Дело № 2а-557/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Огнивенко О.Б.,
при секретаре Фонаковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю обратилась в Индустриальный районный суд г. Барнаула к ФИО1, ИНН *** с уточненным административным иском, в котором просит взыскать:
- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, по налоговому периоду 2017 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100 рублей 11 копеек;
- пени по транспортному налогу с физических лиц по налоговому периоду 2014 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 рублей 10 копеек;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за 2016, 2017, 2018 годы в размере 35 592 рублей, пеня по налоговому периоду 2017, 2018 годов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 151 рубля 61 копейки (122 рубля 68 копеек + 28 рублей 93 копейки),
на общую сумму 35 858 рублей 82 копейки.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником транспортных средств:
- автомобиля легкового ИНФИНИТИ QX80, VIN: ***, государственный регистрационный знак *** год выпуска 2014, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля легкового ТОЙОТА КАМРИ, VIN: ***, государственный регистрационный знак ***, год выпуска 2004, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем обязана оплачивать транспортный налог.
Административному ответчику за 2014 год начислен транспортный налог по автомобилю легковому ТОЙОТА КАМРИ, государственный регистрационный знак ***, в размере 788 рублей, который оплачен налогоплательщиком самостоятельно ДД.ММ.ГГГГ на основании требования *** со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец указал, что право на начисление пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год у него возникло со следующего дня после окончания срока уплаты данного налога в соответствие с налоговым уведомлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Поэтому на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислена пеня в размере 15 рублей 10 копеек, которая до настоящего времени не оплачена.
Кроме того, административный ответчик ФИО1 является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 441, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 1245, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 838, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 751, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 414, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 414, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б, кадастровый ***, площадь 417, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 572, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (земли реорганизованного совхоза «Подойниковский»), кадастровый ***, площадь 5600000, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 1109, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 792, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый ***, площадь 1105, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 604, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 501, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 602, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 190, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый ***, площадь 553, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый ***, площадь 552, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый ***, площадь 370, дата регистрации права 2204.2016, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 369, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б, кадастровый ***, площадь 370, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый ***, площадь 396, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 396, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем ФИО1 является плательщиком земельного налога.
За 2016 год ей начислен земельный налог на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый ***, с учетом повышающего коэффициента, в размере 2 193 рублей.
Однако, учитывая, что ранее плательщику был исчислен земельный налог по указанному объекту недвижимости в сумме 731 рубль, то сумма к доплате составила 1 462 рубля.
Земельный налог за 2016 год оплачен налогоплательщиком частично: ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 рублей; ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 319 рублей, в связи с чем остаток задолженности составил 128 рублей.
За 2017 год административному ответчику ФИО1 начислен земельный налог на земельные участки, расположенные по адресу:
- <адрес>А, кадастровый ***, в размере 10 973 рублей;
- <адрес>Б, кадастровый ***, в размере 5 486 рублей;
- <адрес>А, кадастровый ***, в размере 8 574 рубля;
- <адрес>, кадастровый ***, в размере 5 716 рублей.
Однако, учитывая, что ранее налогоплательщику был исчислен земельный налог за 2017 год по указанным объектам недвижимости в сумме 2 051 рубль (налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГГГ), то сумма к доплате составила 28 698 рублей.
За 2018 год административному ответчику ФИО1 начислен земельный налог на земельные участки, расположенные по адресу:
- <адрес>А, кадастровый ***, в размере 6 401 рубль;
- <адрес>, кадастровый ***, в размере 365 рублей.
Итого сумма земельного налога за 2016, 2017, 2018 годы составила 35 592 рубля.
В связи с возникновением недоимки по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 151 рубля 61 копейки.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком задолженность по земельному налогу за 2016-2018 годы и пени не оплачена.
Кроме того, административный ответчик ФИО1 является собственником следующих объектов недвижимости:
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 82,10, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- незавершенным строительством жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 181,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- объектом индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 99,40, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 80,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый ***, площадь 65, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 84,20, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого строения без права регистрации проживания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 50, этажность 2, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 83,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 101,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 88,10, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 148,20, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 88,10, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 148,20, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 112,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 112,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 112,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем ФИО1 является плательщиком налога на имущество.
За 2017 год ей начислен налог на имущество по объекту:
- квартире, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 82,10, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2 086 рублей.
В связи с возникновением указанной недоимки по налогу на имущество за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 начислены пени в размере 100 рублей 11 копеек.
Налог на имущество за 2017 год в размере 2 086 рублей налогоплательщиком ФИО1 оплачен в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком задолженность пени по налогу на имущество в размере 100 рублей 11 копеек не оплачена.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени.
ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ ***а-936/2020.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен ввиду поступивших от должника возражений относительно его исполнения.
Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ административного истца Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю от административного искового заявления к ФИО1 в части взыскания пени по транспортному налогу с физических лиц по налоговому периоду 2014 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 рублей 10 копеек. В связи с отказом от иска производство по делу в указанной части прекращено.
Этим же определением отказано в удовлетворении заявления о принятии отказа от иска Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю к ФИО1 в части взыскания недоимки пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, по налоговому периоду 2017 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 91 рубля 71 копейки, продолжено рассмотрение административного дела по административному исковому заявлению о взыскании недоимки пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, по налоговому периоду 2017 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100 рублей 11 копеек; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2016, 2017, 2018 годы в размере 35 592 рублей, пеня по земельному налогу по налоговому периоду 2017, 2018 годов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 151 рубля 61 копейки, на общую сумму 35 843 рубля 72 копейки.
Представитель административного истца, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Административный ответчик ФИО1 представила на уточненное административное исковое заявление письменные возражения от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указала, что не согласна с заявленными требованиями, поскольку в ответе налоговой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ***/бн указано, что применена ставка для расчета земельного налога за 2017 год в размере 1,5 % для земельных участков со следующими кадастровыми номерами: ***. Поскольку произошло увеличение налоговых обязательств, сформировано налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГГГ, которое выгружено в электронный сервис «личный кабинет налогоплательщика» в сроки, установленные ст. 52 НК РФ. Пересчеты земельного налога на земельный участок с кадастровым номером *** проводились согласно контрольным мероприятиям. Считает ответ налогового органа непонятным, содержащим общие фразы, не конкретизирующие уточненные требования. При этом в налоговом уведомлении *** от ДД.ММ.ГГГГ не указано, по какому именно налоговому уведомлению произведен перерасчет. История действий пользователя личного кабинета налогоплательщика представлена не в полном объеме, отсутствуют даты и время выгрузки документов (налоговых уведомлений и требований об уплате налога) в личный кабинет налогоплательщика. Не указано, в рамках каких контрольных мероприятий произведен перерасчет земельного налога на земельный участок в кадастровым номером ***, какими нормами законодательства это предусмотрено, не указано основание произведенного перерасчета. Поэтому считает произведенный перерасчет незаконным. Полагает, что представленные в материалы дела карточки расчетов с бюджетом подтверждает её доводы о неоднократных и безосновательных действиях по начислению/уменьшению налоговых обязательств. Указывает, что сведения из карточки расчетов с бюджетом по земельному налогу не соответствуют сведениям уточненного административного искового заявления. Непонятны основания многочисленного начисления, уменьшения сумм земельного налога.
Также административный ответчик в возражениях указывает, что она не согласна с применением налоговым органом при исчислении земельного налога размера налоговой ставки 1,5 %. Считает ссылки налогового органа на использование земельных участков для предпринимательской деятельности неправомерными, и полагает, что указанные доводы не влекут повышение налоговой ставки до 1,5 %, поскольку не свидетельствуют о нецелевом использовании земельных участков. В силу абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, в редакции, действовавшей на начало налогового периода 2017 года, налоговые ставки не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков, в том числе приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», считает, что подлежит применению налоговая ставка в размере 0,3 %.
Кроме того, административный ответчик ФИО1 указывает, что в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 февраля 2017 года № 212-О, при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
Также административный ответчик обращает внимание суда на то, что по земельному участку с кадастровым номером *** перерасчет земельного налога произведен дважды (в налоговом уведомлении *** и ***). Основания перерасчета, тем более, дважды, ей непонятны, в административном исковом заявлении не раскрыты. В первоначальном возражении она поднимала указанный вопрос, ответа не получила.
Не согласна с действиями налогового органа, связанными с зачетом в счет уплаты ранее образовавшейся пени по налогу на имущество в размере 8 рублей 40 копеек, считает их незаконными, так как указанная сумма пени оплачена ею в счет задолженности по пене по настоящему административному исковому заявлению. Оснований зачитывать указанную оплату в счет уплаты ранее образовавшейся пени нет (срок на взыскание ранее образовавшейся пени на сегодняшний день истек). Считает указанные действия налогового органа неправомерными и просит отказать во взыскании указанной суммы.
Кроме того, административный ответчик ФИО1, ссылаясь на положения ст.ст. 69, 70, 48 НК РФ, заявляет о пропуске срока на обращение в суд. При этом указывает, что в данном случае, согласно сведений карточек расчетов с бюджетом задолженность превысила 3 000 рублей до требования *** от ДД.ММ.ГГГГ (так, на ДД.ММ.ГГГГ в карточке расчетов с бюджетом значится недоимка в размере 3 147 рублей), согласно сведений из личного кабинета, представленного налоговым органом, в адрес налогоплательщика направлялись требования ***, 27810 до направления требования ***. Таким образом, задолженность по налогам превысила 3 000 рублей значительно ранее, и налоговым органом пропущен срок на обращение в суд (л.д. 176-182).
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, а также возражения административного ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 93-99).
Указанная квартира являлась имуществом административного ответчика, и в соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** «О налогах на имущество физических лиц» признаётся объектом налогообложения.
Разрешая по существу заявленные требования в части взыскания пени по налогу на имущество, суд, исходя из положений ст.ст. 44, 45, 52, 69, 70, 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, учитывая фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходит из того, что административным истцом, как то требуется в соответствии с частью 1 статьи 62 и части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено доказательств того, что на основании налогового уведомления *** от ДД.ММ.ГГГГ, в котором произведен расчет и указано о необходимости уплаты в числе иных налога на имущество за 2017 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 086 рублей (л.д. 25-26), и по которому в установленный срок не произведена оплата указанного налога, было сформировано требование и направлено в адрес административного ответчика. Соответственно, не подтверждены документально обоснованность и правомерность последующих действий налогового органа по начислению пени в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100 рублей 11 копеек в связи с несвоевременной оплатой налога на имущество за 2017 год.
Кроме того, административным ответчиком ФИО1 представлен платежный документ - чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ об оплате пени по налогу на имущество на сумму 100 рублей 11 копеек (л.д. 124).
Таким образом, представленный административным ответчиком вышеуказанный платежный документ свидетельствуют о том, что ФИО1 в полном объеме оплатила сумму пени по налогу на имущество в связи с недоимкой за 2017 год в размере 100 рублей 11 копеек, указанном в уточненном административном исковом заявлении.
Документов, опровергающих данную позицию, административным истцом не представлено.
Согласно ответу на запрос суда из МИФНС *** по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***/бн, вышеуказанный платеж в размере 91 рубля 71 копейки зачтен в счет уплаты пени за 2017 год, оставшаяся часть в размере 8 рублей 40 копеек зачтена в счет уплаты ранее образовавшейся пени (л.д. 159).
Вместе с тем, указанные в платежных документах суммы полностью совпадают с суммами, заявленными налоговым органом при обращении с заявлением как в порядке приказного производства к мировому судье судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края (л.д. 55-60), так и в Индустриальный районный суд г. Барнаула (л.д. 108-113).
Указанная сумма задолженности оплачена административным ответчикам по реквизитам, отраженным в заявлении, в чеке-ордере обозначено основание внесения платежа как пени по имущественному налогу.
То обстоятельство, что в чеке-ордере об оплате не указан налоговый период, не является виной административного ответчика, поскольку она вносила платеж по пене по налогу на имущество за 2017 год.
Поэтому оплаченная административным ответчиком сумма в размере 100 рублей 11 копеек не могла быть разбита и часть её зачислена в счёт оплаты иных платежей.
Налоговый орган имел возможность однозначно идентифицировать платеж и отнести поступившие денежные средства в счет уплаты задолженности по соответствующим пеням, указанным в иске.
В этой связи действия налогового органа о частичном зачете (8 рублей 40 копеек) произведенной административным ответчиком оплаты суммы задолженности перед бюджетом в соответствии с суммами, заявленными административным истцом при обращении в суд в административном исковом заявлении, в счет оплаты задолженности за более ранний период, являются необоснованными.
В силу положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Поскольку административным ответчиком представлены доказательства отсутствия задолженности по пени по налогу на имущество за 2017 год перед бюджетом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в указанной части.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу пункта 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Вместе с тем, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (пункт 2 названной статьи).
Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации). Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 6 статьи 58 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
С учетом такого регулирования при решении вопроса о наличии (возникновении) налоговой обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, а также обоснованности начисления пеней в связи с его неуплатой (несвоевременной уплатой), суд должен убедиться не только в самом факте, но и дате направления налогоплательщику налогового уведомления, на основании которого подлежит уплате названный налог.
Из материалов дела усматривается, что административный ответчик ФИО1 в 2016 году являлась собственником в числе иных земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***, а также земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ***.
Таким образом, административный ответчик является плательщиком земельного налога.
Административным ответчиком период владения имуществом не оспорен.
Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств обоснованности начисления земельного налога за 2016 год по объекту - земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый ***, в размере 2 193 рублей и, как следствие, заявленных требований о взыскании земельного налога за 2016 год, с учетом частично произведенной оплаты, в сумме 128 рублей.
В силу п. 2 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В силу п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязательства по уплате налога на имущество за 2014 год) срок уплаты физическими лицами налога на имущество составляет не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 320-ФЗ данные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю было сформировано налоговое уведомление *** об оплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком ФИО1 в числе иных земельного налога за 2016 год в размере 5 439 рублей (л.д. 23-24).
При этом, в указанном налоговом уведомлении приведен расчет земельного налога за 2016 год, в том числе, по следующему объекту:
- земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый ***:
2 192 603 (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,10 % (налоговая ставка) х 2/12 (количество месяцев владения) = 365 рублей.
Факт получения указанного налогового уведомления административным ответчиком ФИО1 посредством личного кабинета налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ подтверждается историей действий пользователя (л.д. 147).
Согласно представленной налоговым органом выписки из карточки расчетов с бюджетом по земельному налогу за 2016 год ФИО1 начислено по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ налог в сумме 4 121 рубль. Указанная сумма уплачена налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139-141).
Однако, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> на основании налогового уведомления *** сформировано налоговое уведомление *** о перерасчете земельного налога за 2016 год по объекту - земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый ***, в размере 366 рублей, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-26).
При этом, в указанном налоговом уведомлении приведен следующий расчет:
2 192 603 (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,10 % (налоговая ставка) х 2 (повышающий коэффициент) х 2/12 (количество месяцев владения) = 731 рубль (сумма исчисленного налога) - 365 рублей (сумма ранее исчисленного налога) = 366 рублей.
Факт получения налогового уведомления *** административным ответчиком ФИО1 посредством личного кабинета налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ подтверждается историей действий пользователя (л.д. 149 оборот).
Далее ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> на основании налогового уведомления *** сформировано еще одно налоговое уведомление *** о перерасчете земельного налога за 2016 год по объекту - земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый ***, в размере 1 462 рублей, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
При этом, в указанном налоговом уведомлении приведен следующий расчет:
2 192 603 (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,30 % (налоговая ставка) х 2 (повышающий коэффициент) х 2/12 (количество месяцев владения) = 2 193 рублей (сумма исчисленного налога) - 731 рубль (сумма ранее исчисленного налога) = 1 462 рубля.
Факт получения налогового уведомления *** административным ответчиком ФИО1 посредством личного кабинета налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ подтверждается историей действий пользователя (л.д. 149 оборот).
Согласно представленной налоговым органом выписки из карточки расчетов с бюджетом по земельному налогу за 2016 год ФИО1 начислено по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ налог в сумме 4 121 рубль, затем по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ налог в размере 366 рублей (л.д. 139-141).
