ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-444/2022 от 05.03.2022 Мясниковского районного суда (Ростовская область)

№ 2а-444/2022, 2а-445/2022 (УИД 61RS0044-01-2021-002760-70,

61RS0044-01-2021-002759-73)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ростовской области

Мясниковский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.

с участием прокурора Кременица А.А.

представителей административного ответчика Собрания депутатов Большесальского сельского поселения ФИО1, адвоката Лунтовского М.В., Хазизян М.К.

представителей административного ответчика Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения ФИО1, адвоката Лунтовского М.В., Чувараяна Т.В., Тызыхяна Д.А.

представителя заинтересованного лица Администрации Мясниковского района ФИО2

при секретаре Бабиян Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску прокурора Мясниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, заинтересованное лицо - Администрация Мясниковского района Ростовской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности и

по административному иску прокурора Мясниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Краснокрымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, заинтересованное лицо - Администрация Мясниковского района Ростовской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мясниковского района обратился в Мясниковский районный суд Ростовской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, указав, что решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 19.10.2021 года № 3 отклонены кандидатуры претендентов на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения ФИО3 и ФИО4, набравших наибольшее количество баллов по результатам конкурса и представленных конкурсной комиссией, что отражено в протоколе от 19.10.2021 года № 2. Решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 05.11.2021 года № 9 объявлен конкурс на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения Мясниковского района. По мнению прокурора, указанные решения Собрания депутатов Большесальского сельского поселения являются незаконными, необоснованными и подлежат отмене по следующим основаниям. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также соответствующие отношения регулируются ст.20 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области». Решением Собрания депутатов от 25.08.2021 года № 122 утвержден порядок проведения конкурса на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения. В соответствии с ним, в случае признания конкурса состоявшимся, решение конкурсной комиссии о признании конкурса состоявшимся и о предложении двух кандидатов, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса, направляется Собранию депутатов для принятия решения о назначении одного из них на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения. В соответствии с указанной процедурой и решением Собрания депутатов от 25.08.2021 года № 123, проведен конкурс, который признан состоявшимся. Собранию депутатов представлены два кандидата, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса. Как полагает прокурор, в соответствии с приведенными выше нормами законодательства, Собрание депутатов было обязано назначить на должность главы Администрации одного из двух представленных кандидатов при условии соблюдения требований закона при назначении и проведении конкурса. Право не производить назначение на указанную должность победителя конкурса после его проведения законом не предоставлено. Прокурор полагает, что повторный конкурс на замещение должности главы местной администрации может быть объявлен лишь в том случае, если ранее проведенный конкурс был признан несостоявшимся. Так как решения Собрания депутатов №№ 122, 123 не отменялись, результаты проведения конкурса не оспаривались, основания для не назначения одного из представленных кандидатов и для проведения нового конкурса отсутствуют. Таким образом, решение Собрания депутатов от 19.10.2021 года № 3 является незаконным и противоречит требованиям действующего законодательства. Соответственно, в связи с незаконностью решения от 19.10.2021 года, отсутствием оснований для проведения повторного конкурса, незаконным является и решение Собрания депутатов от 05.11.2021 года № 9. На указанные решения Собрания депутатов 12.11.2021 года и.о. прокурора Мясниковского района принесены протесты, однако они оставлены без удовлетворения. По мнению прокурора, его заявление подано в защиту интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с полномочиями, предоставленными ч.1 ст.39 КАС РФ, поскольку несоблюдение Собранием депутатов Большесальского сельского поселения действующего законодательства нарушает нормальную работу исполнительного органа местного самоуправления Большесальского сельского поселения, делает невозможным осуществление Администрацией Большесальского сельского поселения своих функций и полномочий, препятствует реализации муниципальных программ. На основании изложенного, прокурор Мясниковского района просил суд:

Также, прокурор Мясниковского района обратился в Мясниковский районный суд Ростовской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Краснокрымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, указав, что решением Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 14.10.2021 года № 6 отклонены кандидатуры претендентов на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения ФИО5 и ФИО6, набравших наибольшее количество баллов по результатам конкурса и представленных конкурсной комиссией. Решением Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 01.11.2021 № 9 объявлен конкурс на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения Мясниковского района. По мнению прокурора, указанные решения Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения являются незаконными и необоснованными и подлежат отмене по следующим основаниям. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также указанные отношения регулируются ст.20 Областного закона Ростовской области «О местном самоуправлении в Ростовской области». Решением Собрания депутатов от 25.08.2021 года № 116 утвержден порядок проведения конкурса на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения. В соответствии с ним, в случае признания конкурса состоявшимся, решение конкурсной комиссии о признании конкурса состоявшимся и о предложении двух кандидатов, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса, направляется Собранию депутатов для принятия решения о назначении одного из них на должность Главы Администрации Краснокрымского сельского поселения. В соответствии с указанной процедурой и решением Собрания депутатов от 25.08.2021 года № 117, проведен конкурс, который признан состоявшимся. Собранию депутатов представлены два кандидата, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса. По мнению прокурора, Собрание депутатов было обязано назначить на должность главы Администрации одного из двух представленных кандидатов при условии соблюдения требований закона при назначении и проведении конкурса. Право не производить назначение на указанную должность победителя конкурса после его проведения законом не предоставлено. Так как решения Собрания депутатов №№ 116, 117 не отменялись, результаты проведения конкурса не оспаривались, основания для не назначения одного из представленных кандидатов и для проведения нового конкурса отсутствуют. В связи с незаконностью решения от 14.10.2021 года № 6, отсутствием оснований для проведения повторного конкурса, незаконным является и решение Собрания депутатов от 01.11.2021 года № 9. На указанные решения Собрания депутатов 12.11.2021 года и.о. прокурора Мясниковского района принесены протесты, однако они оставлены без удовлетворения. По мнению прокурора, несоблюдение Собранием депутатов Краснокрымского сельского поселения действующего законодательства нарушает нормальную работу исполнительного органа местного самоуправления Краснокрымского сельского поселения, делает невозможным осуществление Администрацией Краснокрымского сельского поселения своих функций и полномочий. На основании изложенного, прокурор Мясниковского района просил суд:

Определением Мясниковского районного суда Ростовской области административные дела: № 2а-445/22 по административному иску прокурора Мясниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, заинтересованное лицо - Администрация Мясниковского района Ростовской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности; № 2а-444/22 по административному иску прокурора Мясниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Краснокрымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, заинтересованное лицо - Администрация Мясниковского района Ростовской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании помощник прокурора Мясниковского района Кременица А.А. заявленные административные исковые требования к Собранию депутатов Большесальского сельского поселения и Собранию депутатов Краснокрымского сельского поселения поддержал, просил административные иски удовлетворить.

Представители административного ответчика Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения по доверенности ФИО1 (т.2 л.д.220), адвокат Лунтовский М.В. (т.3 л.д.43), председатель Собрания депутатов - глава Краснокрымского сельского поселения Чувараян Т.В. (т.2 л.д.221), заместитель председателя Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения Тызыхян Д.А. (т.2 л.д.187) в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признали, поддержав ранее поступившие в суд письменные возражения о том, что решением Собрания депутатов от 14.10.2021 года № 6 отклонены кандидатуры претендентов на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения ФИО5 и ФИО6, представленные конкурсной комиссией. Данное решение Собрания депутатов от 14.10.2021 года № 6 опротестовано прокурором района. Решением Собрания депутатов от 01.11.2021 года № 8 утвержден новый порядок проведения конкурса на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения. В результате рассмотрения протест и.о. прокурора Мясниковского района от 12.11.2021 года на решение Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 14.10.2021 г. № 6 отклонен единогласно. В соответствии с ч.6 ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Собрание депутатов рассмотрело представленные конкурсной комиссией кандидатуры на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения и, воспользовавшись правом принимать решение по данному вопросу, отклонило обе кандидатуры. Соответственно, в ситуации не назначения главы Администрации Краснокрымского сельского поселения Собрание депутатов было обязано принять решение об объявлении нового конкурса, предварительно назначив исполняющего обязанности главы Администрации поселения. Согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправлении. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В соответствии с ч.1 ст.23 Устава МО «Краснокрымское сельское поселение» Собрание депутатов Краснокрымского сельского поселения является представительным органом муниципального образования. Собрание депутатов Краснокрымского сельского поселения подотчетно и подконтрольно населению. В соответствии со ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования назначает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, т.е. выбирает лучшую кандидатуру. Соответственно, этой нормой определяется круг лиц, которые представляются на заседании представительного органа и могут быть назначены на должность главы местной администрации. Обязательным условием является то, что они прошли конкурс. И эту норму нельзя трактовать, как обязанность назначить кандидата. Депутаты Краснокрымского сельского поселения большинством голосов отклонили кандидатов, представленных конкурсной комиссией, выразив, тем самым, свое мнение. Исходя из ч.5 ст.25 Устава муниципального образования, порядок проведения заседаний и иные вопросы организации деятельности Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения устанавливаются Регламентом Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения. Решение об отклонении кандидатур ФИО5 и ФИО6, представленных конкурсной комиссией на рассмотрение Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения, принято в соответствии с общими правилами голосования. Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, прокуратура Мясниковского района ошибочно считает, что голосование за кого-либо из кандидатов выдвинутых конкурсной комиссией является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. В Обзоре судебной практики за 2014-2020 г.г. по вопросу проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования, на основании апелляционного определения Московского городского суда от 18.11.2015 года № 33-36187/2015, суд указал, что порядок рассмотрения представительным органом муниципального образования вопроса о назначении лица на должность главы администрации по результатам конкурса законодательно не урегулирован; положения ч.5 ст.37 и ст.42 Федерального закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 и ч.2 ст.17 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ, устанавливают, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации по контракту устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, при этом такой порядок должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проект акта, не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Вместе с тем, порядок проведения конкурса, установленный муниципальными правовыми актами, не усматривает обязательность принятия решения Собранием депутатов муниципального образования о назначении на должность главы администрации исключительно победителя конкурса (т.2 л.д.212-219).

Представители административного ответчика Собрания депутатов Большесальского сельского поселения по доверенности ФИО1 (т.1 л.д. 70, 115-116), адвокат Лунтовский М.В. (т.1 л.д.118), председатель Собрания депутатов - глава Большесальского сельского поселения Хазизян М.К. в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признали, поддержав ранее поступившие в суд письменные возражения (т.1 л.д.62-69), соответствующие по своему содержанию возражениям Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения.

Представитель заинтересованного лица Администрации Мясниковского района ФИО2 (т.1 л.д.119-120) в судебном заседании оставил разрешение административных исковых требований прокурора на усмотрение суда.

Выслушав прокурора, представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исков, руководствуясь следующим.

Согласно ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия (бездействие) административного ответчика могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением (ч.5).

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (ч.6).

В соответствии с ч.1 ст.20 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением (ч.2).

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (ч.3).

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 25.08.2021 года № 122 утвержден порядок проведения конкурса на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения (т.1 л.д.154-161).

В соответствии с вышеназванным Порядком, по итогам проведения конкурсных испытаний конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о признании конкурса состоявшимся и о предложении двух кандидатов, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса, Собранию депутатов Большесальского сельского поселения для принятия решения о назначении одного из них на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения; 2) о признании конкурса несостоявшимся в случаях: отзыва заявлений кандидатами, в результате которого в конкурсных испытаниях приняли участие менее двух кандидатов; неявки кандидатов, в результате которой в конкурсных испытаниях приняли участие менее двух кандидатов.

В случае признания конкурса несостоявшимся конкурсная комиссия направляет соответствующее решение в Собрание депутатов Большесальского сельского поселения, которое устанавливает новую дату проведения конкурса и срок подачи документов для участия в конкурсе. При повторном проведении конкурса персональный состав и полномочия членов ранее сформированной конкурсной комиссии сохраняются.

Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса направляется в Собрание депутатов Большесальского сельского поселения не позднее следующего дня после принятия решения. Кандидат вправе обжаловать решения конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.1 л.д.159).

Решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 25.08.2021 года № 123 объявлен конкурс на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения (т.1 л.д.162-163), по результатам проведения которого Собранию депутатов представлены два кандидата, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса: ФИО3 и ФИО4

Решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 19.10.2021 года вышеуказанные кандидатуры претендентов на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения (ФИО3 и ФИО4) отклонены, что отражено протоколе от 19.10.2021 года № 2 (т.1 л.д.9-13). За кандидатуру ФИО3 проголосовало 4 депутата из 10, против кандидатуры ФИО4 проголосовали все депутаты.

Решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 05.11.2021 года № 8 утвержден новый Порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации Большесальского сельского поселения (т.1 л.д.74-80). Решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 24.11.2021 года № 14 в ранее утвержденный Порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации Большесальского сельского поселения внесены изменения (т.1 л.д.85-90).

Решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 05.11.2021 года № 9 объявлен новый конкурс на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения (т.1 л.д.81).

Решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 24.11.2021 года № 13 признаны утратившими силу решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 25.08.2021 года № 122 и № 123 (т.1 л.д.84)

Решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 17.12.2021 года № 19 признано утратившим силу решение Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 05.11.2021 года № 9 и объявлен новый конкурс на замещение должности главы Администрации Большесальского сельского поселения (т.1 л.д.91).

Прокурор полагает, что проведение повторного конкурса на замещение должности главы местной администрации возможно лишь в том случае, если ранее проведенный конкурс был признан несостоявшимся. На основании изложенного, прокурор просил суд признать бездействие Собрания депутатов Большесальского сельского поселения, выразившееся в непринятии решения о назначении на должность главы администрации по итогам конкурса, незаконным и обязать Собрание депутатов Большесальского сельского поселения принять решение о назначении на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения по итогам ранее проведенного конкурса.

Вместе с тем, суд считает, что прокурором выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права неопределенного круга лиц, кроме того, заявленные доводы и требования не соответствуют законодательству, а в случае их удовлетворения, принятое решение будет неисполнимым.

Так, согласно ч.5 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.

В данном случае требования прокурора основаны на решении Собрания депутатов Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 25.08.2021 года № 122, которым утвержден Порядок проведения конкурса на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения (т.1 л.д.154-161).

В силу указанного порядка решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса направляется в Собрание депутатов Большесальского сельского поселения не позднее следующего дня после принятия решения. Указания на запрет проведения повторного конкурса на замещение должности главы местной администрации не содержат ни Порядок, утвержденный решением от 25.08.2021 года № 122, ни ч.5 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Более того, решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 24.11.2021 года № 13 решения Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 25.08.2021 года № 122 и № 123 признаны утратившими силу (т.1 л.д.84). То есть, в поступившем административном иске прокурор просит обязать Собрание депутатов Большесальского сельского поселения принять решение о назначении на должность главы Администрации по итогам конкурса, проведенного на основании отмененных решений от 25.08.2021 года № 122 и № 123, при этом само решение Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 24.11.2021 года № 13 прокурором не оспаривается.

Также суд не может согласиться с доводами прокурора о наличии незаконного бездействия со стороны Собрания депутатов Большесальского сельского поселения.

Согласно п.5 ст.25 Устава МО «Большесальское сельское поседение», принятого решением от 31.07.2018 года № 56, и п.5 ст.25 Устава МО «Большесальское сельское поседение», принятого решением от 29.04.2016 года № 97, порядок проведения заседаний и иные вопросы организации деятельности Собрания депутатов Большесальского сельского поселения устанавливаются Регламентом Собрания депутатов Большесальского сельского поселения (т.2 л.д. 32, 114).

Согласно п.3 ст.25 Регламента Собрания депутатов Большесальского сельского поселения, принятого, в соответствии с решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 17.10.2016 года № 4, решения Собрания депутатов нормативного характера принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решения Собрания депутатом, не имеющие нормативного характера, за исключением решений по процедурным вопросам, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Большесальского сельского поселения (т.1 л.д.189).

Бездействие представляет собой пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей.

Собрание депутатов Большесальского сельского поселения является представительным органом муниципального образования, его деятельность регулируется Регламентом Собрания депутатов, который предусматривает порядок принятия решений нормативного и ненормативного характера путем голосования большинством голосов от установленной численности депутатов.

В данном случае вопрос о назначении на должность одного из кандидатов, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса (ФИО3 и ФИО4), был поставлен на голосование. Однако, за кандидатуру ФИО3 проголосовало 4 депутата из 10, а против кандидатуры ФИО4 проголосовали все депутаты. Таким образом, согласно п.3 ст.25 Регламента, решение о назначении не могло считаться принятым, в связи с чем, решением Собрания депутатов Большесальского сельского поселения от 19.10.2021 года обе кандидатуры были отклонены.

Указанные действия Собрания депутатов нельзя расценивать как бездействие, так как бездействием является пассивное поведение, а в данном случае вопрос был поставлен на голосование и, согласно имеющейся у него компетенции, представительный орган муниципального образования проголосовал против принятия соответствующего решения.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статья 46 Конституции РФ не предполагает возможность выбора лицом, обратившимся в суд, по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам производства и категориям дел определяются исходя из ст.ст. 46 - 53, 118, 120, 123 и 125 - 128 Конституции РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Из системного толкования положений статей 226, 227 КАС РФ следует, что по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, юридически значимыми для разрешения спора являются, как установление обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд (в рассматриваемом случае - неопределенного круга лиц), так и наличие способа восстановления нарушенного права, который должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.

В случае удовлетворения требований прокурора о возложении на Собрание депутатов Большесальского сельского поселения обязанности по принятию решения о назначении на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения по итогам конкурса, проведенного во исполнение решений Собрания депутатов от 25.08.2021 года №№ 122, 123, указанное решение суда будет неисполнимым.

Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований о совершении определенных действия установлены в ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно указанной статье, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.352 КАС РФ, в случае необходимости принудительное исполнение судебного акта производится на основании выданного судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, в случае принятия решения о возложении на Собрание депутатов Большесальского сельского поселения обязанности по принятию решения о назначении главы Администрации поселения, для обеспечения принудительного исполнения указанного решения взыскателю может быть выдан исполнительный лист, где в качестве должника будет указано Собрание депутатов Большесальского сельского поселения.

Однако, как указано выше, действующим Регламентом предусмотрено, что Собрание депутатов принимает решения путем голосования большинством голосов от установленной численности депутатов. А поскольку в принятом решении и в выданном на его основании исполнительном листе в качества административного ответчика и должника будут указаны не конкретные депутаты, а Собрание депутатов, данное решение нельзя будет исполнить в принудительном порядке путем применения мер, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Все изложенное свидетельствует о том, что прокурором района избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права неопределенного круга лиц, заявленные требования не соответствуют требованиям законодательства, а в случае их удовлетворения принятое решение будет неисполнимым.

К аналогичным выводам суд приходит и в отношении требований, заявленных к Собранию депутатов Краснокрымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области.

Так, решением Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 25.08.2021 года № 116 утвержден порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации Краснокрымского сельского поселения (т.6 л.д.6-16).

В соответствии с вышеназванным Порядком, в случае признания конкурса несостоявшимся конкурсная комиссия направляет соответствующее решение в Собрание депутатов Краснокрымского сельского поселения, которое устанавливает новую дату проведения конкурса и срок подачи документов для участия в конкурсе.

Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса направляется в Собрание депутатов Краснокрымского сельского поселения не позднее следующего дня после принятия решения.

В случае признания конкурса состоявшимся решение конкурсной комиссии о признании конкурса состоявшимся и о предложении двух кандидатов, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса, Собранию депутатов Краснокрымского сельского поселения для принятия решения о назначении одного из них на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения (т.3 л.д.16).

Решением Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 25.08.2021 года № 117 объявлен конкурс на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения (т.3 л.д.21-23), по результатам проведения которого Собранию депутатов представлены два кандидата, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса: ФИО6 и ФИО5

Решением Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 14.10.2021 года № 6 вышеуказанные кандидатуры претендентов на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения (ФИО6 и ФИО5) отклонены (т.2 л.д.180), что отражено протоколе от 14.10.2021 года № 1 (т.2 л.д.184-194). Против кандидатур ФИО6 и ФИО5 проголосовали все участвовавшие в голосовании депутаты (т.2 л.д.192).

Решением Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 01.11.2021 года № 8 утвержден новый Порядок проведения конкурса на замещение должности главы Администрации Краснокрымского сельского поселения (т.2 л.д.223-233).

Решением Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 01.11.2021 года № 9 объявлен новый конкурс на должность Главы Администрации Краснокрымского сельского поселения (т.2 л.д.181).

Прокурор полагает, что проведение повторного конкурса на замещение должности главы местной администрации возможно лишь в том случае, если ранее проведенный конкурс был признан несостоявшимся. На основании изложенного, прокурор просил суд признать бездействие Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения, выразившееся в непринятии решения о назначении на должность главы администрации по итогам конкурса, незаконным и обязать Собрание депутатов принять решение о назначении на должность главы Администрации поселения по итогам ранее проведенного конкурса.

Вместе с тем, суд считает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права неопределенного круга лиц, кроме того, заявленные требования и доводы не соответствуют положениям законодательства, а в случае их удовлетворения принятое решение будет неисполнимым.

Так, согласно ч.5 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.

В данном случае требования прокурора основаны на решении Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 25.08.2021 года № 116, которым утвержден Порядок проведения конкурса на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения.

Однако запрета на проведение повторного конкурса на замещение должности главы местной администрации не содержат ни Порядок, утвержденный решением от 25.08.2021 года № 116, ни ч.5 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Также суд не может согласиться с доводами прокурора о наличии незаконного бездействия со стороны Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения.

Согласно п.5 ст.26 Устава МО «Краснокрымское сельское поседение», принятого решением от 29.04.2016 года № 133, порядок проведения заседаний и иные вопросы организации деятельности Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения устанавливаются Регламентом Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения (т.3 л.д.107).

Согласно п.3 ст.40 Регламента Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения, принятого, в соответствии с решением Собрания депутатов Краснокрымского сельского поселения от 04.05.2012 года № 10, решения Собрания депутатов нормативного характера принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решения Собрания депутатом, не имеющие нормативного характера, за исключением решений по процедурным вопросам, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Краснокрымского сельского поселения (т.3 л.д.62).

В данном случае вопрос о назначении на должность одного из кандидатов, получивших наивысшую оценку по итогам конкурса, был поставлен на голосование. Однако депутаты проголосовали против и, согласно п.3 ст.40 Регламента, решение не могло считаться принятым, в связи с чем, обе кандидатуры были отклонены.

Указанные действия Собрания депутатов нельзя расценивать как бездействие, так как бездействием является пассивное поведение, а в данном случае вопрос был поставлен на голосование и в рамках имеющейся у него компетенции, представительный орган муниципального образования проголосовал против принятия соответствующего решения.

Также в случае удовлетворения требований прокурора о возложении на Собрание депутатов Краснокрымского сельского поселения обязанности по принятию решения о назначении на должность главы Администрации поселения по итогам конкурса, указанное решение суда будет неисполнимым.

Действующим Регламентом предусмотрено, что Собрание депутатов принимает решения путем голосования большинством голосов от установленной численности депутатов. А поскольку в принятом решении и в выданном на его основании исполнительном листе в качества административного ответчика и должника будут указаны не конкретные депутаты, а Собрание депутатов, данное решение нельзя будет исполнить в принудительном порядке путем применения мер, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Все изложенное свидетельствует о том, что прокурором района избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права неопределенного круга лиц, заявленные требования не соответствуют положениям законодательства, а в случае их удовлетворения принятое решение будет неисполнимым.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска прокурора Мясниковского района Ростовской области к Собранию депутатов Большесальского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о назначении на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения по итогам конкурса, и возложении обязанности принять решение о назначении на должность главы Администрации Большесальского сельского поселения по итогам конкурса отказать в полном объеме.

В удовлетворении административного иска прокурора Мясниковского района Ростовской области к Собранию депутатов Краснокрымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о назначении на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения по итогам конкурса, и возложении обязанности принять решение о назначении на должность главы Администрации Краснокрымского сельского поселения по итогам конкурса отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Даглдян М.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2022 года.