РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2018 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Ирлица И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с указанным иском, указав в его обоснование, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога в связи с наличием у него в собственности объектов налогообложения. В связи с тем, что надлежащим обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнялась, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени по требованию № от 20.12.2016г. в общем размере 16 947,48 рублей. Мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании указанной суммы, однако определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с предоставлением ответчиком возражений относительно его исполнения. На основании изложенного налоговый орган просит взыскать с административного ответчика задолженность по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9 159,19 руб. из них: транспортный налог за 2012, 2014 налоговые периоды - 9 108,40 рублей, пени по транспортному налогу - 54,65 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что ФИО1 имел в собственности транспортные средства, поэтому налоговым органом в его адрес направлялось налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2015 год. Сумма транспортного налога за 2015 г. налоговым органом была уменьшена и выставлено новое налоговое уведомление с новым сроком уплаты от ДД.ММ.ГГГГ за 2012, 2014 налоговые периоды, в котором транспортный налог рассчитан исходя из мощности транспортных средств, со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ Поскольку в установленный срок оплата не поступила, направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ и данное требование должно было исполнено до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 в нарушение требований ст.45 НК РФ не исполнил установленную обязанность по уплате транспортного налога, поэтому административный истец просит взыскать с административного ответчика сумму недоимки по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9 159,19 рублей, в том числе транспортный налог за 2012, 2014 налоговые периоды в размере 9 108,40 рублей, пени 54,65 рублей.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что возражает против взыскания налога за 2012 год, так как срок исковой давности истек, кроме того на основании ФЗ № 436 от 28.12.2017 г. недоимка за 2012, 2014 налоговые периоды должна быть признана безнадежной к взысканию и списанию, налоговая база при исчислении суммы налога произведена неверно, поскольку мощность двигателей автомобиля составляет менее 100 л.с.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно пункту 2 статьи 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором этого пункта.
Судом установлено, что на основании данных органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств представленных налоговому органу в порядке, установленном налоговым законодательством, ответчик в налоговый период 2012 – 2014, 2015 г.г. имел в собственности транспортные средства – автомобиль «Опель Аскона» № мощностью 101,90 л.с., автомобиль «ОПЕЛЬ» г/н №, мощностью 100,50л.с., автомобиль БМВ 323i № мощностью 120 л.с.
Налоговым органом административному ответчику было направлено налоговое уведомление № об уплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2015 год отношении транспортных средств автомобиль «Опель Аскона» № автомобиль «ОПЕЛЬ» г/н №, автомобиль БМВ 323i №
В связи с уменьшением транспортного налога за 2015 налоговый период налоговым органом направлено налоговое уведомление № об уплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2012 год – 4 250,40 рублей, за 2014 года - 4 858 рублей с установлением срока для уплаты – ДД.ММ.ГГГГ в отношении транспортных средств автомобиль «Опель Аскона» №, автомобиль «ОПЕЛЬ» г/н № с уплатой не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку административным ответчиком в установленный срок обязанность по уплате налога не была исполнена, налоговым органом направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогу и пени по транспортному налогу - 16 846,40 рублей, пени – 101,80 рублей.
Из пояснений представителя административного истца и материалов дела следует, что в установленный срок административным ответчиком сумма задолженности по налогам не была погашена. В связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени, на основании которого мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам, пени в размере 16 947,48 рублей. Однако по заявлению налогоплательщика определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области, ранее выданный судебный приказ отменил. Данные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела № обозревавшегося судом. Сумма транспортного налога за 2015 налоговый период была уменьшена налоговым органом, и поэтому выставлено новое налоговое уведомление с новым сроком уплаты. Таким, образом, осталась неоплаченной сумма транспортного налога за 2012, 2014 г.г. в размере 9 108,40 рублей, и пени в сумме 54, 65 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция ФНС России № 19 обратилась в суд с настоящим административным иском о взыскании недоимки по налогу и пени.
В соответствии с частью 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, Определениях от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П, в Налоговом кодексе Российской Федерации установлены временные пределы осуществления мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования.
Судом установлено, что уведомление № об уплате транспортного налога за 2012 налоговый период в размере 4 250,40 рублей было выставлено по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств направления налоговым органом административному ответчику по месту его жительства: <адрес> уведомления об уплате транспортного налога за 2012 налоговый период в срок, установленный п. 2 и п.3 ст. 52 Налогового кодекса РФ, в материалы дела не представлено. Таким образом, поскольку налоговый орган не вручил ответчику уведомление об уплате транспортного налога, у ФИО1 не возникло публично-правовой обязанности уплатить транспортный налог за 2012 года, и как следствие у административного истца не имелось правовых оснований для предъявления требования об уплате транспортного налога, а также финансовых санкций, поскольку порядок обращения с требованием о принудительном взыскании налога был нарушен. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с административного ответчика транспортного налога за 2012 года в размере 4 249,90 рублей и пени в размере 25,50 рублей.
Относительно возложенной налоговым законодательством обязанности по оплате транспортного налога за 2014 налоговый период в размере 4 858 рублей, то административным ответчиком она не исполнена, поэтому суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании указанной суммы, и считает необходимым взыскать указанную сумму с административного ответчика. Доводы административного ответчика о том, что все транспортные средства им были проданы по генеральной доверенности и у него отсутствует обязанность по уплате транспортного налога суд отклоняет, так как согласно сведениям регистрирующего органа, транспортные средства являющиеся объектом налогообложения были сняты с регистрационного учета в 2016 году.
Согласно ст.2 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД (ред. от 11.07.2018) "О транспортном налоге на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 22.10.2002) ставки транспортного налога устанавливаются в следующих размерах: свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 120 л.с. (88,32 кВт) включительно 24 рубля за каждую лошадиную силу.
В силу пункта 18 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177, в соответствии со статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Согласно п. 19 тех же Рекомендаций в случае, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.) ("Физические величины: Справочник" Б.А.П., Б.Н., Б.А.М. и др.; под ред. Г., М. - М.; Энергоатомиздат, 1991. - 1232 с. - ISBN 5-283-04013-5).
При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
В соответствии с приложением "В" к ГОСТу 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" одна лошадиная сила приравнивается к 735,499 Вт.
Таким образом, отраженное значение мощности автомобиля Опель Аскона», № выраженное в киловаттах - 75 кВт, арифметически соответствует значению мощности, выраженному в лошадиных силах 101,9, мощность автомобиля «ОПЕЛЬ» г/н №, выраженное в киловаттах - 74 кВт, арифметически соответствует значению мощности, выраженному в лошадиных силах 100,5, следовательно, при расчете транспортного налога за 2014 г. правильно применена налоговая ставка в размере 24. Доказательств того, что мощность двигателя указанных транспортных средства составляет менее 100 л.с., административным ответчиком не представлено.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ указано, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Положениями пункта 4 статьи 57, пунктов 1, 3 статьи 363, пунктов 1, 4 статьи 397, пунктов 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря, следующего за истекшим налоговым периодом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Следовательно, обязанность уплатить транспортный налог за 2014 год возникает у налогоплательщика после 01 января 2015 года, и его оплата производится в срок, указанный в налоговом уведомлении.
Таким образом, по состоянию на 01 января 2015 года у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) по указанному выше налогу только за налоговые периоды по 2013 год, поскольку обязанность уплатить эти налоги за 2014 год возникла у налогоплательщика - физического лица только после 01 января 2015 года.
Из материалов дела следует, что налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2014 год направлено в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. В нем указан срок уплаты налога - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, у ФИО1 по состоянию на 1 января 2015 года отсутствовала недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014 год и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку. Поэтому доводы административного ответчика о признании безнадежными к взысканию недоимки по транспортному налогу за 2014 год и начисленных пеней не основаны на законе.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. N 20-П, Определении от 04.07.2002 г. N 202-О также указано, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени: по транспортному налогу в размере 29,15 рублей. Суд считает исковые требования налогового органа о взыскании пени обоснованными, расчет соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст.114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход федерального бюджета.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд,
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 ФИО5 проживающего по адресу: <адрес> сумму недоимки по налогам и пени по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 887,15 рублей, из них: транспортный налог за 2014 года – 4 858 рублей, пени по транспортному налогу – 29,15 рублей.
Взыскать с ФИО1 ФИО6 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Соболева Ж.В.