ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-446/2023 от 21.11.2023 Называевского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-446/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Называевск 21 ноября 2023 года

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ю.В. Булгаковой,

с участием прокурора Лукьяновой О.Ш.

при помощнике судьи Ивановой С.В.,

секретаре судебного заседания Бершауэр Л.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по выделению денежных средств на ремонт и содержание сетей водоснабжения

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор обратился в Называевский городской суд Омской области с указанным административным иском к ответчику, в обоснование, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности и законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве в деятельности администрации Кисляковского сельского поселения, в результате которой установлено, что водопроводные сети на территории сельского поселения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, износ сетей холодного водоснабжения составляет более 70%, что делает невозможным поддержание в водопроводной сети давления воды согласно установленным нормативам, а также подключение к данной сети новых абонентов. Для бесперебойного снабжения населения водой требуется капитальный ремонт водопроводной сети, замена водонасосного оборудования.

В соответствии с договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным на срок до ДД.ММ.ГГГГ между администрацией сельского поселения и Администрацией Называевского муниципального района, сельское поселение передало во временное возмездное пользование (аренду) Администрации Называевского района объекты водоснабжения, принадлежащие сельскому поселению на праве собственности (п.1.1 договора).

В соответствии с п. 2.2.4 договора арендодатель обязан производить капитальный ремонт имущества в согласованные сторонами сроки. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора продлен сторонами до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с правом, предоставленным п. 2.3.2 договора Администрацией Называевского района объекты водоснабжения сельского поселения переданы по договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ субарендатору - АО «Омскоблводопровод». На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора субаренды, первоначально определенный до ДД.ММ.ГГГГ, продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. 2.1.3, 2.2.3 договора субаренды субарендодатель за свой счет и своими силами обязан осуществлять капитальный ремонт и реконструкцию переданных в субаренду объектов водоснабжения либо возмещать на основании представленного субарендатором счета и акта выполненных работ произведенные субарендатором неотделимые улучшения (капитальный ремонт и реконструкция), предварительно согласованные с субарендодателем.

Субарендатор обязан за свой счет содержать арендуемые объекты водоснабжения в соответствии с эксплуатационными и санитарными нормами, своевременно проводить планово-предупредительный и текущий ремонт.

Таким образом, в соответствии с указанными нормами законодательства, а также определенными договорами аренды и субаренды условиями обязанности по капитальному ремонту, ремонту, содержанию переданного в аренду муниципального имущества - объектов водоснабжения, несут все стороны данных обязательств, в том числе и собственник данного имущества - администрация сельского поселения.

Возложение договорами обязанности по капитальному ремонту объектов водоснабжения на Администрацию Называевского района и АО «Омскоблводопровод» не снимает необходимости исполнения данной обязанности с администрации сельского поселения.

В нарушение указанных требований законодательства и условий договора аренды администрация сельского поселения фактически устранилась от исполнения обязанности по капитальному ремонту водопроводных сетей на территории сельского поселения. За период с 2008 года до настоящего времени работы по капитальному ремонту водопроводных сетей не планировались, не выполнялись, финансирование на данные цели в бюджет, в том числе в рамках муниципальной программы «Устойчивое развитие территории сельского поселения» не закладывалось.

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.

В нарушение указанных требований законодательства, требования схем водоснабжения в части выполнения мероприятий по развитию, ремонту, реконструкции систем водоснабжения и повышения качества воды не соблюдаются, меры по содержанию муниципальных сетей водоснабжения и иных объектов водопроводного хозяйства органами местного самоуправления не принимаются. В связи с выявленными нарушениями, межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Кисляковского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Из ответа на указанное представление, следует, что администрацией Кисляковского сельского поселения в настоящее время денежные средства на содержание и ремонт сетей водоснабжения не выделены, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете.

На основании изложенного, просит: Признать незаконным бездействие Администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по выделению денежных средств на ремонт и содержание сетей водоснабжения. Обязать Администрацию Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области принять меры по выделению денежных средств на содержание и ремонт сетей водоснабжения.

