№ 2а-4493/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2017 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кисель М.П.,
при секретаре Дашковском А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому УСН к Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Калининградской области, Управлению ФНС по Калининградской области, заинтересованное лицо ФНС России о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица,
У С Т А Н О В И Л:
УСН обратился в суд с названным административным иском в обоснование которого указал, что как избранный собранием учредителей ТСН «Тюльпан» - Председатель названного товарищества и лицо, ответственное за его регистрацию в регистрирующем органе, < Дата > с целью регистрации учреждения (создания) нового юридического лица - некоммерческой организации: Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» (Садоводческое ТСН «Тюльпан») обратился к административному ответчику в Межрайонную ИФНС России №1 по Калининградской области. К названному пакету обращения вх. № от < Дата > в установленном законом порядке были приложены 1) заявление по форме Р11001 о создании (учреждении) Садоводческое ТСН «Тюльпан», 2) протокол № от < Дата > Общего учредительного собрания учредителей при учреждении Садоводческое ТСН «Тюльпан», 3) два экземпляра Устава Садоводческое ТСН «Тюльпан», 4) квитанция об оплате госпошлины за регистрацию Садоводческое ТСН «Тюльпан».
Вместе с тем, административным ответчиком - Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Калининградской области было принято Решение № от < Дата > об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица – Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан», на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с непредставлением определенных ст. 12 Закона № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Одновременно, указано в тексте решения, что основанием для принятия данного решения об отказе в регистрации явилось указание в листе Н «Сведения о заявителе» значение «01», вместо «03».
Административный истец, не согласившись с указанным решением № от < Дата > об отказе в государственной регистрации создания юридического лица - Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» - принятого МИФНС №1 по Калининградской области, в порядке досудебного разрешения спора < Дата > обратился с соответствующей жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, которое своим Решением по жалобе в Письме от < Дата >№, оспариваемое решение №А от < Дата > оставило в силе, и расширило основание отказа в регистрации отметив, что регистрация невозможна также в виду того, что в форме заявления Р11001 не заполнены листы «Н» на всех учредителей юридического лица, что по мнению административного истца прямо противоречит существующим нормам закона и судебной практике о регистрации некоммерческих организаций.
На основании совокупности норм материального права и в порядке процессуального закона административный истец просил признать незаконным и отменить Решение №А от < Дата > об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица - Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан», принятое Межрайонной ИФНС №1 по Калининградской области по Заявлению Административного истца УСН и представленным < Дата > Вх. № документам; признать незаконным Решение Управления ФНС по Калининградской области от < Дата >№, принятое по жалобе Административного истца УСН; обязать Межрайонную ИФНС №1 по Калининградской области осуществить государственную регистрацию создания юридического лица - Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» на основании Заявления Административного истца УСН и представленных < Дата >№ в МИ ФНС № 1 по Калининградской области документов, и о чем внести соответствующую запись о создании данного юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц.
В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени которого судом извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности ТКП, которая заявленный административный иск поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что сам по себе факт наличия недочетов в оформлении заявления при наличии иных сведений, необходимых для осуществления регистрации, не может рассматриваться как не предоставление соответствующего заявления по форме, утвержденной регистрирующим органом. По форме заявления о создании юридического лица и все сведения по его содержанию, которые подлежали внесению в ЕГРЮЛ, были указаны верно и в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации. Добавленный довод Управления ФНС по Калининградской области – отсутствие указания на учредителей – не состоятелен и противоречит закону и сложившейся судебной практике.
