Дело № 2а-4458/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2018 г. Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Мясниковой Н.В.,
при секретаре Гаджахмедове Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Липецка к ФИО1 о восстановлении срока, взыскании недоимки по налогу,
У С Т А Н О В И Л :
ИФНС по Октябрьскому району г. Липецка обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 г., 2016 г. в сумме 14045,29 руб., указав, что в 2014 г. и 2016 г. за ФИО1 были зарегистрированы транспортные средства. В адрес ответчика направлялись налоговое уведомление и требование об уплате налога и пени, однако до настоящего времени задолженность не погашена. В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 г. и 2016 г. Инспекция обратились с заявлением о выдаче судебного приказа, 19.03.2018 г. судебный приказ был вынесен, а определением от 14.05.2018 г. по заявлению должника судебный приказ был отменен. Также заявили ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на то, что с учетом объема направленных заявлений, систематизации полученных судебных приказов и определений об отмене вынесенных судебных приказов, что занимает достаточно большое количество времени, органом не было своевременно направлено заявление о взыскании задолженности в исковом порядке, пропущенный срок малозначительный. Инспекция просит восстановить шестимесячный срок обращения с заявлением в суд о взыскании налога, поскольку причина пропуска является уважительной.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежаще, представитель истца по доверенности ФИО2 в письменном заявлении указала, что ФИО1 в Инспекцию представлены документы на предоставление льгот по имущественным налогам, налоговым органом применена льгота и уменьшен расчет по транспортному налогу с физических лиц за 2014 и 2016 г.г. в сумме 14045, 29 руб., в настоящее время задолженность по транспортному налогу за 2014 г. и 2016 г. отсутствует.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушанья дела извещался своевременно, надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Об отложении дела стороны не просили, документы об уважительной причине неявки не представили.
В отношении надлежащим образом извещенного и неявившегося представителя административного истца дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 150 КАС Российской Федерации.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В силу ст. 3, 23 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьями 396 и 397 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из содержания исковых требований следует, что ФИО1 в 2014 г., 2016 г. являлся плательщиком транспортного налога.
По утверждению налогового органа, об обязанности уплаты налога и его размере ответчик извещался путем направления налогового уведомления, а в последующем в связи с непоступлением оплаты ответчику направлялось требование об уплате налога.
Согласно исковому заявлению ФИО1 имеет задолженность по транспортному налогу за 2014 г., 2016 г. в размере 14045,29 руб.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ.
Требование об уплате налога направляется налоговым органом.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела определением мирового судьи судебного участка №9 Октябрьского судебного района г.Липецка от 14.05.2018 года был отменен судебный приказ от 19.03.2018 года, которым с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 г.
В тоже время с настоящим исковым заявлением налоговый орган обратился только 19.11.2018 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, предусмотренного ст.48 НК РФ.
Согласно с п. 1 ст. 95, ч.2 ст. 286 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Оценив доводы искового заявления, суд полагает несостоятельным утверждение налогового органа о пропуске срока подачи иска в суд по уважительным причинам - ввиду обширного документооборота и большого объема работы.
Данные обстоятельства объективно не исключают возможности обращения в суд в установленный срок, в том числе, с учетом продолжительности периода, когда обстоятельства неуплаты задолженности имели место.
Учитывая изложенное, суд считает, что срок на обращение административного истца с данным иском не может быть восстановлен, следовательно, возможность взыскания указанной суммы в судебном порядке утрачена.
Пропуск срока на взыскание задолженности по налогу является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того в письменном заявлении представитель истца по доверенности ФИО2 указала, что ФИО1 в Инспекцию представлены документы на предоставление льгот по имущественным налогам, налоговым органом применена льгота и уменьшен расчет по транспортному налогу с физических лиц за 2014 и 2016 г.г. в сумме 14045, 29 руб., в настоящее время задолженность по транспортному налогу за 2014 г. и 2016 г. отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Липецка к ФИО1 о восстановлении срока, взыскании недоимки по налогу за 2014 г.,2016 г. – отказать.
Решение подлежит обжалованию в Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Липецка.
Председательствующий: Н.В. Мясникова
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2018 г.
Председательствующий: Н.В. Мясникова