Дело № 2а–446/2019 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года | город ФИО1 |
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,
с участием прокурора Супрунова Э. С.,
при секретаре Сергеевой Л. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Общества с ограниченной ответственностью «Восток», Общества с ограниченной ответственностью «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин» и Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления недействующим,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Восток» обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления недействующим.
Административный истец в обоснование требований указал, что Администрацией муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области 16 августа 2010 года издано постановление № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1».
Данным постановлением Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. ФИО1 распространяются на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, промышленные предприятия, организации и учреждения, сбрасывающие сточные воды в системы коммунальной канализации, обслуживаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, устанавливают нормативы по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы канализации, находящиеся в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства, порядок установления допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, являются обязательными для всех абонентов, отводящих сточные воды в системы канализации.
К числу абонентов относятся юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод, загрязняющих веществ в составе сточных вод.
ООО «Восток» является абонентом организации водопроводно- канализационного хозяйства, с которой заключен 14 декабря 2015 года договор № ****** холодного водоснабжения и водоотведения, и которому с 01 ноября 2017 года выставляются счета за залповые сбросы, негативное воздействие на водные объекты на основании допустимых концентраций, утвержденных постановлением, а также плата за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения.
Административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых вышеуказанным постановлением, которым затрагиваются права и законные интересы в части предъявления к оплате платы с применением установленных нормативов допустимых концентраций данным постановлением.
ООО «Восток» полагает, что постановление № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1» вступило в противоречие с 16 января 2015 года с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, а именно постановлению Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации» (п. 61) и постановлению Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».
Согласно п. 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в редакции на дату принятия постановления), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 2.2. Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. ФИО1 Ленинградской области (Приложение № 1 постановления № ****** от 16.08.2010 года) определено, что Условия разработаны с учетом защиты от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материалы труб, колодцев, нарушения технологической работы очистных сооружений организации ВКХ), обеспечения безопасной эксплуатации сетей и сооружений канализации.
Также, п. 4.2 и 4.3 Условий предусматривают, что нормативы по качеству сточных вод, принимаемых в систему канализации исходя из необходимости обеспечения безаварийной работы сетей и сооружений систем канализации, а также определены с учетом допустимых концентраций загрязняющих веществ для канализационных сетей и биологической очистки с целью предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, оборудования, а также нарушения технологического режима очистки.
Таблица N 2 Условий содержит перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов организацией ВКХ в систему канализации.
При утверждении постановления № ****** от 16.08.2010г. в Условиях полностью воспроизведен пункт 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 пункту 3 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения, которые устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом таких систем.
На основании указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 были утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения. В приложении N 5 указанных Правил установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Таким образом, с принятием указанных Правил регулирование вопросов, связанных с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения и оказывающие на них негативное воздействие, было отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 3 абзац пятый пункта 61 Правил N 167, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделялись полномочиями по установлению абоненту нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод с учетом необходимости защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, признан утратившим в силу. Данное изменение в Правила 167 вступило в силу 16 января 2015 года.
То есть, одновременно стали действовать и подлежать применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами № ******;
требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением № 5 к правилам № ******.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложение № 5 к Правилам № ****** т на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
С учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 05 января 2015 года № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения», расчет значений допустимых концентраций, которые ранее определялись с учетом условия защиты сетей и сооружений системы канализации должны были быть пересмотрены органом местного самоуправления в сторону установления новых, так как из расчета исключается защита от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материалы труб, колодцев, нарушения технологической работы очистных сооружений организации ВКХ), обеспечение безопасной эксплуатации сетей и сооружений канализации.
Вместе с тем, Условия до настоящего времени содержат оспариваемое Административным истцом положение о необходимости при установлении организацией ВКХ абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод учитывать условие «защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации (предотвращение заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материалы труб, колодцев, оборудования, а также обеспечение технологического режима очистки). При этом, значения допустимых концентраций загрязняющих веществ (ДКпр) в сточных водах абонентов очистных сооружений, установленные Постановлением № ****** от 16.08.2010г. определены также с учетом необходимости защиты от негативного воздействия загрязняющих веществ в сточных водах сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
С 16 января 2015 года органы местного самоуправления должны были привести в соответствие Условия и значения допустимых концентраций исключив условие о защите сетей и сооружений, поскольку нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения и оказывающие негативное воздействие на такие сети, установлены на федеральном уровне в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644.
