Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 года г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре ФИО2, с участием представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Первого заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о признании незаконным бездействий,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обжаловании бездействия.
В обоснование требований указывает, что проведенной прокуратурой Краснодарского края проверкой соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления выявлен факт ненадлежащего исполнения Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края возложенных полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления. Региональный оператор Усть-Лабинской зоны не определен, деятельность по обращения с отходами фактически осуществляют организации, не обладающими указанным статусом, отходы размещаются на несанкционированных полигонах ТКО, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Положительные заключения, предусмотренные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов», не получены, в связи с чем, правовые основания эксплуатации указанных полигонов отсутствуют, строительство иных объектов на территории зоны Министерством не инициировано.
Учитывая изложенные обстоятельства, Первый заместитель прокурора Краснодарского края ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию деятельности по обращению с отходами на территории Усть-Лабинской зоны деятельности регионального оператора путем определения объектов на которых будет осуществляться обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и захоронение твердых коммунальных отходов, собираемых с территории зоны, а также регионального оператора, соответствующих требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и иных нормативно-правовых актов в указанной сфере. Обязать Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края организовать деятельность по обращению с отходами на территории Усть-Лабинской зоны деятельности регионального оператора путем определения объектов на которых будет осуществляться обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и захоронение твердых коммунальных отходов, собираемых с территории зоны, а также регионального оператора, соответствующих требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и иных нормативно-правовых актов в указанной сфере.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 требования административного иска поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании требования административного иска не признал, просил отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав мнения явившихся участников, исследовав письменные доказательства, оценив их в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
В судебном заседании установлено, что реализация указанных полномочий возложена на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Проведенной прокуратурой Краснодарского края проверкой соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления выявлен факт ненадлежащего исполнения Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края возложенных полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Пунктом 3.26 Положения к функциям указанного Министерства в области обращения с отходами отнесено, в том числе участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Краснодарского края, регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, а также организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу требований статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов осуществляется на специальных объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Захоронение отходов на объектах, не внесенных в указанный реестр, запрещено.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, документация об отборе, утверждаемая организатором конкурсного отбора, должна содержать сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.
Так на территории Краснодарского края в соответствии с пунктом 2 порядка заключения соглашений между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и региональными операторами по обращению с ТКО, утвержденного приказом названного Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№, организатором конкурсного отбора является Министерство.
Таким образом, на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края указанными требованиями закона возложена обязанность организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов административного дела, территориальной схемой обращения с отходами Краснодарского края утвержденной приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в Краснодарском крае предусмотрено 11 зон деятельности региональных операторов (Абинская, Белореченская, Мостовская, Новороссийская, Новокубанская, Краснодарская, Крымская, Тимашевская, Тихорецкая, Староминская, Усть-Лабинская). Территория Усть-Лабинской зоны включает в себя муниципальные образования Выселковский, Кореновский, Усть-Лабинский, ы.
Региональный оператор Усть-Лабинской зоны не определен, деятельность по обращения с отходами фактически осуществляют организации, не обладающими указанным статусом, отходы размещаются на несанкционированных полигонах ТКО, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Территориальной схемой ТКО предусмотрено размещение собираемых с территории Усть-Лабинской зоны на полигонах ТКО в (23:35:0501000:751) и (23:12:0000000:1127), в случае получения положительного заключения, предусмотренного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов».
При этом до настоящего времени положительные заключения не получены, в связи с чем, правовые основания эксплуатации указанных полигонов отсутствуют, строительство иных объектов на территории зоны Министерством не инициировано.
По фактам допущенных Министерством нарушений законодательства об отходах производства и потребления прокуратурой края вносились акты реагирования, по результатам, рассмотрения которых сообщалось о проводимой работе, направленной на организацию деятельности по обращению с отходами в Усть-Лабинской зоне деятельности регионального оператора, в том числе ДД.ММ.ГГГГ главе администрации (губернатору) края внесено представление с указанием на длительное непринятие действенных мер по указанным фактам.
Проведенная проверка показала, что до настоящего времени нарушения не устранены, доказательств обратного суду не представлено.
С учетом представленных материалов и приведенных норм, суд находит обоснованными выводы прокурора о бездействии административного ответчика в сфере обращения с отходами производства и потребления, исходя из чего, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом приведенных требований законодательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Первого заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о признании незаконным бездействий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию деятельности по обращению с отходами на территории Усть-Лабинской зоны деятельности регионального оператора путем определения объектов на которых будет осуществляться обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и захоронение твердых коммунальных отходов, собираемых с территории зоны, а также регионального оператора, соответствующих требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и иных нормативно-правовых актов в указанной сфере.
Обязать Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края организовать деятельность по обращению с отходами на территории Усть-Лабинской зоны деятельности регионального оператора путем определения объектов, на которых будет осуществляться обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и захоронение твердых коммунальных отходов, собираемых с территории зоны, а также регионального оператора, соответствующих требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и иных нормативно-правовых актов в указанной сфере.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.
Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.
В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Председательствующий: