Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
27 июля 2018 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Кучко А.В., с участием прокурора Забабуриной В.Д., а также с участием представителя административного истца ФИО3, административного ответчика ФИО10, представителя административного ответчика ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4471/2018 по административному иску ГУ МВД России по ... к ФИО2 о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении,
У С Т А Н О В И Л :
ГУ МВД Российской Федерации по ... обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации ФИО2, в специальном учреждении. В обоснование административного иска указано, что ФИО2 освобожден по отбытию срока наказания из ФКУ ИК № ГУФСИН России по ...**. В соответствии с Законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в ФИО1» ** Министерством юстиции РФ принято решение о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации ФИО11 В.С. На основании распоряжения Минюста России ** ГУ МВД России по ... принято решение о депортации ФИО2** ГУ МВД России по ... принято решение о помещении ФИО2, подлежащего депортации, в специальное учреждение. ** Ангарским городским судом принято решение о помещении административного ответчика в СУВСИГ на срок 6 месяцев до **. **, **, **, с целью оформления свидетельства на возвращение в Республику Казахстан ФИО2 направлены запросы в Посольство Республики Казахстан в .... В настоящее время свидетельство на возвращение на родину на имя ФИО2 в адрес ГУ МВД России по ... не поступало. ** в ГУ по вопросам миграции МВД России направлены материалы в отношении ФИО2 для подготовки ходатайства о реадмиссии. ** поступил ответ о том, что ФИО2 не является гражданином .... ** их ГУВМ поступил ответ, согласно которому рекомендовано разъяснить ФИО2 право на обжалование решения о нежелательности проживания (пребывания) на территории РФ. Просит продлить срок пребывания ФИО2**, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан для исполнения решения о депортации на срок до ** до исполнения решения о депортации либо до обжалования решения о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ.
В судебном заседании представитель административного истца ГУ МВД России по ...ФИО5., действующая на основании доверенности, требования и доводы административного иска поддержала.
В судебном заседании административный ответчик ФИО2 пояснил, что он возражает против удовлетворения административного иска, он не является гражданином Казахстана, исполнение решения о его депортации невозможно. В Российской Федерации проживают его родители, братья, которые являются гражданами России, и которые готовы предоставить ему место для проживания. Оформить документы не имел возможности вследствие нахождения в местах лишения свободы.
Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска о продлении срока содержания ФИО2 в специальном учреждении, пояснил, что в настоящее время ФИО2 подан административный иск об оспаривании решения о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации и решения о депортации в Кировский районный суд .... Из представленных документов следует, что исполнение решения о депортации ФИО2 и его реадмиссия невозможны. ФИО2 имеет родственников, являющихся гражданами Российской Федерации и готовых предоставить ему жилое помещение для проживания.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора ФИО4, полагавшей иск ГУ МВД России по ... о продлении срока пребывания ФИО2 в специальном учреждении не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона от ** №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Из ч.4 данной статьи следует, что за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.
В силу ч. 11 ст. 31 Закона в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
На основании ч. 12 ст. 31 Закона, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В соответствии с ч.1 ст.35.1 Федерального закона от ** №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе решения о депортации.
Частью 4 указанной нормы установлено, что содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его депортации.
Судом установлено, что ФИО2 приговором Иркутского областного суда от ** осужден за совершение преступлений, предусмотренных ст.30 ч.3 ст.105 ч.2 п. «д», ст.167 ч.2 Уголовного кодекса РФ, ему назначено наказание по совокупности преступлений, а также с учетом частичного сложения наказаний по совокупности приговоров в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
** Министерством юстиции Российской Федерации было принято распоряжение №-рн о нежелательности пребывания ФИО2, являющегося лицом без гражданства, осужденного по ч.3 ст.30, пункту «д» ч.2 ст.105, ч.2 ст.167 Уголовного кодекса РФ, в Российской Федерации.
** начальником ГУ МВД России по ... принято решение о депортации ФИО2 за пределы Российской Федерации.
ФИО2 освобожден из ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по ...** по отбытию срока наказания. Судимость не погашена.
С **ФИО2 находится в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по ..., расположенном по адресу: ..., Южный массив, квартал 2 строение 1, куда помещен на основании решения ГУ МВД России по ... от **.
** решением Ангарского городского суда ... административный ответчик помещен в СУВСИГ для содержания сроком на 6 месяцев до **.
С целью оформления свидетельства на возвращение в Республику Казахстан ФИО2 административным истцом направлялись запросы в Посольство Республики Казахстан в ....
В настоящее время свидетельство на возвращение в Р.Казахстан на имя ФИО2 в адрес ГУ МВД России по ... не поступало.
** в адрес начальника СУВСИГ ГУ МВД России по ... из МВД ... поступил ответ, из которого следует, что ФИО2 гражданином Республики Казахстан не является. В этой связи реадмисси. ФИО2 считают невозможной.
Главным управлением по вопросам миграции МВД России рекомендовано начальнику ГУ МВД России по ... разъяснить право на обжалование решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ** N 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
С учетом этого суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении процедуры депортации.
В частности, необходимо принимать во внимание сроки направления и рассмотрения запросов о депортации компетентными органами запрашивающей и запрашиваемой сторон, установленные соответствующими межправительственными соглашениями.
Из представленных документов следует, что исполнение решения о депортации ФИО2 с территории Российской Федерации, а также его реадмиссия невозможны.
Таким образом, учитывая, что срок пребывания ФИО7 в специальном учреждении исчисляется с **, срок нахождения ФИО2 в специальном учреждении составил 6 месяцев, возможность исполнения решения о депортации в указанный иске срок до ** административным истцом не обоснована, учитывая, что обжалование решений о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и о депортации является правом административного ответчика, которое никаким образом не зависит от действий государственных органов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для продления срока его содержания в специальном учреждении.
Также суд учитывает, что административным истцом не представлено доказательств тому, что ФИО2 может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации.
Из материалов дела, в том числе из заключения УФМС России по ... от ** следует, что родители ФИО2 – отец ФИО8, мать ФИО9, родные братья ФИО2 являются гражданами Российской Федерации. Мать административного ответчика ФИО9 постоянно проживает и зарегистрирована по адресу ....
Согласно письму главы администрации Новобирюсинского МО ФИО2 после освобождения будет предоставлено жилье по указанному адресу.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о нецелесообразности очередного продления срока содержания ФИО2 в специальном учреждении.
Наличие распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания ФИО2 на территории Российской Федерации и решения ГУ МВД России по ... о его депортации не могут служить достаточными основаниями для продления срока пребывания в спецучреждении, поскольку на момент продления срока прошло 6 месяцев и не представляется возможным определить, когда ФИО2 будет фактически депортирован за пределы территории Российской Федерации. Пребывание ФИО2 в условиях спецучреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также нормам международного права (статей 3, 9, 8, Всеобщей декларации о правах человека от **, пункта "а" части 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от **, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от **), которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 269 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ГУ МВД России по ... к ФИО2, ** года рождения, о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации за пределы территории Российской Федерации, расположенном по адресу: ..., Южный массив, 2 квартал, строение 1 до исполнения решения о его депортации из Российской Федерации на срок 3 месяца, то есть по ** отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Мотивированное решение будет изготовлено **.
Судья С.С. Тройнина