В судебном заседании прокурор Лукьянова О.Ш. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще уведомлен.

Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ч.1, 3, 4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» вопросы тепло - водоснабжения, электроснабжения не относятся к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.

Вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с ч.1 ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, реализации полномочий (в том числе переданных государственных полномочий), а также имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Согласно требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным на срок до ДД.ММ.ГГГГ между администрацией сельского поселения и Администрацией Называевского муниципального района, сельское поселение передало во временное возмездное пользование (аренду) Администрации Называевского района объекты водоснабжения, принадлежащие сельскому поселению на праве собственности (п.1.1 договора).

В соответствии с п. 2.2.4 договора арендодатель обязан производить капитальный ремонт имущества в согласованные сторонами сроки. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора продлен сторонами до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с правом, предоставленным п. 2.3.2 договора Администрацией Называевского района объекты водоснабжения сельского поселения переданы по договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ субарендатору - АО «Омскоблводопровод». На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора субаренды, первоначально определенный до ДД.ММ.ГГГГ, продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. 2.1.3, 2.2.3 договора субаренды субарендодатель за свой счет и своими силами обязан осуществлять капитальный ремонт и реконструкцию переданных в субаренду объектов водоснабжения либо возмещать на основании представленного субарендатором счета и акта выполненных работ произведенные субарендатором неотделимые улучшения (капитальный ремонт и реконструкция), предварительно согласованные с субарендодателем.

Субарендатор обязан за свой счет содержать арендуемые объекты водоснабжения в соответствии с эксплуатационными и санитарными нормами, своевременно проводить планово-предупредительный и текущий ремонт.

Таким образом, в соответствии с указанными нормами законодательства, а также определенными договорами аренды и субаренды условиями обязанности по капитальному ремонту, ремонту, содержанию переданного в аренду муниципального имущества - объектов водоснабжения, несут все стороны данных обязательств, в том числе и собственник данного имущества - администрация сельского поселения.

Возложение договорами обязанности по капитальному ремонту объектов водоснабжения на Администрацию Называевского района и АО «Омскоблводопровод» не снимает необходимости исполнения данной обязанности с администрации сельского поселения.

В судебном заседании также установлено, что водопроводные сети на территории сельского поселения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, износ сетей холодного водоснабжения составляет более 70%, что делает невозможным поддержание в водопроводной сети давления воды согласно установленным нормативам, а также подключение к данной сети новых абонентов. Для бесперебойного снабжения населения водой требуется капитальный ремонт водопроводной сети, замена водонасосного оборудования.

В нарушение указанных требований законодательства и условий договора аренды администрация сельского поселения фактически устранилась от исполнения обязанности по капитальному ремонту водопроводных сетей на территории сельского поселения. За период с 2008 года до настоящего времени работы по капитальному ремонту водопроводных сетей не планировались, не выполнялись, финансирование на данные цели в бюджет, в том числе в рамках муниципальной программы «Устойчивое развитие территории сельского поселения» не закладывалось.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 38 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.

В соответствии с п.п. 3, 4 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов загрязняющих веществ, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.

В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.

В нарушение указанных требований законодательства, требования схем водоснабжения в части выполнения мероприятий по развитию, ремонту, реконструкции систем водоснабжения и повышения качества воды не соблюдаются, меры по содержанию муниципальных сетей водоснабжения и иных объектов водопроводного хозяйства органами местного самоуправления не принимаются.

В связи с выявленными нарушениями, межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Кисляковского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. 7-10).

Из ответа на указанное представление, следует, что администрацией Кисляковского сельского поселения в настоящее время денежные средства на содержание и ремонт сетей водоснабжения не выделены, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете (л.д. 11).

При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.3 ст. 114Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.16Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации Кисляковского сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Называевского межрайонного прокурора Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по выделению денежных средств на ремонт и содержание сетей водоснабжения.

Обязать Администрацию Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области принять меры по выделению денежных средств на содержание и ремонт сетей водоснабжения.

Освободить администрацию Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 21.11.2023.

Судья Ю.В. Булгакова