Вместе с тем, суд исходит из положений п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В суд представлено только одно требование, сформированное на основании налогового уведомления *** от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, налоговым органом сформировано требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2016 год в размере 1 462 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ФИО1 посредством личного кабинета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).
Однако, суду не представлено доказательств наличия у налогового органа оснований после факта уплаты ДД.ММ.ГГГГ земельного налога за 2016 год в соответствие с налоговым уведомлением *** от ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 121 рубля дважды производить перерасчет земельного налога и формировать новые налоговые уведомления.
Из сообщения Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ***/бн, следует, что перерасчеты земельного налога на земельный участок с кадастровым номером *** проводились, согласно контрольным мероприятиям (л.д. 145).
Вместе с тем, понятие контрольных мероприятий в данном сообщении не раскрыто. Поэтому нельзя признать правомерным факт произведенного перерасчета земельного налога за 2016 год по указанному земельному участку.
Кроме того, из содержания уточненного административного искового заявления следует, что перерасчет земельного налога за 2016 год произведен по земельному участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу по адресу: <адрес>.
Указанное обстоятельство противоречит представленным суду и указанным выше налоговым уведомлениям, в которых речь идет о перерасчете земельного налога за 2016 год по иному объекту недвижимости, а именно о земельном участке с кадастровым номером <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>.
Поэтому требования в указанной части сформулированы налоговым органом не четко.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 128 рублей.
Кроме того, административным истцом заявлены требования о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за 2017 год в размере 28 698 рублей, налог за 2018 год в размере 6 766 рублей, пеня по налоговым периодам 2017, 2018 годов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 151 рубля 61 копейки (122 рубля 68 копеек + 28 рублей 93 копейки).
Из материалов дела усматривается, что административный ответчик ФИО1 в 2017, 2018 годах являлась собственником в числе иных следующих объектов недвижимости:
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 84), с видом разрешенного использования в 2017 году «блокированные жилые дома», в 2018 году «индивидуальные жилые дома» (л.д. 165-166), кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также на ДД.ММ.ГГГГ составляла 731 527 рублей (л.д. 66, 67);
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 81), с видом разрешенного использования в 2018 году «индивидуальные жилые дома» (л.д. 165-166), кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 729 549 рублей 90 копеек (л.д. 78);
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>Б, кадастровый *** (л.д. 85-86), с видом разрешенного использования в 2017 году «блокированные жилые дома», в 2018 году «индивидуальные жилые дома» (л.д. 165-166), кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также на ДД.ММ.ГГГГ составляла 731 527 рублей (л.д. 69, 70);
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 82-83), с видом разрешенного использования в 2017, 2018 годах «индивидуальные жилые дома» (л.д. 165-166), кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1 143 244 рубля 08 копеек (л.д. 75, 76);
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 87-89), с видом разрешенного использования в 2017, 2018 годах «индивидуальные жилые дома» (л.д. 165-166), кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1 143 244 рубля 08 копеек (л.д. 72, 73).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 в 2017, 2018 годах принадлежали на праве собственности указанные земельные участки.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог исчисляется налоговыми органами, срок уплаты налогов установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 839 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» установлены налоговые ставки для собственников земельных участков в зависимости от их назначения.
Действительно, для земельных участков, приобретенных (предоставленных) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на которые прошло три года и более (за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности), налоговая ставка составляет - 0,30 % (в редакции 08.11.2019 № 401).
Для земельных участков, приобретенных (предоставленных) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на которые прошло менее трех лет (за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности), налоговая ставка составляет - 0,10 % (в редакции 08.11.2019 № 401).
Вместе с тем, для прочих земельных участков налоговая ставка составляет 1,5 % (в редакции 08.11.2019 № 401), что полностью согласуется с положением, изложенным в подпункте 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно сообщению Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, ***/бн, при применении налоговой ставки в 1,5 % при исчислении земельного налога за 2017 год по объектам с кадастровыми номерами *** налоговый орган руководствовался положениями ст. 85, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями Минфина России, содержащимися в письме от ДД.ММ.ГГГГ***, согласно которым исчисление налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, в размере, не превышающем 1,5 процента для «прочих земельных участков» (л.д. 145).
Суд полагает, что в судебном заседании из совокупности представленных доказательств установлен факт использования обозначенных земельных участков с целью строительства на них индивидуальных жилых домов и последующей реализации для систематического получения прибыли. Это подтверждается сведениями, содержащимися в выписках из Единого государственного реестра о переходе прав на объекты недвижимости (л.д. 81-89). В данном случае налицо все признаки предпринимательской деятельности. Доказательств обратному административным ответчиком не представлено.
В этой связи исходя из представленных доказательств, а также положений, содержащихся в абзацах третьем и четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, использование налогоплательщиком земельных участков в предпринимательской деятельности исключает возможность применения к ним пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской федерации.
Налоговым органом приведен расчет земельного налога за 2017 год:
- по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>А, кадастровый *** рублей (налоговая база) х 1,50 % (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения) = 10 973 рубля;
- по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>Б, кадастровый *** рублей (налоговая база) х 1,50 % (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 6/12 (количество месяцев владения) = 5 486 рублей;
- по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>А, кадастровый *** рубля (налоговая база) х 1,50 % (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 6/12 (количество месяцев владения) = 8 574 рубля;
- по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый *** рубля (налоговая база) х 1,50 % (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 4/12 (количество месяцев владения) = 5 716 рублей.
Общая сумма земельного налога за 2017 год по указанным объектам составила 28 698 рублей.
Также налоговым органом приведен расчет земельного налога за 2018 год:
- по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>А, кадастровый *** рублей (налоговая база) х 1,50 % (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 7/12 (количество месяцев владения) = 6 401 рубль;
- по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый *** рублей (налоговая база) х 0,10 % (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 6/12 (количество месяцев владения) = 365 рублей.
Общая сумма земельного налога за 2018 год по указанным объектам составила 6 766 рублей.
Указанный расчет судом проверен, он является верным.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 4 названной статьи налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Административному ответчику направлено налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в числе иных предложено в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ произвести уплату земельного налога за 2017 год по земельным участкам с кадастровыми номерами ***, в котором при расчете применена налоговая ставка 0,10 % и произведен соответствующий расчет на сумму 2 051 рубль (л.д. 25-26).
Факт получения налогового уведомления *** административным ответчиком ФИО1 посредством личного кабинета налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ подтверждается историей действий пользователя (л.д. 149 оборот).
Административным ответчиком уплата земельного налога за 2017 год по указанному налоговому уведомлению в сумме 2 051 рубль не была произведена.
Далее в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ предложено произвести оплату земельного налога за 2018 год по объектам с кадастровыми номерами *** в размере 6 401 рубля и 365 рублей, соответственно (л.д. 22).
В этом же налоговом уведомлении произведен перерасчет земельного налога за 2017 год по объектам с кадастровыми номерами ***, в котором при расчете применена налоговая ставка 1,50 % и произведен соответствующий расчет, предложено оплатить 10 241 рубль, 5 120 рублей, 8 002 рубля и 5 335 рублей, соответственно (л.д. 22).
Факт получения налогового уведомления *** административным ответчиком ФИО1 посредством личного кабинета налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ подтверждается скриншотом из программного комплекса АИС налог 3 Пром, историей действий пользователя (л.д. 27, 149).
В связи с непоступлением денежных средств в счет оплаты в числе иных земельного налога за 2017 и 2018 годы, ИФНС направило ответчику требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 35 464 рубля, пени по земельному налогу в размере 151 рубля 61 копейки, в котором оговорен срок исполнения обязанности по уплате налога, пени до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Факт направления требования посредством личного кабинета и его получения налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ, вопреки доводам административного ответчика, установлен и подтвержден документально (л.д. 28, 29, 149).
Срок обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых платежей по требованию ***, по которому общая сумма превысила 3 000 рублей, истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку требование об уплате налогов и пени административным ответчиком не исполнено, истец ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-60) обратился в предусмотренный законом шестимесячный срок с заявлением о вынесении судебного приказа, которое удовлетворено, мировым судьёй судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула вынесен судебный приказ ***а-936/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, которым в числе иных взыскана недоимка по земельному налогу в размере 36 926 рублей и пени по земельному налогу в размере 262 рублей 42 копеек (л.д. 61).
ДД.ММ.ГГГГ с учетом поступивших от должника возражений судом вынесено определение об отмене судебного приказа (л.д. 63, 64), копия которого получена налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
После отмены судебного приказа МИФНС обратилась в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), то есть в срок, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поэтому заявленные требования в части взыскания с административного ответчика ФИО1 земельного налога за 2017, 2018 годы на общую сумму 35 464 рубля являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Административный истец также просит взыскать пени за несвоевременную уплату земельного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствие со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Административный истец приводит расчет пени по земельному налогу за 2017 год:
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовала ставка рефинансирования ЦБ РФ, установленная в размере 6, 50 процентов годовых, число дней просрочки составляло 13 дней, недоимка за 2017 год составляла 28 698 рублей, в связи с чем сумма пени в данный период начисления составила 80 рублей 83 копейки;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовала ставка рефинансирования ЦБ РФ, установленная в размере 6, 25 процентов годовых, число дней просрочки составляло 7 дней, недоимка за 2017 год составляла 28 698 рублей, в связи с чем сумма пени в данный период начисления составила 41 рубль 85 копеек.
Общая сумма пени по земельному налогу в связи с недоимкой за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 122 рубля 68 копеек.
Административный истец приводит расчет пени по земельному налогу за 2018 год:
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовала ставка рефинансирования ЦБ РФ, установленная в размере 6, 50 процентов годовых, число дней просрочки составляло 13 дней, недоимка за 2018 год составляла 6 766 рублей, в связи с чем сумма пени в данный период начисления составила 19 рублей 06 копеек;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовала ставка рефинансирования ЦБ РФ, установленная в размере 6, 25 процентов годовых, число дней просрочки составляло 7 дней, недоимка за 2018 год составляла 6 766 рублей, в связи с чем сумма пени в данный период начисления составила 9 рублей 87 копеек.
Общая сумма пени по земельному налогу в связи с недоимкой за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 28 рублей 93 копейки.
Итого за два налоговых периода сумма пени составила 151 рубль 61 копейку (л.д. 18).
Расчет пени судом проверен и признан верным.
Поэтому заявленные требования в части взыскания пени по земельному налогу являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного подлежат удовлетворению заявленные требования в части взыскания с административного ответчика ФИО1 недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017, 2018 годы в размере 35 464 рублей, пени по земельному налогу по налоговым периодам 2017, 2018 годов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 151 рубля 61 копейки, на общую сумму 35 615 рублей 61 копейка.
В остальной части в удовлетворении уточненного административного искового заявления Межрайонной ИФНС России *** по <адрес>, а именно в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, по налоговому периоду 2017 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100 рублей 11 копеек; а также в части взыскания недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в размере 128 рублей, следует отказать.
В силу положений п. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым районными судами, взыскивается в доход бюджета городского округа, что следует из положений п. 2. ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствует п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ*** «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации». Поэтому, с ответчика в доход муниципального образования городского округа - <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 268 рублей 47 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Уточненное административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ИНН ***, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы *** по <адрес> недоимку:
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2017, 2018 годы в размере 35 464 рублей,
- пени по земельному налогу по налоговым периодам 2017, 2018 годов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 151 рубля 61 копейки,
на общую сумму 35 615 рублей 61 копейка.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования городского округа - город Барнаул государственную пошлину в размере 1 268 рублей 47 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула.
Судья: О.Б. Огнивенко
Решение в окончательной форме изготовлено 04.05.2021.
Верно, судья: | О.Б. Огнивенко |
Секретарь: | Ю.Е. Фонакова |
Подлинник решения находится в Индустриальном районном суде г. Барнаула Алтайского края в материалах административного дела № 2а-557/2021, УИД: 22RS0065-02-2020-006694-92.
По состоянию на 04.05.2021 решение в законную силу не вступило.
Секретарь судебного заседания: Ю.Е. Фонакова