ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4470/20 от 29.06.2020 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-4470/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 29 июня 2020 года

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Артемовой О.А.

при секретаре Зайцевой М.Д.,

с участием представителя административного истца Субботина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Семейные сбережения» и председателю правления Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» Новик П. В. о ликвидации организации,

У С Т А Н О В И Л:

Центральный Банк РФ в лице отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка РФ обратился в суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу «Семейные сбережения» и председателю правления Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» Новик П. В. о ликвидации организации.

Свои требования мотивировал тем, что согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее – ФЗ «О Центральном банке»), лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются не кредитными финансовыми организациями.

Кредитный потребительский кооператив «Семейные сбережения» был зарегистрирован в Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ Кооператив являлся членом Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие». Кооператив с ДД.ММ.ГГГГ прекратил членство в Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие», в связи с исключением из членов саморегулируемой организации на основании решения Правления от ДД.ММ.ГГГГ. Протокол .

Согласно данным ЕГРЮЛ Кооператив не является потребительским кооперативом 2-го уровня в значении, определенном п.п. 4 ч. 3 ст. 1 Закона о кредитной кооперации.

С момента прекращения КПК «Семейные сбережения» членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, прошло более 90 дней, вместе с тем, у Банка России отсутствуют сведения о вступлении кооператива в одну из саморегулируемых организаций, включенную в государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

В ходе проведения контрольно – надзорных мероприятий Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации проведен мониторинг сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

По результатам мониторинга составлен акт, которым подтверждено, что КПК «Семейные сбережения» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

По результатам повторного мониторинга на дату: ДД.ММ.ГГГГ., также было подтверждено, что КПК «Семейные сбережения» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

Таким образом, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что Кооператив нарушает требования ст. 35 Закона о кредитной кооперации, а именно не вступил в установленный законом срок в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".

Поскольку достоверные сведения, позволяющие идентифицировать учредителей КПК «Семейные сбережения», в ЕГРЮЛ отсутствуют, обязанность по ликвидации может быть возложена на председателя правления (Ликвидатора) КПК «Семейные сбережения» Новика П. В.. Согласно выписке из ЕГРЮЛ КПК «Семейные сбережения» принято решение о ликвидации и назначении ликвидатора. Утвержден порядок действий в связи с ликвидацией, а также сроки в течении которых должны быть выполнены необходимые обязательства. При этом выявлена недостаточность принимаемых мер по ликвидации кооператива.

На основании изложенного, Центральный Банк РФ в лице отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка РФ, просит суд ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Семейные сбережения» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, предусмотренные ст. 62-64 ГК РФ, в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Возложить на Председателя Правления (ликвидатора) КПК «Семейные Сбережения» Новика П. В. расходы и обязанности по осуществлению ликвидации КПК «Семейные сбережения» путем совершения всех необходимых действий предусмотренных ст. 62-64 ГК РФ.

Установить предельные срок проведения всех необходимых действий, связанных с ликвидацией КПК «Семейные сбережения» - шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Административный ответчик Новик П.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель КПК «Семейные сбережения» в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 251-ФЗ) "О кредитной кооперации" государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

Согласно статьям 1, 3 Закона "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков); кредитный кооператив является некоммерческой организацией.

В соответствии с ч. 1 статьи 35 Закона "О кредитной кооперации" кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

До вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков) (ч. 5 статьи 35 Закона "О кредитной кооперации").

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" саморегулируемая организация в течение трех рабочих дней, следующих за днем принятия решения о приеме финансовой организации в члены саморегулируемой организации либо за днем принятия кандидата в члены саморегулируемой организации в члены саморегулируемой организации в соответствии с частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона, размещает информацию об этом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вносит соответствующие сведения в реестр членов саморегулируемой организации и направляет такую информацию в Банк России.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее – Закон «О Центральном банке»), лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются не кредитными финансовыми организациями.

В соответствии со ст. 76.1 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 9.1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

На основании статьи 76.5 закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

В силу п. 2 ч. 1 статьи 10 Закона "О кредитной кооперации" кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами.

На основании ч. 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с ч. 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В силу ч. 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

В силу ч. 3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о госрегистрации КПК «Семейные сбережения» (л.д. 31-37), зарегистрирован в Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ Кооператив являлся членом Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие». С ДД.ММ.ГГГГ Кооператив прекратил членство в Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие», в связи с исключением из членов саморегулируемой организации на основании решения Правления от ДД.ММ.ГГГГ. Протокол .

Согласно данным ЕГРЮЛ Кооператив не является потребительским кооперативом 2-го уровня в значении, определенном п.п. 4 ч. 3 ст. 1 Закона о кредитной кооперации.

Сведений об учредителях КПК «Семейные сбережения» не имеется.

В ходе проведения контрольно – надзорных мероприятий Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации проведен мониторинг сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. По результатам мониторинга составлен акт, которым подтверждено, что КПК «Семейные сбережения» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

По результатам повторного мониторинга на дату: 23.04.2020г., также было подтверждено, что КПК «Семейные сбережения» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.12.2019г. усматривается, что ликвидатором организации является Новик П. В. (л.д.31).

КПК «Семейные сбережения» не является членом ни одной из зарегистрированных на территории Российской Федерации саморегулируемых организаций, что подтверждается соответствующими реестрами и списками саморегулируемых организаций, размещенными на официальном сайте Банка России www.cbr.ru. (л.д. 121).

Таким образом, совокупностью доказательств подтверждено, что Кооператив нарушает требования ст. 35 Закона «О кредитной кооперации» в установленные законом срок не вступил в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы в порядке, предусмотренном от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

Банк в соответствии с законом правомерно обратился в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Протоколе общего собрания членов КПК «Семейные сбережения» от ДД.ММ.ГГГГ, в п. 9 принято решение о ликвидации КПК «Семейные сбережения» установлены сроки для процедур добровольной ликвидации КПК «Семейные сбережения», предусмотренные ст. 63 ГК РФ, назначен ликвидатором –Новик П. В...

В связи с ликвидацией Кооператива, утверждён порядок действий:

В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации кооператива ликвидатор обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения кооператива приложением настоящего протокола;

В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации кооператива ликвидатор обязан уведомить в письменной форме об этом орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения Кооператива;

До «ДД.ММ.ГГГГ года ликвидатор Кооператива помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации Кооператива и о порядке, сроке заявления требований его кредиторами;

До «ДД.ММ.ГГГГ года ликвидатор кооператива принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации кооператива;

В течение трех (не менее 2-х) месяцев с момента публикации о ликвидации кооператива принимает документально подтвержденные требования кредиторов в письменной форме по адресу: <адрес>

Ликвидатор Кооператива до момента ликвидации кооператива принимает меры по получению дебиторской задолженности;

С «ДД.ММ.ГГГГ года (после окончания срока для предъявления требований кредиторами) ликвидатор кооператива составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого Кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения;

С «ДД.ММ.ГГГГ года по «ДД.ММ.ГГГГ года промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником Кооператива ликвидатор Кооператива направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и т.д.

Ликвидатор уведомил Межрайонную ИФНС о принятии решения о ликвидации Кооператива в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.

Сведения о принятии решения о ликвидации КПК «Семейные сбережения» в «Вестнике государственной регистрации» в ДД.ММ.ГГГГ года: часть 1 от ДД.ММ.ГГГГ Из ответа КПК «Семейные сбережения» следует, что заявка на публикацию сообщения подана на ) от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о нарушении Ликвидатором срока размещения публикации, установленной протоколом .

Согласно сообщению о ликвидации КПК «Семейные сбережения» в «Вестнике государственной регистрации» в ДД.ММ.ГГГГ года: часть 1 от ДД.ММ.ГГГГ «Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 3 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения», то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ в период с «ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ ликвидатор кооператива составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого Кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Согласно п. а ч. 4 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, установленного для предъявления требований кредиторам. Исходя из фактических обстоятельств дела, составление промежуточного ликвидационного баланса не предполагает соблюдение сроков ликвидации, предусмотренных протоколом (согласно протоколу № ликвидационный баланс составляется до ДД.ММ.ГГГГ, в то время как требования кредиторов принимаются до ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о затянутости процедуры ликвидации.

Таким образом, ликвидатором принято недостаточно мер по ликвидации кооператива, допущено нарушение сроков добровольной ликвидации, отсутствие запрошенных Уральским ГУ Банком России материалов и сведений о принятых мерах добровольной ликвидации, что свидетельствует о невыполнении ликвидатором принятого общим собранием кооператива решения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

Учитывая, что истец при подаче административного иска в суд был освобожден от уплаты госпошлины на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета в соответствии со ст.114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> рублей

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264-265 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Семейные сбережения» и председателю правления Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» Новик П. В. о ликвидации организации, удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Семейные сбережения» (, место нахождения: <адрес> и обязать Кредитный потребительский кооператив «Семейные сбережения» () произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок, с момента вступления в законную силу решения суда.

Возложить на председателя правления (ликвидатора) Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» () Новика П. В. расходы и обязанности по осуществлению ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» () путем совершения всех необходимых процедур, в том числе:

- назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом;

- опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации;

- принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» ();

- после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» (), перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией;

- выплатить денежные суммы кредиторам ликвидируемого Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» () в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения;

- после завершения расчетов с кредиторами составить и утвердить ликвидационный баланс;

- представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» ().

Установить предельный срок проведения всех необходимых действий, связанных с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» () – шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Кредитного потребительского кооператива «Семейные сбережения» () в доход местного бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 300 рублей.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2020 года.

Судья. Подпись

Копия верна

Судья О.А. Артемова