Вместе с тем, ГУП «Леноблводоканал» продолжает начислять абонентам, в том числе и ООО «Восток», плату за негативное воздействие на окружающую среду (водные объекты), плату за залповые сбросы в соответствии со значениями допустимых концентраций определенных с учетом необходимости защиты от негативного воздействия загрязняющих веществ в сточных водах сетей и сооружений систем коммунальной канализации, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку приводит к повышенному начислению платы за негативное воздействие на окружающую среду (водные объекты) включающую в себя плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, которая определяется не в соответствии с постановлением № ****** от 16.08.2010 года, а применяемыми нормативами, установленными федеральными Правилами.
Кроме того, Постановление № ****** «Об утверждении «Условий приема, загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1» от 16 августа 2010 года распространяется на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, промышленные предприятия, организации и учреждения, сбрасывающие сточные воды в системы коммунальной канализации, обслуживаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, устанавливают нормативы по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы канализации, находящиеся в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства, порядок установления допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, является обязательным для всех абонентов, отводящих сточные воды в системы канализации города ФИО1, на основании которого определяется порядок расчета и взимание платы с абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения, соответственно принятое постановление обладает признаками нормативного правового акта, который устанавливается только решением Совета депутатов МО город ФИО1 - представительным органом.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава МО подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом.
Администрация не наделена полномочиями по изданию (принятию) нормативных правовых актов в любой сфере правоотношений. Такими полномочиями обладает только представительный орган - Совет депутатов МО город ФИО1.
Именно главам муниципальных образований рекомендовано утвердить условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов (п. 3 постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 № ******), в силу структуры органов местного самоуправления и системы муниципальных правовых актов.
Принятие Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. ФИО1 и Порядка корректировки размера платы за сверхнормативным сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. ФИО1 должно было приниматься Советом депутатов муниципального образования город ФИО1 - представительным органом власти, а не исполнительно-распорядительным - Администрацией МО г. ФИО1.
В связи с вышеизложенным оспариваемое постановление администрации МО город ФИО1 № ****** от 16.08.2010 года издано с превышением полномочий органом, не наделенным такими полномочиями на его принятие, соответственно, такое постановление должно быть признано недействующим полностью с 16 января 2015 года (том 1 л.д. 14-21).
Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин» обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области с административным иском к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления администрации МО город ФИО1 № ****** от 16.08.2010 года незаконным с момента его издания, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца и взыскании государственной пошлины в размере 4 500 руб. 00 коп.
Административный истец в обоснование требований указал, что Постановление № ****** «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимыми абонентами в системы канализации г. ФИО1» и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1» (далее Постановление № ******) было принято с нарушением норм действующего законодательства, а также установленные для абонентов нормативы по нефтепродуктам в размере 0,2 мг/куб.дм, взвешенным веществам - 194 мг/куб. дм, меди - 0,003 мг/куб.дм, железу - 0,3 мг/куб.дм, алюминию - 0,2 мг/куб.дм, БПК5 - 197 мг/куб.дм, ХПК - 295 мг/куб.дм, форсфат-ионам по фосфору - 0,3 мг/куб.дм, АПАВ - 1,43 мг/куб.дм, марганцу - 0,03 мг/куб.дм, сухому остатку - 400 мг/куб.дм. экономически не обоснованы и установлены в отсутствие методики расчета.
Постановление № ****** было принято Администрацией муниципального образования города ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области в отсутствие предусмотренного действующим законодательством разрешения на сброс и нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект, в связи с чем установленные в Постановлении № ****** нормативы для абонентов являются необоснованными по размеру. Критерии и методика, в соответствии с которыми установлен данный норматив отсутствуют.
Кроме того, установленные Постановлением № ****** значения допустимых концентраций загрязняющих веществ в несколько раз ужесточают допустимые значения и, по мнению Административного истца, не соответствуют технической возможности имеющихся в г. Волхове очистных сооружений.
Данное Постановление принято Администрацией с превышением полномочий и должно быть признано незаконным (том 1 л.д. 240-245).
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») в лице Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области с административным иском к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления администрации МО город ФИО1 № ****** от 16.08.2010 года незаконным с момента его издания и взыскании государственной пошлины в размере 4 500 руб. 00 коп.
Административный истец в обоснование требований указал, что ОАО «РЖД» считает, что постановление № ****** «Об утверждении условий рисуема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимыми абонентами в системы канализации г. ФИО1» и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1» было принято с нарушением норм действующего законодательства, а также установленный для абонентов норматив по нефтепродуктах в размере 0,2 мг/куб дм экономически не обоснован, также полагал, что постановление от 16.08.2010 № ****** было принято Администрацией муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области с превышением полномочий.
Постановление № ****** от 16.08.2010 было принято Администрацией муниципального образования города ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области в отсутствие предусмотренного действующим законодательством разрешения на сброс и нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект, в связи с чем установленные в постановлении № ****** нормативы для абонентов являются необоснованными по размеру. Критерии и методика в соответствии с которыми установлен данный норматив отсутствуют (том 2 л.д. 72-77).
Протокольными определениями от 20 мая 2019 года административные дела по искам Общества с ограниченной ответственностью «Восток», Общества с ограниченной ответственностью «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин» и Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании постановления недействующим и незаконным объединены в одно производство для совместного рассмотрения (том 2 л.д. 63, 152-153).
Протокольным определением от 11 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (том 1 л.д. 190).
В судебном заседании представитель истца ООО «Восток» ФИО2, действующая на основании доверенности от 23.01.2019 (том 1 л.д. 144-146), представитель истца ООО «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин» ФИО3, действующая на основании доверенности от 22.03.2019 (том 2 л.д. 54-56) и представитель истца ОАО «РЖД» ФИО4, действующая на основании доверенности от 28.12.2017 (том 2 л.д. 149-150), исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель административного ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представители заинтересованных лиц Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Ленинградской области ФИО5, действующая на основании доверенности от 08.01.2019 (том 2 л.д. 154), ГУП «Водоканал Ленинградской области» ФИО6, действующая на основании доверенности № ****** от 18.12.2018 (том 1 л.д. 204-208), в судебном заседании требования истцов не признали, полагали, что они не обоснованны и удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий, предоставленных Администрации МО город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области.
Суд, с согласия представителей административных истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4, представителей заинтересованных лиц ФИО5, ФИО6, участвующего в деле прокурора Супрунова Э. С., полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания и ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей административных истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4, представителей заинтересованных лиц ФИО5, ФИО6, заключение участвующего в деле прокурора Супрунова Э. С., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В пунктах 17, 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Установлено, что Администрацией муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области 16 августа 2010 года издано постановление № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1».
Данным постановлением Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. ФИО1 распространяются на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, промышленные предприятия, организации и учреждения, сбрасывающие сточные воды в системы коммунальной канализации, обслуживаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, устанавливают нормативы по качеству сточных вод абонентов, принимаемых в системы канализации, находящиеся в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства, порядок установления допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, являются обязательными для всех абонентов, отводящих сточные воды в системы канализации.
К числу абонентов относятся юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод, загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Постановлением администрации муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области от 19 октября 2010 года № ****** внесены изменения в постановление главы администрации МО г. ФИО1 № ****** от 16 августа 2010 года (том 1 л.д. 74-109).
Пунктом 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № ****** (далее по тексту - Постановление № ******) предусмотрено, что органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее также - организация ВКХ) обязаны устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Такие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а именно перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах Абонентов на территории ****** были утверждены Постановлением администрации МО город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской от 16.08.2010 г. № ******.
Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 18 апреля 2019 года признаны недействующими постановления администрации муниципального образования город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области от 16 августа 2010 года № ****** и от 19 октября 2010 года № ****** (том 1 л.д. 225-226).
Постановление № ****** от 16.08.2010 позволяло ГУП «Леноблводоканал», как организации ВКХ осуществлять контроль сбрасываемых сточных вод абонентами через централизованные сети водоотведения в водный объект - реку ФИО1, что в свою обеспечивает принципы платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде и стимулировало абонентов к недопущению несанкционированных сбросов загрязняющих веществ.
Согласно статье 16 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).
Плата вносится природопользователями, те есть лицами, непосредственно осуществляющими сбросы сточных вод в водный объект.
В разъяснениях Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 со ссылкой на Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее Правила N 644), Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее Правила N 167), Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее Постановление N 1310), указано, что в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Названные требования имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса); платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании права на установление таких нормативов организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами указанных нормативов, принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила N 167, Постановление N 1310), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка исчисления и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, а органы местного самоуправления - наличие действующих в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ВКХ.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами N 167 и Постановлением N 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод, оказываемые организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения, в том числе плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, должны оплачиваться всеми абонентами таких систем организациям водопроводно-канализационного хозяйства.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в параграфах 1 и 6 главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 (далее по тексту - Правила N 167), в части, не утратившей силу в связи с введением в действие Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее по тексту - Правила N 644).
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент (юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты водоснабжения и (или) канализации) заключают между собой публичный договор, предметом которого является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12 февраля 1999 года были утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации N 167.
Оспариваемое постановление принято во исполнение пункта 61 Правил N 167.
В пункте 1 Правил N 167 даны понятия, которые применяются в настоящем нормативном правовом акте. Так, «нормативы водоотведения или нормативы сброса» - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Согласно пункту 7 Правил N 167 (в редакции, действовавшей на дату издания постановления № ******) централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу пункта 22 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод, это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Согласно статье 42 Федерального закона N 416-ФЗ до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Данные Правила устанавливают требования к сточным водам в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3. Пункт 114 содержится в разделе VI Правил N 644 «Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения».
Из анализа положений Правил N 167 и Правил N 644 в их взаимосвязи можно сделать вывод о том, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения отлична от платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Кроме того, из содержания указанных норм права следует, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях их нормального функционирования, в рассматриваемом случае, речь идет о плате за сверхнормированный сброс по качественному составу сточных вод, то есть об ином виде платы.
Нормативы, приведенные в приложении N 3 к Правилам N 644, установленные в соответствии с пунктом 114 данных Правил, применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу центральной системы водоотведения.
Данное нормоприменение, нашло свое отражение и в разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 июля 2014 года N 12024-ГБ/04.
Так в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2003 года N 1038, Минстрой России дает разъяснения по применению положений Правил и вопросов регулирования сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения.
В разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 июля 2014 года N 12024-ГБ/04, по вопросу легитимности принятия органом местного самоуправления нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод указано, что в настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов действуют 2 вида требований (нормативов): в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения действуют Правила N 644 (раздел IV, приложения N 2 и N 3), а в части предотвращения негативного воздействия на водные объекты сохраняют свое действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, так как действие данного пункта сохраняется.
Таким образом, действующим законодательством органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации.
При этом исходя, из разъяснений содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года N 12-П, одним из принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Доводы административных истцов о том, что при расчете нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, содержащихся в оспариваемом постановлении № ****** от 16.08.2010, учитывалось негативное воздействие на сети, а не только вредное воздействие на природные (водные) объекты, суд находит несостоятельными.
Данное утверждение опровергается Расчетом допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в систему канализации и на очистные сооружения г. ФИО1, являющимся приложением к Постановлению № ****** от 16.08.2010 (том 1 л.д. 76-95).
Из данного Расчета следует, что показатель «Ссеть» (допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, установленная исходя из условий предупреждения заиливания и агрессивного воздействия на канализационные сети) отсутствует и в текстовой части Расчета и в используемых формулах (том 1 л.д. 84, 89-95).
Проанализировав приведенные нормативные правовые акты, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление № ****** от 16.08.2010 не противоречит федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, не имеется правовых оснований для признания оспариваемого постановления недействительным и незаконным.
Полномочия органов местного самоуправления устанавливать нормативы воздействия на системы коммунального водоснабжения и канализации вытекают из прав и обязанностей собственника на эти объекты, а также из положений статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которыми предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация мероприятий по охране окружающей среды, и положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 32 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области глава администрации вправе издавать правовые акты в пределах своих полномочий (том 1 л.д. 166-170).
Согласно п. 1 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, установлено, что нормативы водоотведения или нормативы сброса - установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование. Таким образом, указанным актом не определено, что нормативы должны быть утверждены исключительно представительными органами местного самоуправления.
Согласно п. 13 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», нормативные требования по составу сточных вод являются существенным условием договора на прием (сброс) сточных вод, соответственно в соответствии с п. 11 указанных «Правил» и ст. 426 ГК РФ, оспариваемые нормативы утверждены при осуществлении полномочий собственника и соответствуют полномочиям, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление № ****** от 16.08.2010 принято в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления – Администрации МО город ФИО1 Волховского муниципального района Ленинградской области.
Судом установлено, что ООО «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин» первоначально с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Администрации МО город ФИО1 № ****** от 16 августа 2010 года «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1» обратилось в Ленинградский областной суд и определением от 15 апреля 2019 года данное исковое заявление было возвращено административному истцу в связи с неподсудностью дела Ленинградскому областному суду (том 2 л.д. 57-59).
В связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для прекращения производства по делу в части требований ООО «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин».
Суд, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО «Восток», ОАО «РЖД» и ООО «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин» требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Восток» к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим полностью с 16 января 2015 года постановления от 16 августа 2010 года № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1» и обязании разместить сообщение о решении суда в официальном печатном издании, отказать.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «ВИЛАШ – Комбинат шампанских вин» и Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим и незаконным постановление от 16 августа 2010 года № ****** «Об утверждении «Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации» г. ФИО1 и «Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. ФИО1» с момента его издания, обязании устранить нарушение прав и взыскании государственной пошлины в размере 4 500 руб. 00 коп. в пользу каждого истца, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Кузнецова Л. А.
Мотивированное решение составлено 14 июня 2019 года.
Судья: подпись Кузнецова Л. А.