ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4470/2022 от 20.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2022 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре ФИО2, с участием представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Первого заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о признании незаконным бездействий,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обжаловании бездействия.

В обоснование требований указывает, что проведенной прокуратурой Краснодарского края проверкой соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления выявлен факт ненадлежащего исполнения Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края возложенных полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления. Региональный оператор Усть-Лабинской зоны не определен, деятельность по обращения с отходами фактически осуществляют организации, не обладающими указанным статусом, отходы размещаются на несанкционированных полигонах ТКО, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Положительные заключения, предусмотренные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов», не получены, в связи с чем, правовые основания эксплуатации указанных полигонов отсутствуют, строительство иных объектов на территории зоны Министерством не инициировано.

Учитывая изложенные обстоятельства, Первый заместитель прокурора Краснодарского края ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию деятельности по обращению с отходами на территории Усть-Лабинской зоны деятельности регионального оператора путем определения объектов на которых будет осуществляться обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и захоронение твердых коммунальных отходов, собираемых с территории зоны, а также регионального оператора, соответствующих требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и иных нормативно-правовых актов в указанной сфере. Обязать Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края организовать деятельность по обращению с отходами на территории Усть-Лабинской зоны деятельности регионального оператора путем определения объектов на которых будет осуществляться обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и захоронение твердых коммунальных отходов, собираемых с территории зоны, а также регионального оператора, соответствующих требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и иных нормативно-правовых актов в указанной сфере.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 требования административного иска поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования административного иска не признал, просил отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Выслушав мнения явившихся участников, исследовав письменные доказательства, оценив их в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

В судебном заседании установлено, что реализация указанных полномочий возложена на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Проведенной прокуратурой Краснодарского края проверкой соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления выявлен факт ненадлежащего исполнения Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края возложенных полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Пунктом 3.26 Положения к функциям указанного Министерства в области обращения с отходами отнесено, в том числе участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Краснодарского края, регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, а также организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу требований статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов осуществляется на специальных объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Захоронение отходов на объектах, не внесенных в указанный реестр, запрещено.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, документация об отборе, утверждаемая организатором конкурсного отбора, должна содержать сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

Так на территории Краснодарского края в соответствии с пунктом 2 порядка заключения соглашений между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и региональными операторами по обращению с ТКО, утвержденного приказом названного Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, организатором конкурсного отбора является Министерство.

Таким образом, на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края указанными требованиями закона возложена обязанность организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из материалов административного дела, территориальной схемой обращения с отходами Краснодарского края утвержденной приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в Краснодарском крае предусмотрено 11 зон деятельности региональных операторов (Абинская, Белореченская, Мостовская, Новороссийская, Новокубанская, Краснодарская, Крымская, Тимашевская, Тихорецкая, Староминская, Усть-Лабинская). Территория Усть-Лабинской зоны включает в себя муниципальные образования Выселковский, Кореновский, Усть-Лабинский, ы.

Региональный оператор Усть-Лабинской зоны не определен, деятельность по обращения с отходами фактически осуществляют организации, не обладающими указанным статусом, отходы размещаются на несанкционированных полигонах ТКО, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Территориальной схемой ТКО предусмотрено размещение собираемых с территории Усть-Лабинской зоны на полигонах ТКО в (23:35:0501000:751) и (23:12:0000000:1127), в случае получения положительного заключения, предусмотренного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов».

При этом до настоящего времени положительные заключения не получены, в связи с чем, правовые основания эксплуатации указанных полигонов отсутствуют, строительство иных объектов на территории зоны Министерством не инициировано.

По фактам допущенных Министерством нарушений законодательства об отходах производства и потребления прокуратурой края вносились акты реагирования, по результатам, рассмотрения которых сообщалось о проводимой работе, направленной на организацию деятельности по обращению с отходами в Усть-Лабинской зоне деятельности регионального оператора, в том числе ДД.ММ.ГГГГ главе администрации (губернатору) края внесено представление с указанием на длительное непринятие действенных мер по указанным фактам.

Проведенная проверка показала, что до настоящего времени нарушения не устранены, доказательств обратного суду не представлено.

С учетом представленных материалов и приведенных норм, суд находит обоснованными выводы прокурора о бездействии административного ответчика в сфере обращения с отходами производства и потребления, исходя из чего, требования административного истца подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом приведенных требований законодательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Первого заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о признании незаконным бездействий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию деятельности по обращению с отходами на территории Усть-Лабинской зоны деятельности регионального оператора путем определения объектов на которых будет осуществляться обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и захоронение твердых коммунальных отходов, собираемых с территории зоны, а также регионального оператора, соответствующих требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и иных нормативно-правовых актов в указанной сфере.

Обязать Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края организовать деятельность по обращению с отходами на территории Усть-Лабинской зоны деятельности регионального оператора путем определения объектов, на которых будет осуществляться обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и захоронение твердых коммунальных отходов, собираемых с территории зоны, а также регионального оператора, соответствующих требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и иных нормативно-правовых актов в указанной сфере.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: