Административное дело №2а-444/2021
УИД: 36RS0020-01-2021-000752-37
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 апреля 2021 года г. Лиски
Лискинский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего – судьи Шевцова В.В.,
при секретаре Петрушиной А.Н.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя адвоката Пастух В.Н.
представителя административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ФИО2
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области о признании незаконными решения об отказе в удовлетворении жалобы об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей, требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года и уплаты пени за просрочку платежей, письменных ответов об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей, возложении обязанности совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области, в котором указывал, что он является адвокатом Адвокатской палаты Воронежской области, регистрационный номер в реестре адвокатов №36/2855, удостоверение №3276, выдано 02.11.2018 года Управлением Министерства юстиции РФ по Воронежской области, поставлен на учет в налоговом органе в качестве физического лица в статусе адвоката 29 октября 2018 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 УФНС России по Воронежской области, ИНН №<***>. Зарегистрирован по адресу: <адрес>.
<данные изъяты> Уволен со службы <данные изъяты> по собственной инициативе 3 октября 2017 года в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №4ОЗ-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». С 2017 года является получателем военной пенсии.
Адвокаты, из числа военных пенсионеров, наряду с другими категориями граждан, являлись страхователями по обязательному пенсионному обеспечению и в соответствии со статьями 419, 430 Налогового кодекса РФ обязаны были уплачивать страховые взносы в фиксированном размере за расчетный период 2020 года 32 448,00 рублей.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой граждански ФИО5 (вступило в силу с момента официального опубликования - с 30 января 2020 года),
подпункт 2 пункта 1 статьи 6, во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой он характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, норма права, признающая адвокатов, являющихся военными пенсионерами страхователями по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поэтому, в период действия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 5-П (с 30.01.2020 по 31.12.2020), она не подлежала применению.
Таким образом, полагал, что он не обязан уплачивать страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период 2020 года.
18.11.2020 он направлял в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №14 УФНС России по Воронежской области заявление и 07.12.2020 повторное заявление относительно его права на освобождение его, как адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако, в соответствии с ответами МИ ФНС №14 по Воронежской области: «О результатах рассмотрения заявления» от 03.12.2020 №07-07; «О результатах рассмотрения заявления» от 17.12.2020 № 09-05/13222 ему в удовлетворении заявлений было необоснованно отказано, чем нарушены его права.
Вместе с тем, согласно Решению от 11.02.2021 № 15-1-18/03851 @, вынесенного заместителем руководителя Управления ФНС России по Воронежской области ФИО6, в удовлетворении моей жалобы на ответы МИ ФНС №14 по Воронежской области от 03.12.2020 №07-07 и от 17.12.2020 № 09-05/13222 об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей, незаконно отказано.
При всем этом, 22 февраля 2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области направлено на его имя требование №3959 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, по состоянию на 11 февраля 2021 года, за расчетный период 2020 года в сумме 32 448, 00 рублей и пени за просрочку платежей в сумме 188, 47 рублей, всего на сумму 32 763,81 рублей.
Это требование налогового органа также является незаконным, поскольку правовые нормы, обязывающие адвокатов являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, Конституционным Судом РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации и на основании Конституционного законодательства РФ они не могли применяться в период расчетного 2020 года.
На основании изложенного просил суд признать незаконными решение от 11.02.2021 №15-1-18/03851@, вынесенное заместителем руководителя Управления ФНС России по Воронежской области ФИО6, об отказе в удовлетворении его жалобы на ответы МИ ФНС №14 по Воронежской области от 03.12.2020 №07-07 и от 17.12.2020 № 09-05/13222 об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей. Признать незаконным требование №3959 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере по состоянию на 11 февраля 2021 года за расчетный период 2020 года в сумме 32 448, 00 рублей и пени за просрочку платежей в сумме 188, 47 рублей, всего на сумму 32 763,81 рублей. Признать незаконными действия должностных лиц налогового органа - Межрайонной инспекции ФНС №14 по Воронежской области: Ответ «О результатах рассмотрения заявления» от 03.12.2020 №07-07 об отсутствии оснований для освобождения от обязанности по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей; Ответ «О результатах рассмотрения заявления» от 17.12.2020 №09-05/3222 об отсутствии оснований для освобождения от обязанности по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей. Просил также обязать административных ответчиков совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, а именно освободить его, как адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, от обязанности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года в фиксированном размере в сумме 32 448, 00 рублей и пени за просрочку платежей в сумме 188, 47 рублей, всего на сумму 32 763,81 рублей.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Пастух В.Н. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ФИО2 иск не признал на том основании, что в 2020 году адвокаты из числа военных пенсионеров являлись плательщиками страховых взносов. Закон, исключающий их из числа страхователей, вступил в законную силу 10 января 2021 года.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области ФИО3 в судебное заседание не явился, в возражении просил в иске отказать по мотивам, изложенным в решении от 11 февраля 2021 года и рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что административный истец ФИО1 является действующим адвокатом, что подтверждается служебным удостоверением от 2 ноября 2018 года(л.д.80). Одновременно он получает военную пенсию за выслугу лет по линии <данные изъяты> что подтверждается пенсионным удостоверением от 4 октября 2017 года(л.д.79,81-82). Он поставлен на налоговый учет как адвокат в налоговом органе у второго административного ответчика 29 октября 2018 года(л.д.85).
В силу ст. 430 ч.1 п.2 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года.
В срок до 31 декабря 2020 года истец страховые взносы не уплатил, что повлекло выставление вторым ответчиком в отношение него требования №3959 от 11 февраля 2021 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32448 рублей и пени за просрочку платежа 188,47 рублей(л.д.29-32).
Указанное требование выставлено налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена.
Не является правильным довод административного истца о том, что он освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2020 год по следующим основаниям. Действительно, до 01 октября 2010 года адвокаты из числа военных пенсионеров не несли обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако с 01 октября 2010 года в связи с принятием Федеральных законов от 24 июля 2009 года N "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 213-ФЗ), изменилось правовое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования.
Новое правовое регулирование установило, что лица, которые после увольнения с военной службы получают пенсию по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и приобрели статус адвоката, наряду с иными гражданами, обеспечиваемыми пенсиями по нормам данного Закона, в соответствии с частью 4 статьи 7 при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 01 января 2017 года на основании Федерального закона N 243-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации..." полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Таким образом, нормы действующего законодательства, в том числе положения Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и нормы действовавшего ранее Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не содержат исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус адвоката.
Согласно правовой позиции, неоднократно изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от 23 апреля 2014 года N 794-0, от 28 марта 2017 года N 519-0).
При этом не может быть признана состоятельной и ссылка административного истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П, поскольку в данном Постановлении Конституционный Суд признал положения подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона N 4468-1, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Возложение Конституционным Судом на федерального законодателя обязанности по незамедлительному принятию мер по устранению неопределенности нормативного содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, на правильность выводов суда не влияет, по следующим основаниям.
В силу ст.419 ч.1 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены изменения в ст.6 ч.1 п.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которой страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Следовательно, исходя из положения ст. 419 НК РФ адвокаты из числа военных пенсионеров не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако, данный закон вступил в законную силу с 10 января 2021 года. В нем отсутствует указание на то, что его действие распространяется на прошлое время. По указанным мотивам такая обязанность у административного истца прекратилась с 10 января 2021 года, а за 2020 год он должен уплачивать страховые взносы, и административные истца принимали законные решения.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области о признании незаконными решения об отказе в удовлетворении жалобы об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей, требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года и уплаты пени за просрочку платежей, письменных ответов об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей, возложении обязанности совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме составлено 9 апреля 2021 года.
Административное дело №2а-444/2021
УИД: 36RS0020-01-2021-000752-37