Также дополнительно представителем административного истца отмечено, что решением ФНС России № № жалоба ФИО1 на решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от < Дата > г. № № и УФНС России по Калининградской области от < Дата >№ оставлена без удовлетворения, однако указано, что вывод Управления о не подписании Протокола от < Дата > всеми учредителями создаваемого садового товарищества является необоснованным, поскольку в силу положений п. 3 ст. 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
В судебном заседании представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области с КЯВ с требованиями не согласилась, в удовлетворении иска просила отказать, поддержала представленный отзыв, из содержания которого следует, что по факту обращения УСН о регистрации ЮЛ вх. № от < Дата > было принято решения об отказе, поскольку согласно протоколу общего собрания (в количестве 7 учредителей – физических лиц) от < Дата > уполномоченным лицом по регистрации вновь создаваемого некоммерческой организации назначен УСН, но в поданных им документах по форме Р1101 в разделе «1- Сведения о заявителях» проставлено значение «1», т.е. выражено волеизъявление о том, что заявителем должны быть именно учредители юридического лица – физические лица. При этом, лист «Н» заполнен только на одного - учредителя юридического лица – физическое лицо – УСН При этом, по мнению представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области если заявителем / заявителями выступает участник/участники создаваемого юридического лица, то лист «Н» заполняется в отношении каждого учредителя – юридического лица – физического лица, т.е. если учредителями в рассматриваемом случае, согласно протоколу от < Дата >№ являются 7 физических лиц, то при той форме заполнения, которая выполнена в представленном на регистрацию заявлении листа «Н» формы Р11001, данные указания в листе «Н» должны быть заполнены в отношении каждого учредителя – физического лица. При этом представление в регистрирующий орган определенных сведений, в которых выражено волеизъявление заявителей, не может быть оценено в качестве «опечатки», так как регистрирующий орган не вправе не вправе делать подобные заключения, и не имеет правовой возможности предполагать (устанавливать) правомерность либо неправомерность информации, предоставляемой в заявлении формы Р11001. Кроме того протокол учреждения вновь создаваемого общества, должен быть подписан всеми учредителями – физическими лицами. Не отрицала, что в случае если бы административным истцом было проставлено цифровое значение «3» лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления- документы бы успешно прошли регистрацию.
Представитель административного ответчика УФНС России по Калининградской области СВС с требованиями административного иска также не согласилась, поддержала ранее представленный отзыв, дублирующий, по своему содержанию, доводы и обоснования заявленные административным истцом Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области.
Представитель заинтересованного лица ФНС России в судебное заседание не явился, о месте и времени которого судом извещен надлежащим образом, доводов, ходатайств и возражений по административному иску не представлено.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
С 01.07.2002 г. в Российской Федерации действует заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту «Закон») - Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.
Судом установлено, не оспаривается сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что избранный собранием учредителей ТСН «Тюльпан» - УСН как председатель названной организации и лицо, ответственное за ее регистрацию < Дата > с целью регистрации учреждения (создания) нового юридического лица - некоммерческой организации: Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» (Садоводческое ТСН «Тюльпан») обратился в Межрайонную ИФНС России №1 по Калининградской области. К названному пакету обращения вх. № в установленном законом порядке были приложены 1) заявление по форме Р11001 о создании (учреждении) Садоводческое ТСН «Тюльпан», 2) протокол № от < Дата > Общего учредительного собрания учредителей при учреждении Садоводческое ТСН «Тюльпан», 3) два экземпляра Устава Садоводческое ТСН «Тюльпан», 4) квитанция об оплате госпошлины за регистрацию Садоводческое ТСН «Тюльпан».
< Дата > Межрайонной ИФНС России №1 по Калининградской области принято решение об отказе в государственной регистрации ТСН «Тюльпан», поскольку в листе «Н» в разделе «Сведения о заявителе» проставлено значение «1» - учредитель юридического лица – физическое лицо», а должно быть указано «3» лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специального уполномоченного на то государственного органа или актом местного самоуправления».
