ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4493/19 от 19.08.2019 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-4493/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 августа 2019 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е.А.,

при секретаре Горулевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению,

установил:

прокурор обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц о признании информации о торговле редкими видами животных (осетр, сибирский осетр), занесенными в Красную » « книгу » Российской Федерации, размещенной в сети «Интернет» по адресам (с учетом представленного уточнения исковых требований):

https://www.fish-product.ru/trade/osetr-sterlyad-forel-karp-6333; https://www.fish-product.ru/trade/osetr-zhivoy-ohlazhdennyy-ot-proizvoditelya-

6338;

https://www.fish-product.ru/trade/osetr-zhivoy-ot-proizvoditelya-6380; https://www.fish-product.ru/trade/zhivoy-osetr-optom-6336;

https://www.fish-product.ru/trade/osetr-zhivoy-5930;

https://www.fish-product.ru/trade/osetr-zhivoy-1 -0-2-5-kg-6401; https://www.fish-product.ru/trade/astrahanskiy-osetr-svezhemorozhenyy-psg-v- moskve-5983;

https://www.fish-product.ru/trade/osetr-sibirskiy-psg-4514,информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенного прокуратурой мониторинга сети «Интернет» установлено, что на указанном сайте содержится информация о торговле осетром, сибирским осетром, занесенными в Красную книгу Российской Федерации. Доступ к информации имеет неопределенный круг лиц. Распространение информации о торговле редкими видами животных, занесенными в Красную книгу Российской Федерации, влечет уголовную ответственность, способствует совершению преступлений против государственной власти, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере окружающей среды, наносит вред нравственности граждан.

Участвующий в деле прокурор Веригин А.А. требования поддержал, представил дополнительные пояснения.

Административный ответчик своего представителя в суд не направил, представил пояснения по существу спора.

Заинтересованное лицо Ипатьев А.А. в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные возражения.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса.

Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (ч. 2 ст. 20 КАС РФ).

Указанная позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Судом установлено, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на странице сайта в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Информация, размещенная на страницах сети Интернет по указанным в административном иске адресам:

Информация, размещенная по адресу: https://www.fish-product.ru/trade/osetr-sibirskiy-psg-4514, содержит сведения о продаже сибирского осетра.

Информация, размещенная по иным указанным в административном иске адресам содержит сведения среди прочего о продажи живого, охлаждённого осетра оптом (https://www.fish-product.ru/trade/zhivoy-osetr-optom-6336); о продаже живого осетра, выращенного в УЗВ (https://www.fish-product.ru/trade/osetr-zhivoy-5930); о продаже осетра ленского а также о том, что компания занимается разведением, продажей живой и охлаждённой рыбы, в том числе осетра (https://www.fish-product.ru/trade/osetr-sterlyad-forel-karp-6333); осетра живого, охлажденного от производителя (https://www.fish-product.ru/trade/osetr-zhivoy-ohlazhdennyy-ot-proizvoditelya-6338); осетра живого, охлажденного от производителя, наличии полного пакета документов (https://www.fish-product.ru/trade/osetr-zhivoy-ot-proizvoditelya-6380); о продаже рыбы живой (осетр), для зарыбления водоемов по организации коммерческой (платной) рыбалки. Вся живая рыба выращена и содержится в садках, расположенных в водоеме в <адрес>. Предоставление полного комплекта документов (https://www.fish-product.ru/trade/osetr-zhivoy-1 -0-2-5-kg-6401); о продаже астраханского осетра свежемороженого, выращенного на речном садковом хозяйстве, наличии полного комплекта документов (https://www.fish-product.ru/trade/astrahanskiy-osetr-svezhemorozhenyy-psg-v- moskve-5983);

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями прокурора, а также выкопировками поименованных сайтов.

Возможность просмотра страниц указанных сайтов ничем не ограничена, что подтверждено административным ответчиком. Причины недоступности сайта в момент рассмотрения дела правового значения имеют, сайты в Реестр не внесены.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.

Статьей 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

Распространение информации о продажи животных и рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, влечет уголовную ответственность, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере окружающей среды, наносит вред нравственности граждан.

Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации утвержден Приказом Госкомэкологии России от 19.12.97 № 569.

Среди прочего в данном списке поименованы: атлантический осетр - Acipenser sturio, сахалинский осетр - Acipenser medirostris, амурский осетр - Acipenser schrencki(зейско-буреинская популяция), сибирский осетр - Acipenser baerii а) западно-сибирский п/вид (обский осетр) A. b. Baerii, б) байкальский п/вид (байкальский осетр) A. b. baicalensis.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что сайт https://www.fish-product.ru/trade/osetr-sibirskiy-psg-4514 содержат информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования в данной части подлежат удовлетворению.

Иные поименованные в административном иске сайты не содержат информацию о продаже именно тех видов осетра, которые указаны в Перечне (списке) объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации утверждённом Приказом Госкомэкологии России от 19.12.97 № 569.

Кроме того, правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), установлены Федеральным законом от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 148-ФЗ).

В силу указания ч. 4 ст. 3 федерального закона № 148-ФЗ классификация объектов аквакультуры, видов работ в области аквакультуры (рыбоводства), рыбоводных хозяйств, объектов рыбоводной инфраструктуры и иных объектов, используемых для осуществления аквакультуры (рыбоводства), а также специальных устройств и (или) технологий осуществляется в классификаторах и справочниках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, классификаторы и справочники в области аквакультуры (рыбоводства) разрабатываются и утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Классификатор в области аквакультуры (рыбоводства) утвержден приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 № 452. Данным документом к числу объектов аквакультуры отнесены осетр русский (Acipenser gueldenstaedtii), осетр сибирский (Acipenser baerii), осетр амурский (Acipenser scherenkii), осетр сахалинский (Acipenser mikadoi), породы осетровых, гибриды осетровых.

Пояснения прокурора о том, что на указанных сайтах отсутствуют информация о разрешительных документах и сами документы, для выращивания осетровых в условиях аквакультуры, суд не принимает. Сама по себе информация о продаже товара не свидетельствует об отсутствии соответствующих разрешений, указания на то, что товар добыт незаконным путем, на сайтах нет. Треболвания в указанной части удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в данном случае будет являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляет ведение указанного выше реестра, то суд приходит к выводу, что иск заявлен к надлежащему ответчику.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

По сведениям, предоставленным административным ответчиком, информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора города Архангельска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению удовлетворить частично.

Признать информацию о продаже сибирского осетра, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу:

- https://www.fish-product.ru/trade/osetr-sibirskiy-psg-4514, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайтов в сети «Интернет»:

- https://www.fish-product.ru/trade/osetr-sibirskiy-psg-4514, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (о продаже сибирского осетра), в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В остальной части административное исковое заявление прокурора заместителя прокурора города Архангельска – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года.

Председательствующий Е.А. Саблина