Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты> 12 июля 2018 года
Михайловский районный суд <данные изъяты> в составе:
председательствующего судьи Сусловой Е.В.,
при секретаре Финагиной Л.А.,
рассмотрев дело по административному иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности организовать эксплуатацию гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации МО - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности организовать эксплуатацию гидротехнических сооружений, мотивируя его следующим.
Во исполнение задания Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и плана работы прокуратуры на 1 полугодие 2018 года <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, организациями законодательства при обеспечении безопасности и охраны гидротехнических сооружений за период 2016 год - истекший период 2018 года.
В ходе проверки установлено, что в собственности МО - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> области имеется 2 гидротехнических сооружения: - гидроузел <данные изъяты>; - гидроузел <данные изъяты>.
При этом критерии безопасности гидротехнических сооружений не разработаны, Правила эксплуатации ГТС администрацией разработаны, но не согласованы с Приокским управлением Ростехнадзора. В администрации отсутствует эксплуатирующий ГТС персонал, имеющий соответствующую нормам и правилам квалификацию.
Данные факты свидетельствуют о нарушении требований ст. ст. 8,9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности гидротехнических сооружений», согласно которым обеспечение безопасности: гидротехнических сооружений осуществляется на основании исполнения требований по непрерывности эксплуатации гидротехнических сооружений.
Обеспечение надлежащего владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО - Безлыченское сельское поселение входит в компетенцию администрации МО - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> области, что закреплено в ст. ст. 5, 24 Устава муниципального образования.
За допущенные нарушения Приокским управлением Ростехнадзора МО - Безлыченское сельское поселение в 2018 году было привлечено к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ.
20 марта 2017 года <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой на имя главы администрации МО - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> вынесено представление об устранении нарушения закона, однако нарушения по требованию прокурора до настоящего времени не устранены.
При отсутствии надлежащей эксплуатации ГТС в соответствии с разработанными и согласованными с органами Ростехнадзора правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, работниками, имеющими соответствующую обязательным требованиям квалификацию, при наличии критериев безопасности гидротехнического сооружения не обеспечена безопасность гидротехнических сооружений, что создает угрозу возникновения аварийной ситуации, и, как следствие, угрозу причинения вреда объектам окружающей среды, жизни и здоровья людей, круг которых персонифицировать не представляется возможным.
Природоохранный прокурор просит: признать бездействие администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> области по организации эксплуатации двух гидротехнических сооружений: гидроузел <данные изъяты>; - гидроузел <данные изъяты>. В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - шесть месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В судебное заседание <данные изъяты> и.о. межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в письменной форме заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика - глава администрации муниципального образования - Безлыченского сельского поселения <данные изъяты> области ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте последнего извещена надлежащим образом, представила в письменной форме заявление, в котором, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, а также просила приобщить к делу копии страховых полисов на ГТС и копию муниципального контракта на разработку документации по ГТС, возражений не представила.
Поскольку участвующие в деле лица извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по представленным доказательствам и материалам.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Названным федеральным законом предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами РФ, данным Федеральным законом, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Таким образом, только лишь при соблюдении требований природоохранного законодательства и законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения возможно обеспечить гарантированное Конституцией РФ право каждого человека на благоприятную среду обитания.
В силу ст. 3 Водного Кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на таком принципе как регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.
В соответствии со ст. 42. Водного Кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями ФЗ РФ от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Статья 3 Закона № 117-ФЗ указывает, что к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу ст. 8 Закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в том числе и на основании исполнения требований непрерывности эксплуатации гидротехнических сооружений и осуществления мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
Согласно ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организацию.
В силу ст. 19 вышеуказанного Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе, нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждены «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Согласно п. 2 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» данное положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении гидротехнического сооружения (далее - объекты) их эксплуатацию, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности. Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям (п. 3). При аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний требований безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами (п. 4). Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 5). Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии) (п. 11).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что администрация муниципального - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> области является собственником двух гидротехнических сооружений (ГТС): - гидроузел <данные изъяты> Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <данные изъяты>
В соответствии со статьей 210 ГПК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. ст. 5, 28, 29 Устава муниципального образования - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> области (принят Решением Совета депутатов от 1 июля 2010 года №) к вопросам местного значения сельского поселения относится: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Администрация Безлыченского сельского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом Безлыченского сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <данные изъяты>. К полномочиям администрации относится составление проекта бюджета поселения, и его исполнение, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (л.д. 5 – 6).
Таким образом, судом установлено, что организация эксплуатации указанных выше гидротехнических сооружений, расположенных на территории сельского поселения и находящихся в собственности администрации, относится к компетенции администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение.
В ходе проверки, проведенной <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены нарушения законодательства по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений.
Проверкой установлено, что на двух гидротехнических сооружениях, находящихся в собственности администрации МО - Безлыченское сельское поселение: гидроузел <данные изъяты>, критерии безопасности гидротехнических сооружений не разработаны, Правила эксплуатации ГТС администрацией разработаны, но не согласованы с Приокским управлением Ростехнадзора. В администрации отсутствует эксплуатирующий ГТС персонал, имеющий соответствующую нормам и правилам квалификацию.
Указанные нарушения подтверждаются представлением об устранении нарушений вынесенным в отношении главы администрации ФИО3, ответом на представление администрации сельского поселения, и объяснением главы администрации МО - Безлыченское сельское поселение ФИО3 от 17 апреля 2018 года, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7 - 9, 13 - 14).
Согласно муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО – Безлыченское сельское поселение Захаровского муниципального района <данные изъяты> (заказчик) и ООО «ЭКЦ» (исполнитель), исполнитель обязуется разработать документацию по двум ГТС: <данные изъяты>; гидроузел на <адрес>, инв. №, соор. 51, со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается указанным контрактом. Кроме того, администрацией МО - Безлыченское сельское поселение заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственность владельца опасных объектов: гидроузла на <адрес> и гидроузла <данные изъяты>, за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, что подтверждается страховыми полисами серия № и серия № ПАО СК «Росгосстрах», со сроками действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком принимаются меры для устранения выявленных нарушений законодательства по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений, но до настоящего времени не предпринято должных мер к организации эксплуатации двух гидротехнических сооружений: гидроузла <данные изъяты>; гидроузла <данные изъяты>, в соответствии с требованиями ст. 8,9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», критерии безопасности гидротехнических сооружений, критерии безопасности гидротехнических сооружений не разработаны, Правила эксплуатации ГТС администрацией разработаны, но не согласованы с Приокским управлением Ростехнадзора. В администрации отсутствует эксплуатирующий ГТС персонал, имеющий соответствующую нормам и правилам квалификацию.
Административным ответчиком вышеуказанные обстоятельства не оспорены, доказательств устранения указанных нарушений не представлено, хотя такая возможность ему судом предоставлялась.
Природоохранный прокурор, обращаясь с настоящим иском, действует в интересах неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии надлежащей эксплуатации ГТС не обеспечена безопасность гидротехнических сооружений, что создает угрозу возникновения аварийной ситуации, и, как следствие, угрозу причинения вреда объектам окружающей среды, жизни и здоровья людей, круг которых персонифицировать не представляется возможным.
Поскольку неисполнение администрацией МО - Безлыченское сельское поселение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика следует признать незаконным и обязать устранить указанные нарушения федерального законодательства.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора законны и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд, при принятии решения устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Срок, указанный прокурором, - шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого административному ответчику необходимо исполнить возложенные на него обязанности, суд считает достаточным и разумным. При этом административный ответчик на не разумность срока в представленном заявлении не ссылался.
Поскольку в силу п. 9 и п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве административного истца или административного ответчика освобождены от уплаты государственной пошлины, суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение Захаровского муниципального района <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности организовать эксплуатацию гидротехнических сооружений удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> области по организации эксплуатации двух гидротехнических сооружений: гидроузла <данные изъяты>; гидроузла <данные изъяты>, в соответствии с согласованными с органами Ростехнадзора правилами эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС), работниками, имеющими обязательную квалификацию, при наличии критериев безопасности гидротехнических сооружений, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования - Безыченское сельское поселение Захаровского муниципального района <данные изъяты> организовать эксплуатацию двух гидротехнических сооружений:
- гидроузла <данные изъяты>;
- гидроузла <данные изъяты> 51, в соответствии с согласованными с органами Ростехнадзора правилами эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС), работниками, имеющими обязательную квалификацию, при наличии критериев безопасности гидротехнических сооружений.
Установить администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение <данные изъяты> области срок для совершения указанных действий - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> областной суд через Михайловский районный суд <данные изъяты> в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Судья Е.В. Суслова