Не согласившись с названным ответом УСН обжаловал решение налогового органа в Управление ФНС России по Калининградской области, которое решением по жалобе № от < Дата > В обоснование законности отказа налогового органа указано, что в рассматриваемом случае в разделе «1-сведения о заявителях» проставлено значение «1», т.е. в форме Р11001, представленной на государственную регистрацию общества, лицом ответственным за совершение действий, связанных с вопросами государственной регистрации создания, выражено волеизъявление о том, что заявителем должны быть именно учредители юридического лица – физические лица. При этом, лист «Н» заполнен только на одного из данных лиц – учредителя юридического лица – физическое лицо, а именно: УСН. Также указано, что если заявителем/заявителями выступает участник/участники создаваемого юридического лица, то лист «Н» заполняется в отношении каждого учредителя – юридического лица – физического лица, т.е., если учредителями в рассматриваемом случае согласно протоколу от < Дата > № 1, являются 7 физических лиц, то при той форме заполнения, которая выполнена в представленном на регистрацию заявлении листа «Н» формы Р11001, данные указанные в листе «Н» должны быть заполнены в отношении каждого учредителя – физического лица. Кроме того УФНС России по Калининградской области указано, что регистрирующий орган не обладает правами, связанными с внесением каких-либо исправлений в документы, представляемые заявителем для проведения процедуры государственной регистрации, т.е. пункт 2.20 Требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от < Дата > № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» прямо указывает, что лист «Н» заявления «Сведения о заявителе», в случае если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя или более лицами, заполняется в отношении каждого учредителя. Также указано, что протокол учреждения вновь создаваемого общества, должен быть подписан всеми учредителями – физическими лицами.
Будучи не согласными с выводами УФНС России по Калининградской области УСН обратился с жалобой в ФНС России, которая своим ответом № от < Дата > указала, что вывод управления ФНС России по Калининградской области отраженный в решении № о неподписании протокола от < Дата > всеми учредителями создаваемого Садоводческого товарищества является необоснованным, поскольку в силу положений пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем.
Статьей 17 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016)"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет, что государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, т.е. не устанавливает какие-либо особенности осуществления государственной регистрации садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. На них в полной мере распространяются положения данного Закона.
Пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно подпунктам «б» и «д» пункта 1.3 статьи 9 закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть учредитель или учредители юридического лица при его создании, а также иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
В силу пункта 1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В статье 12 Закона № 129-ФЗ указаны документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица, в том числе представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждено Заявление по форме № Р11001 и Требования к оформлению документов, предъявляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
Пунктом 2.20. Требований установлено, что Лист Н Заявления по форме № Р11001 заполняется в случае, если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, заполняется в отношении каждого учредителя.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-Ф установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. При этом нарушение требований к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их непредставлению.
Раздел 1 страницы 1 листа Н формы № Р 11001 устанавливает, что в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании заявителями являются: 1 - учредитель юридического лица - физическое лицо; 2 - руководитель юридического лица - учредителя; 3 - лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
В пункте 1.3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" названы физические лица, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица, а именно: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Судом учитывается, что в представленном в распоряжение суда регистрационном деле ТСН «Тюльпан» в Разделе 1 страницы 1 листа Н формы № Р 11001 указано значение «1», т.е. заявителем является учредитель юридического лица – физическое лицо УСН В пакет документов представленных на регистрацию в межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области УСН был представлен протокол общего учредительного собрания «садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» из которого следует, УСН является учредителем названной вновь создаваемой организации. Кроме того административный истец был избран членом правления товарищества и председателем правления – единоличным исполнительным органом товарищества с полномочиями в соответствии с уставом ТСН «Тюльпан». Кроме того вопросом № 10 названного собрания УСН поручено подготовить и подать заявление о регистрации юридического лица ТСН «Тюльпан».
Согласно п. 8.10 устава ТСН «Тюльпан» председатель Правления садового товарищества (Председатель Товарищества) – осуществляет представительство от имени товарищества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также организациях
При установленных и названных обстоятельствах, суд считает, что УСН был правомочен в разделе 1 страницы 1 листа Н формы № Р 11001 о государственной регистрации юридического лица указать «1, 2, 3» т.е. 1 - учредитель юридического лица - физическое лицо; 2 - руководитель юридического лица - учредителя; 3 - лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Учитывая отсутствия претензий налогового органа относительно не предоставления каких-либо документов и сведений, а также принимая во внимание факт представления вместе с заявлением УСН по форме Р11001 названных документов суд приходит к выводу, что не корректность указания значение «3», указание значение «1» не свидетельствуют о непредставлении заявления. Характер допущенного нарушения, носит устранимый характер, а само заявленное налоговым органом нарушение являются несущественными, поскольку не исключает сам факт представления заявления и отражения в нем достоверных сведений.
Как неоднократно указывалось судебными инстанциями государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и примените законов, деятельность законодательной и исполнительной, местного самоуправления и обеспечивается правосудием (статьи 18, 45 Конституции РФ).
По смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации непосредственное действие этих прав не зависит от того, принят ли закон или иной нормативный правовой акт, конкретная правовая норма, устанавливающая порядок реализации конституционной нормы.
Сама концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. При применении законов все органы и должностные лица должны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Действия государственных и муниципальных органов должны быть направлены на обеспечение достижения гражданами и юридическими лицами того законного юридического результата, за которым они обращаются к этим органам.
Государственный или муниципальный орган, обнаружив явную ошибку (опечатку), допущенную при оформлении документов, обязан самостоятельно устранить ее, а при наличии сомнений обратиться за уточнением к заявителю, если в соответствии с законом не установлена иная процедура обеспечения прав заявителей.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, равно как любой другой государственный или муниципальный орган или должностное лицо, должны содействовать, а не препятствовать в реализации гражданами и юридическими лицами своих прав, в том числе и права на создание организации.
Следовательно, рамки административной процедуры регистрации юридических лиц, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом непосредственного действия прав и свобод человека, не должны исключать помощь должностных лиц регистрирующего органа лицу, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением о создании организации.
Судом также учитывается, что проставление цифровых значений имеет значение для электронного носителя информации, при этом Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах (абзац 4 стать 4). При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа (пункт "б" статьи 12).
Согласно пункту 6 статьи 5 названного федерального закона документы, предусмотренные этим законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Статьей 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в протоколе, оформляющем решение о создании юридического лица, должны содержаться сведения о лицах, принявших соответствующее решение, то есть об учредителях.
При таких данных в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения об учредителях - физических лицах содержатся во всех случаях.
Названные обстоятельства косвенно подтверждаются содержанием решения ответа ФНС России № № от < Дата > где указано, что вывод управления ФНС России по Калининградской области отраженный в решении № о не подписании протокола от < Дата > всеми учредителями создаваемого Садоводческого товарищества является необоснованным, поскольку в силу положений пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем.
Резюмируя изложенное суд приходит к выводу, что из представленных материалов регистрационного дела ТСН «Тюльпан», в том числе заявления по форме Р 11001 очевиден статус подателя заявления УСН, а действия административного ответчика – межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области по отказу в регистрации ТСН «Тюльпан» носят формальный характер, вследствие чего не могут быть признаны законным и обоснованными.
С учетом, установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, принимая во внимание, что суд не вправе подменять собой административный орган и его решения по вопросу регистрации юридических лиц, требования административного истца обязать Межрайонную ИФНС №1 по Калининградской области осуществить государственную регистрацию создания юридического лица - Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» на основании Заявления Административного истца УСН и представленных < Дата > документов, о чем внести соответствующую запись о создании данного юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц – удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление УСН удовлетворить частично
Признать незаконным отказ в государственной регистрации в отношении юридического лица – Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан», принятого межрайонной ИФНС № 1 по Калининградской области.
Признать незаконным решение Управления ФНС по Калининградской области № от < Дата >
Обязать межрайонную ИФНС № 1 по Калининградской области, повторно рассмотреть заявление УСН от < Дата > о регистрации юридического лица – Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан».
В части остальных требований отказать.
Сообщить об исполнении решения, по настоящему административному делу в суд и административному истцу, в течение одного месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 03 ноября 2017 года.
Судья: | < ИЗЪЯТО > < ИЗЪЯТО > < ИЗЪЯТО > < ИЗЪЯТО > < ИЗЪЯТО > < ИЗЪЯТО > < ИЗЪЯТО > < ИЗЪЯТО > | М.П. Кисель |