Дело № 2а-4466/2020
УИД 21RS0025-01-2020-005174-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 октября 2020 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Чебоксары к Управлению ФССП России по Чувашии об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в суд с административным иском к Управлению ФССП России по Чувашии об освобождении от взыскания исполнительских сборов от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения: предоставить Чаевцеву Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что неисполнение решения суда связано с наличием объективных, уважительных обстоятельств, препятствующих его исполнению, и не зависящих от воли органа местного самоуправления, просит освободить от уплаты исполнительского сбора.
Административный истец администрация г. Чебоксары, извещенная надлежащим образом о рассмотрении дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечило.
Третье лицо судебный пристав-исполнитель Степанов Е.Ю. в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, в котром просил откзать в удовлетворении иска, указывая на то, что постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным. Размер исполнительского сбора определен в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве».
Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в производстве Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП по ЧР имеется исполнительное производство №-ИП от, возбужденное на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Чаевцеву Р.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В пункте 2 постановления судебный пристав-исполнитель установил должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, судебный пристав-исполнитель постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ взыскал с истца исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Истцом не оспаривается правомерность возбуждения исполнительного производства, своевременное получение им постановления о его возбуждении и предупреждения о взыскании с него исполнительского сбора в размере 50 000 руб., как с должника-организации в случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа в установленный срок – 5 дней.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательства предусмотрены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Под уважительными причинами для неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующим порядок и сроки совершения мероприятий в указанной сфере.
Так, план соответствующих закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 17).
Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (часть 9 статьи 17).
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (часть 1 статьи 49).
Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 54).
Согласно пункту 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи (в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Приказами Минстроя России от 12 сентября 2018 года N 572/пр, 19 декабря 2018 г. N 822/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года" утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Чувашской Республике в пределах 34 032,00 - 34 144,00 руб.
Истцом во исполнение решений судов с соблюдением требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказов Минстроя России объявлялись электронные аукционы по закупке квартир ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам аукционов не было подано ни одной заявки ввиду несоответствия аукционной стоимости одного квадратного жилья рыночной стоимости, аукционы признаны несостоявшимися.
Изложенное свидетельствует, что истцом до возбуждения, после возбуждения исполнительного производства проводились действия, которые он обязан совершить во исполнение решения суда и требований исполнительских документов по предоставлению взыскателям благоустроенного жилого помещения, для чего ему требуется значительное время, которое многократно превышает установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, исполнение администрацией г.Чебоксары Чувашской Республики предусмотренных законом процедур объективно исключает возможность предоставления взыскателям жилого помещения в пятидневный срок со дня получения им копии постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике.
При этом суд исходит из того, что согласно пункту 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи (в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Неисполнение требований исполнительного документа в предоставленный одновременно с возбуждением исполнительного производства срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, было вызвано причинами, объективно не зависящими от воли должника, и свидетельствует об отсутствии вины администрации г. Чебоксары Чувашской Республики и, следовательно, о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
В рассматриваемой ситуации меры принудительного исполнения без учета перечисленных обстоятельств являются неэффективными и создают дополнительную финансовую нагрузку на местный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
освободить администрацию города Чебоксары от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова