ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-445/20 от 06.02.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Марковой Н.В.

при секретаре Ивановой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-445/2020 (2а-6721/2019) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Афанасьевой Л.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с иском к Афанасьевой Л.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени.

В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязана уплачивать законно установленные налоги на доходы физических лиц. Поскольку должник не исполнила в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, ей было направлено требование № 3008 от 31.01.2019 года об уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, с предложением добровольно погасить задолженность. Однако ответчиком данные требования оставлены без исполнения. Просит взыскать с ответчика недоимку по НДФЛ в размере 20 076 руб. и пени в размере 197,08 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, оплата задолженности ответчиком не произведена.

Административный ответчик Афанасьева Л.Н. в судебном заседании с иском не согласилась, суду пояснила, что ежегодно она оплачивает только земельный налог. Требования о взыскании иных налогов не признает, указала, что выигрыш в лотерею был получен в 2015 году. Между тем, требование об уплате налога на указанный доход получено было только 31.01.2019 года. Считает, что налоговым органом пропущен срок исковой давности для обращения с данным иском.

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения административного ответчика, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.

В соответствии со ст. 207 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 Налогового Кодекса РФ

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Из материалов дела следует, что налоговый агент АО ТД «Столото» представил в налоговый орган справку о доходах физического лица Афанасьевой Любови Николаевны № 124 от 19.03.2017 года за 2016 год, согласно которой АО ТД «Столото», как налоговый агент, исчислил сумму налога к уплате 20 076 руб., но не уплатил указанную сумму в бюджет.

Ответчик Афанасьева Л.Н. факт получения выигрыша в лотерее «Столото» не оспорила, однако указала, что данный выигрыш был получен ею в декабре 2015 года, то есть доход получен в 2015 году, а требования об уплате налога ей были предъявлены только в 2019 году.

Указанные доводы судом не принимаются, поскольку самостоятельно Афанасьева Л.Н. сведения о получении дохода в связи с выигрышем в лотерею в декабре 2015 года в налоговый орган не предоставила.

Сведения о получении Афанасьевой Л.Н. указанного дохода поступили в налоговый орган в 2017 году от налогового агента АО ТД «Столото», в связи с чем, обоснованно были учтены налоговой инспекцией как доход физического лица за 2017 налоговый период.

На основании вышеуказанных сведений налог на доходы физического лица, не удержанного налоговым агентом, в размере 20 076 руб. был включен в налоговое уведомление № 51023006 от 29.08.2018 года вместе с начисленным за 2017 налоговый период земельным налогом в размере 625 руб. Установлен срок оплаты до 03.12.2018 года.

Факт направления в адрес налогоплательщика указанного уведомления подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке от 21.09.2018 года.

Факт получения указанного уведомления ответчик оспаривает, однако пояснила, что начисленный земельный налог, рассчитанный в том же уведомлении, ею был уплачен.

В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в адрес Афанасьевой Л.Н. было направлено требование об уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 20 076 руб. и пени по нему в размере 197,08 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 26.03.2019 года, что подтверждается требованием № 3008 по состоянию на 31.01.2019 года.

Факт направления в адрес налогоплательщика указанного требования подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке от 18.02.2019 года.

Факт получения указанного требования административный ответчик в судебном заседании подтвердила.

Поскольку требование об уплате налога было оставлено без исполнения, налоговая инспекция 23.05.2019 года обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных налоговых платежей и пени.

27.05.2019 года мировым судьей судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 05.06.2019 года был отменен на основании заявления Афанасьевой Л.Н.

После отмены судебного приказа налоговый орган 04.12.2019 года обратился в суд с настоящим административным исков о взыскании с ответчика задолженности по налогу, то есть в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ и ст. 48 НК РФ.

Факт неуплаты в полном размере начисленного по требованию № 3008 от 31.01.2019 года НДФЛ за 2017 год и пени по ним ответчик в судебном заседании не оспорила.

Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на доходы физического лица с доходов, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 20 076 руб. и пени по ним в размере 197,08 руб.

В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требования административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 808,19 руб.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с Афанасьевой Любови Николаевны в пользу государства недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 налогового кодекса РФ, в размере 20 076 рублей, пени в размере 197 рублей 08 копеек, а всего 20 273 рубля 08 копеек.

Взыскать с Афанасьевой Любови Николаевны в доход государства государственную пошлину в размере 808 рублей 19 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2020 года.

Председательствующий: