ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-444/2022 от 14.04.2022 Богородицкого районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2022 года р.п. Куркино Тульской области

Богородицкий межрайонный суд Тульской области (постоянное судебное присутствие в р.п. Куркино) в составе:

председательствующего Жукова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зелениной В.В.,

с участием административного истца – помощника прокурора Куркинского района Тульской области Фокиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-444/2022 по административному исковому заявлению прокурора Куркинского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области об обязании разработать нормативный правовой акт об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области,

установил:

прокурор Куркинского района Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области об обязании разработать нормативный правовой акт об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Куркинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и осуществления муниципального контроля в администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, в ходе которой установлено, что администрацией МО Самарское Куркинского района Тульской области до настоящего времени положение об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории МО Самарское Куркинского района не разработано и не утверждено. Бездействие администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, выразившееся в непринятии вышеуказанного положения, влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, невозможность осуществления отдельных видов муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также субъектов предпринимательской деятельности. На основании вышеизложенного, административный истец просил суд обязать административного ответчика разработать Положение об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области.

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Куркинского района Тульской области Фокина Ю.С. заявленные требования поддержала, которые просила удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, указав на признание административных исковых требований.

Выслушав объяснения административного истца, принимая во внимание заявление административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявленные прокурором административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.19 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч.3-4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Следовательно, к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Согласно ст.1 Федерального закона №248-ФЗ под муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Муниципальный контроль должен быть направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона №248-ФЗ нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением муниципального контроля осуществляется настоящим Федеральным законом, а в случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом, также другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается для вида муниципального контроля положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

В соответствии с ч.4 ст.98 Федерального закона №248-ФЗ положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Куркинского района Тульской области проведена проверка исполнения администрацией МО Самарское Куркинского района требований законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и осуществления муниципального контроля в администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, в ходе которой установлено, что администрацией МО Самарское Куркинского района Тульской области до настоящего времени положение об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории МО Самарское Куркинского района не разработано и не утверждено.

И.о. прокурора Куркинского района Тульской области 03.02.2022 в адрес главы Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и осуществления муниципального контроля в администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области.

Данное представление рассмотрено с участием заместителя прокурора Куркинского района Тульской области Кузиной С.В. и признано обоснованным. Администрацией МО Самарское Куркинского района Тульской области будет разработан проект Положения об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории МО Самарское Куркинского района Тульской области и направлен в прокуратуру Куркинского района Тульской области для дачи заключения, что следует из письма Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области от 10.02.2022.

В данном случае бездействие администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, выразившееся в непринятии вышеуказанного положения, влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, невозможность осуществления отдельных видов муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч.3 ст.157 КАС РФ).

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку в соответствии со ст.46 КАС РФ это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суду не представлено доказательств того, что на момент рассмотрения дела указанные в акте проверки нарушения в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и осуществления муниципального контроля в администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области административным ответчиком устранены.

Административное исковое заявление подано прокурором в пределах полномочий, установленных п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 и ст.39 КАС РФ.

С учетом изложенного, административные исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области об обязании разработать нормативный правовой акт об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассмотрев дело в пределах заявленных административных исковых требований, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области об обязании разработать нормативный правовой акт об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области разработать Положение об осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования Самарское Куркинского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий межрайонный суд Тульской области (постоянное судебное присутствие в р.п. Куркино) в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

В окончательной форме решение принято судом 18 апреля 2022 года.