ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-446/2016 от 27.04.2016 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ пгт. Березово

Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи ФИО5., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным,

установил:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривает бездействие администрации <адрес>. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в ведении реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки муниципального образования <адрес> с нарушением Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2008 года № 358, без указания в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки даты включения органом сведений о получателе поддержки в реестр, без ведения электронных журналов учета операций, без обеспечения работы информационной системы, предоставляющей пользователю возможность поиска сведений о получателях поддержки, а также возможность формирования по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки. Обязать администрацию <адрес> обеспечить ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки муниципального образования <адрес> в соответствие с требованиями, предусмотренным пунктом 8, 16, 17 Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2008 года № 358, путем указания в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки даты включения органом сведений о получателе поддержки в реестр, путем ведения электронных журналов учета операций, а также путем обеспечения работы информационной системы, предоставляющей пользователю возможность поиска сведений о получателях поддержки, а также возможность формирования по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки. Обязать администрацию <адрес> на официальном сайте администрации <адрес> в версии для инвалидов по зрению, в том числе раздел «малое и среднее предпринимательство» обеспечить возможность изменения интервала между буквами (кернинга).

Считает, что данным нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ к информации.

Помощник прокурора <адрес>ФИО2 в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным в нем доводам.

Представитель администрации <адрес>ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д.80), административный иск признала (л.д.81).

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №209-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Согласно ст.8 Федерального закона №209-ФЗ органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.

Согласно п.1, п. 3 и п. 5 Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2008 №358, положение определяет порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, оказываемо далее соответственно - реестры, органы, поддержка), а также устанавливает требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами.

Ведение реестров, в том числе включение (исключение) в реестры сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства - получателях поддержки (далее - сведения о получателях поддержки), осуществляется органом с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми и общедоступными

Согласно п. 8 Положения при внесении в реестр сведений о получателе поддержки указываются:

а) наименование органа, предоставившего поддержку;

б) номер реестровой записи и дата включения органом сведений о получателе поддержки в реестр;

в) полное и сокращенное (если имеется) наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя - получателя поддержки;

г) почтовый адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя - получателя поддержки (страна, почтовый индекс, субъект Российской Федерации, район, город (населенный пункт), улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), корпуса (строения), квартиры (офиса));

д) основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН) или индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) - получателя поддержки;

е) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный получателю поддержки;

ж) сведения о виде, форме и размере предоставленной поддержки;

з) дата принятия решения об оказании поддержки или о прекращении оказания поддержки;

и) срок оказания поддержки;

к) информация о нарушении порядка и условий предоставления поддержки (если имеется), в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4). Конкретизируя данные принципы, статья 5 того же Федерального закона предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты>; перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В силу ч. 1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.

Согласно п.<адрес>, принятого решением <адрес>ДД.ММ.ГГГГ<адрес> является муниципальным образованием ХМАО-Югры со статусом <данные изъяты>

Согласно п.3 ст. 26 и п.2 ст. 27 Устава администрация района обладает полномочиями юридического лица, следовательно, вправе выступать в суде качестве административного ответчика. В целях решения вопросов местного значения принимает решение об учреждении муниципальных учреждений и предприятий (л.д. 56-77).

Распоряжением администрации <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ органом, уполномоченным по ведению реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки назначен комитет по экономической политике администрации <адрес> (л.д.16-17).

Обеспечение ведение реестра в электронном виде поручено МКУ «Служба технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления МО <адрес>», что не освобождает администрацию района от ответственности в случае неисполнения муниципальным учреждением своих полномочий.

Прокуратурой Березовского района проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> требований федерального законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, а также федерального законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления при ведении реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.

Результаты проверки, отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12) и подтверждены скриншотами с сайта <данные изъяты> (л.д.13-15)

В ходе проверки установлено, что администрацией <адрес> реестр малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки муниципального образования <адрес> размещен на официальном сайте администрации <адрес> в сети Интернет, по адресу: <данные изъяты> реестр сформирован с использованием офисной программы Microsoft Office Excel, в формате «xls».

Реестр ведется с нарушением требований федерального законодательства, а также не содержит все сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства.

Так, в нарушение пп.б п.8 Положения в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки муниципального образования <адрес> не указана дата включения органом сведений о получателе поддержки в реестр.

В нарушение п.16 Положения не организована работа по ведению электронных журналов учета операций, соответствующий электронный журнал учета операций отсутствует.

В нарушении пп.а, б п.17 Положения на официальном сайте администрации <адрес> не обеспечена работа информационной системы, предоставляющая пользователю возможность поиска сведений о получателях поддержки, предусмотренных п.8 Положения, а также не обеспечена возможность формирования по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки.

При входе на официальный сайт администрации <адрес> в сети Интернет, по адресу: <данные изъяты> раздел сайта «Деятельность» подраздел «Малое и среднее предпринимательство» подраздел «Реестр субъектов» требуется открытия соответствующего файла при помощи дополнительного программного обеспечения - офисной программы Microsoft Office Excel, поскольку реестры сформированы в формате «xls», что затрудняет свободный доступ пользователей к общедоступной информации, а при отсутствии посетителя официального сайта в сети Интернет приобретенного и установленного на персональном компьютере, либо ином электронном устройстве (планшет, коммуникатор, мобильный телефон) имеющем доступ к сети интернет, программного обеспечения - офисной программы Microsoft Office Excel, пользование реестром субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки муниципального образования <адрес> невозможно.

В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ, в целях обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов органов местного самоуправления в сети «Интернет», приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.11.2015 №483 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет».

Согласно п.2 и п. 4 Порядка органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка.

Версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:

- нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;

- графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;

- наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.

Однако в версии сайта администрации <адрес> для инвалидов по зрению, в том числе раздел «малое и среднее предпринимательство» отсутствует возможность изменения интервала между буквами (кернинг).

В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ председатель комитета по экономической политике администрации <адрес> пояснила, что дата включения сведений в реестр не отражалась, в связи с допущенной технической ошибкой. Причину неведения электронных журналов учета операций с реестром малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки объяснить не смогла. Ввиду проблем с финансированием в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией <адрес> не было приобретено специальное программное обеспечение для поиска сведений о поддержки, предусмотренных п.8 Положения, а также для формирования по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре получателе поддержки - АИС «Реестр получателей поддержки» (версия 2.0.0.0, разработка и сопровождение МКУ «ИЦ «АСУ-город»). Требуется доработка интерфейса сайта органов местного самоуправления муниципального образования район, которая так же осуществляется на платной основе разработчиком. Из-за недостатка финансирования не была приобретена версия сайта для инвалидов по зрению, которая бы позволила пользователям менять интервал между буквами (кернинг) (л.д.10-12)

Принимая во внимание дату проверки (ДД.ММ.ГГГГ), трехмесячный срок обращения в суд с административным иском, поданного ДД.ММ.ГГГГ, не пропущен.

Судом установлено, что бездействием администрации <адрес> нарушается право неопределенного круга лиц на доступ к информации.

Обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение, поэтому, административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, учитывая ходатайство административного ответчика, считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 19. ч.1 ст. 333. 36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

В соответствии с ч.3 ст. 114 КАС РФ понесенные в связи с рассмотрением административного дела судебные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным и не соответствующим пп.б п.8, п.16, п.п. а,б п.17 Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2008 №358, п.2 и п. 4 Порядка, утв. Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 N 483, а также нарушающим права неопределенного круга лиц на доступ к информации бездействие администрации <адрес>, выразившееся в ведении реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки муниципального образования <адрес> с нарушением указанных Положения и Порядка: без указания в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки даты включения органом сведений о получателе поддержки в реестр, без ведения электронных журналов учета операций, без обеспечения работы информационной системы, предоставляющей пользователю возможность поиска сведений о получателях поддержки, а также возможность формирования по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки.

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки муниципального образования <адрес> в соответствие с требованиями, предусмотренным пунктами 8, 16, 17 Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2008 года № 358, путем указания в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки даты включения органом сведений о получателе поддержки в реестр, путем ведения электронных журналов учета операций, а также путем обеспечения работы информационной системы, предоставляющей пользователю возможность поиска сведений о получателях поддержки, а также возможность формирования по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки.

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации <адрес> в версии для инвалидов по зрению, в том числе раздел «малое и среднее предпринимательство» обеспечить возможность изменения интервала между буквами (кернинга).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Березовский районный суд в течение месяца с момента принятия.

Федеральный судья / подпись / ФИО6

Копия верна

М.П.

Судья Березовского районного суда ХМАО-Югры ФИО7