ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-444/2016 от 15.03.2016 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-444/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Великий Устюг 15 марта 2016 года

Судья Великоустюгского районного суда Вологодской области Шаталов А.В.,

при секретаре Карловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 10 по Вологодской области к Жужгину А.В. о взыскании задолженности по налогу,

УСТАНОВИЛ :

МИ ФНС России № 10 по Вологодской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Жужгину А.В. о взыскании задолженности по налогу.

В обоснование административного иска указала, что в соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признавае­мые объектом налогообложения.В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гид­роциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зареги­стрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, яв­ляющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые пред­ставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.На основании п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшест­вующих календарному году его направления. Жужгин А.В. является плательщиком транспортного налога за 2010 год. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Вологодской области «О транспортном налоге» от 15.11.2002 г. 842-ОЗ налог уплачивается налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании налогово­го уведомления не позднее 5 ноября года, следующего за налоговым периодом.Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате нало­га.В силу пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 НК РФ случае направления налогового уведомления и налогового требования по почте заказным письмом; налоговое уведомление и налоговое требование счита­ются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинанси­рования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).Сумма транспортного налога за 2010 год составила 1 750 рублей. Сумма транспортного налога за 2010 год должником не упла­чена.Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 17685 от 08.12.2011 года. Ответчику установлен срок для добровольного исполнения требования - 28.12.2011. В указанный срок требование не исполнено. В соответствии со ст. 75 НК РФ Ответчику начислены пени по транспортному налогу в сумме 80 рублей 42 копейки. Просит взыскать с Жужгина А.В. задолженность по транспортному налогу за 2010 год в сумме 1 750 рублей и пени в сумме 80 рублей 42 копейки. Также МИ ФНС России № 10 по Вологодской области ходатайствует о восстановлении пропущенного срока.

Представитель административного истца МИ ФНС России № 10 по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.

Административный ответчик Жужгин А.В. не явился, извещался о рассмотрении дела надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу положений ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог является региональным налогом.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со с. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ч. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент совершения налогового правонарушения), сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в предусмотренных названной статьей размерах.

В силу положений ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения налогового правонарушения), уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения налогового правонарушения), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Как следует из материалов дела, ответчику в 2010 году в течении 12 месяцев на праве собственности принадлежало транспортное средство ВАЗ-21093, государственный регистрационный номер . Следовательно, в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, Жужгин А.В. является плательщиком транспортного налога.

На основании ч. 3 ст. 4 Закона Вологодской области «О транспортном налоге» от 15.11.2002 842-ОЗ налог уплачивается налогоплательщиками, на основании налогового уведомления не позднее 05 ноября года, следующего за налоговым периодом.

В силу положений ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу ч. 4 ст. 52 и ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения налогового правонарушения), налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с ч. 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно сведениям, представленным МИ ФНС России № 10 по Вологодской области, сумма транспортного налога за 2010 год, которую должен уплатить Жужгин А.В., составила 1 750 рублей 00 копеек. Указанную сумму в установленный законом срок ответчик Жужгин А.В. не уплатил.

В связи с неуплатой транспортного налога Жужгину А.В. было направлено требование № 17685 от 08.12.2011 об уплате транспортного налога за 2010 год в сумме 1 750 рублей 00 копеек и пени в сумме 80 рублей 34 копейки. Данное требование ответчик должен был исполнить в срок до 28 декабря 2011 года в добровольном порядке, что им сделано не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ, ранее - 1 500 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (ч. 2. ст. 48 НК РФ).

Истцом МИ ФНС России № 10 по Вологодской области не представлено суду доказательств, подтверждающих причину не обращения в суд в установленный законом срок с заявлением о взыскании с ответчика Жужгина А.В. вышеуказанной задолженности.

Таким образом, срок обращения налогового органа с заявлением о взыскании с Жужгина А.В. заявленных сумм истек, а потому взысканию данные суммы не подлежат.

Своевременность подачи искового заявления зависела исключительно от волеизъявления истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами субъективного и объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию истцом конституционного права на судебную защиту в срок, установленный ст. 48 НК РФ.

Обстоятельств, приостанавливающих, либо прерывающих течение срока давности обращения в суд, истцом не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ :

Административное исковое заявление МИ ФНС России № 10 по Вологодской области к Жужгину А.В. о взыскании задолженности по налогу - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский райсуд в течение месяца.

Судья - А.В. Шаталов