составе: председательствующего судьи Ершова С.А., при секретаре Карлышевой К.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Автономной некоммерческой организации «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал» о ликвидации некоммерческой организации, исключении некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции России по Пермскому краю обратилось в суд с иском о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал», исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование иска указано, что 22.06.2017 Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю принято решение о государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал». Запись о юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ 27.06.2017 с присвоением ОГРН – <***> Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю. Организация действует на основании устава в редакции от 27.03.2017. Организация не выполняет требования пункта 3 ст.32 Закона №7-ФЗ и Постановления Правительства РФ №212, что свидетельствует об отсутствии деятельности Организации, что подтверждается отсутствием информации о предоставлении отчетов за 2020 в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), отсутствием в учетном деле организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Кроме того, в нарушение п. 3.2 ст. 32 Закона №7-ФЗ организация не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на Информационном портале Минюста России отчета о своей деятельности или предоставлению средствам массовой информации для публикации отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление. За неисполнение требований законодательства к организации применялись меры реагирования в виде вынесения предупреждений. В ответ на вынесенное предупреждение директор организации С. предоставил письменные объяснения, согласно которым организация деятельность не осуществляет, в штатном расписании никого нет, финансовых взаимоотношений ни с кем нет, ни в каких социально-общественных проектах организация не участвует, имущества нет, просит оказать содействие в ликвидации организации.

Административный истец Управление Министерства юстиции России по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на заявленных требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными исковыми требованиями согласен.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пунктов 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Согласно ст.18 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года за предыдущий отчетный период обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.

В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю определено как территориальный орган, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

Из материалов дела следует, что 22.06.2017 Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю принято решение о государственной регистрации Автономной некоммерческой организации «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал». Запись о юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ 27.06.2017 с присвоением ОГРН – <***> Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Пермскому краю. Организация действует на основании устава в редакции от 27.03.2017.

В судебном заседании установлено, что Автономная некоммерческая организация «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал» с 2020 года по настоящее время не выполняет требования п. 3 ст. 32 Федерального закона 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», что свидетельствует об отсутствии деятельности Организации.

Подтверждением данного факта является отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2020 в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организации», а также отсутствие в учетном деле Организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Кроме того, в нарушение п. 3.2 ст. 32 Закона №7-ФЗ организация не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на Информационном портале Минюста России отчета о своей деятельности или предоставлению средствам массовой информации для публикации отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

В адрес Автономной некоммерческой организации «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал», указанный в ЕГРЮЛ и Уставе Организации (<адрес>), Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю 23.07.2021 вынесено предупреждение с требованиями устранить нарушения положений п.п. 3, 3.2 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановления Правительства РФ от 15.04.2016 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и предоставить в адрес Управления Министерства юстиции по Пермскому краю отчеты о деятельности за 2020 год, заявление и информацию о продолжении деятельности в указанный период (л.д.21-22).

Материалы дела не содержат сведений о том, что ответчиком предупреждение обжаловалось, требования истца исполнены, нарушения федерального законодательства устранены. Напротив, директор Автономной некоммерческой организации «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал» С. предоставил письменные объяснения, согласно которым организация деятельность не осуществляет, в штатном расписании никого нет, финансовых взаимоотношений ни с кем нет, ни в каких социально-общественных проектах организация не участвует, имущества нет, просит оказать содействие в ликвидации организации (л.д.28).

Отсутствие сведений о деятельности Автономной некоммерческой организации «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал» указывает на то, что Организация является фактически недействующим юридическим лицом, что в свою очередь может привести к невозможности прохождения ею процедуры ликвидации в порядке, установленном ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, а, следовательно, невозможности исключения Организации из Единого государственного реестра юридических лиц, как заключительного этапа ликвидации.

Непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дает суду основание для ликвидации организации, а также исключения её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал» (ОГРН <***>).

Исключить Автономную некоммерческую организацию «Центр профессионально-общественной аккредитации и добровольной сертификации «Пермский профессионал» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.

Судья С.А.Ершов