ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4486/2015 от 18.11.2015 Тверской районного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2015г. город Москва

Тверской районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Иванова Д.М. при секретаре Пушкаревой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4486/15 по административному иску Гальперина М. И., Ионова В. И. о признании применения меры обеспечения по делу об административном правонарушении в виде административного задержания, а также условий содержания не соответствующими положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод,

Установил:

Гальперин М.И., Ионов В.И. обратились в суд с заявлением, просят признать применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания не соответствующей критериям необходимости, соразмерности и положениям ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признать условия содержания их в помещении ОМВД России по району Тверской г. Москвы в период с 21 по 23 марта 2015г. не соответствующими ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В обоснование требований указывают на то, что 21 марта 2015г. они были задержаны в связи с совершением административного правонарушения и доставлены в ОМВД России по району Тверской г. Москвы, до доставления в суд 23 марта 2015г. содержались в камерах для административных задержанных, индивидуальные спальные месте не предоставлялись, вместо горячего питания им предоставлялись сухие пайки и кипяток для растворения сухих пайков, санузлы в камерах отсутствовали, доступ в туалет не всегда предоставлялся по первому требованию, освещение в камерах на ночь не отключалось, доступ к свежему воздуху отсутствовал, прогулки не предоставлялись, применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания не отвечало требованиям необходимости и соразмерности.

Представитель Гальперина М.И., Ионова В.И. по доверенности – Зборошенко Н.С., в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.

Представитель ОМВД России по району Тверской г. Москвы по доверенности – Якубов Р.Х. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании установлено, 21 марта 2015г. Гальперин М.И. и Ионов В.И. были задержаны и доставлены в 16ч. 15 мин. в ОМВД России по району Тверской г. Москвы в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, т.е. за повторное нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия.

Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе доставление, административное задержание.

В соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Согласно положениям ст.ст. 27.3-27.5 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять, в том числе должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Гальперин М.И. и Ионов В.И. были задержаны в связи с совершением каждым из них административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, санкцией которой одной из мер административного наказания предусмотрен административный арест сроком до 30 суток.

Административное задержание в качестве принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не может применяться, если оно не обусловлено целями, определенными в подпункте "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которого законным признается задержание лица, произведенное с тем чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

Из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует, что дело об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, рассматриваются судом.

Целью задержания Гальперина М.И. и Ионова В.И. как обеспечительной меры являлось создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, с тем чтобы на досудебной стадии были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда и возможности его рассмотрения судом с учетом положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ.

При соблюдении как процессуальных норм, на основе которых производилось задержание, так и обоснованности этой меры с точки зрения целей, а также исходя из того, что данная мера была необходимой и разумной в конкретных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не соответствующей критериям необходимости, соразмерности, пп. «с» п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Обоснованность подозрения Гальперина М.И. и Ионова В.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, проверена судом, в отношении каждого из них состоялись судебные акты о привлечении к административной ответственности за совершение указанного выше правонарушения.

Рассматривая доводы о несоответствии требованиям ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод условий содержания заявителей в помещении ОМВД России района Тверской г. Москвы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 627 от 15 октября 2003 года утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, в соответствии с которым специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (п. 3).

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.

В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.

Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна (п. 11).

Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение (п. 12).

Помещения ОМВД России по району Тверской г. Москвы, в которых содержались Гальперин М.И., Ионов В.И. каждое из них имеют площади 5 кв.м и более, оборудованы спальным местом, системой вентиляции для обеспечения поступления свежего воздуха, заявителям выдавался комплект постельных принадлежностей для сна, доступ в туалет предоставлялся по просьбе заявителей.

В своем заявлении Гальперин М.И. и Ионов В.И. указывают на то, что вместо горячего питания им предоставлялись сухие пайки и кипяток для их приготовления, при этом в рацион питания должны входить хлеб, крупы, макаронные изделия, мясо, рыба, масло, картофель, овощи, чай с сахаром.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 утверждена норма питания лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время. Министерству внутренних дел Российской Федерации постановлено установить: рационы питания для лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, если предоставление горячей пищи по нормам, утвержденным настоящим постановлением, невозможно; нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания лиц, подвергнутых административному аресту (п. 4 (1)).

Приказом МВД России от 19.10.2012 N 966 установлены рацион питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту".

Начальником ОМВД России по Тверскому району г. Москвы утвержден суточный рацион питания лиц, задержанных более трех часов в подразделениях УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, который включает в себя: галеты армейские из пшеничной муки 1 сорта (100г.); концентрат второго обеденного блюда «Макароны по-флотски» (состав: макароны, сливки растительные, мясо (говядина) сублимационной сушки, бульон говяжий, мука, лук, соль поваренная, зелень (лук, петрушка, укроп)) (60г. в концентрированном виде); концентрат блюда для завтрака «Каша рисовая с изюмом сладкая» (состав: крупа рисовая, сливки растительные, сахар, изюм, крахмал, соль поваренная, ванилин) (60г. в концентрированном виде); концентрат первого обеденного блюда «Рассольник Ленинградский витаминизированный» (состав: хлопья зерновые (рис), мясо говядина, овощи (картофель, огурцы соленые, лук, морковь, капуста), мука, крахмал, сливки растительные, соль поваренная, бульон говяжий, зелень (сельдерей, петрушка, лук), пряности (перец душистый, перец черный, куркума), витамин С, кислота лимонная, витамины РР, В2, А, В1) (50г. в концентрированном виде); концентрат блюда для ужина «Гречка с мясом» (состав: гречка, овощи (лук жаренный, морковь), сливки растительные, мясо (говядина) сублимационной сушки, бульон говяжий, мука, лук, соль поваренная, зелень (петрушка, укроп), пряности (пере черный, куркума) (60г. в концентрированном виде); сахар-песок (20г.); чай черный байховый высший сорт (2 пакета по 2г.).

Заявители обеспечивались индивидуальным рационом питания (ИРП), в который включены указанные выше продукты. Согласно инструкции по использованию (ИРП) для восстановления продуктов быстрого приготовления необходимо содержимое пакетов залить определенным количеством горячей воды в общем объеме более 800 мл.

Приказом МВД России от 19.10.2012 N 966 определены нормы замены одних продуктов питания, другими, а также концентрированными продуктами.

Учитывая состав концентрированных продуктов (ИРП), в который входят, в том числе: макароны, крупы, мясо, мясной бульон, зелень, овощи, объем продуктов после их приготовления, пищевую и энергетическую ценность данных продуктов, оснований считать, что обеспечение питанием заявителей не соответствовало установленным нормам, не имеется.

При этом отказ заявителей от данного рациона питания о незаконности действий (бездействия) ОМВД России района Тверской г. Москвы не свидетельствует.

Принимая во внимание, непродолжительный период содержания Гальперина М.И. и Ионова В.И. (менее 48 часов), материально-бытовое обеспечение, в том числе спальным местом и спальными принадлежностями, площадь камер, которая обеспечивала более 5 кв.м личного пространства, оснований считать, что условия их содержания в помещения ОМВД России района Тверской г. Москвы не были совместимы с уважением их человеческого достоинства и достигли порога суровости, требуемого для признания обращения бесчеловечным или унижающим достоинство, по смыслу статьи 3 Конвенции., не имеется.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований Гальперина М.И., Ионова В.И. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175- 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Гальперина М. И., Ионова В. И. о признании применения меры обеспечения по делу об административном правонарушении в виде административного задержания, а также условий содержания не соответствующими положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: