Дело № 2а-4493/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года г.Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Бас И.В.
при секретаре Гордиевских Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседание административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Челябинской области о признании незаконным уведомления об отказе во внесении сведений №, №, №№ от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части категории земельных участков с кадастровыми № и № с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу и выдать выписки из ЕГРН с внесенными изменениями.
В обоснование заявленных требований указал на то, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми № и №. Указанные земельные участки находятся в черте населенного пункта г. Копейск, однако, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о том, что участки имеют категорию «земли сельскохозяйственного назначения». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о внесении изменений в кадастр недвижимости в части изменения категории земельных участков. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано во внесении изменений на основании того, что по сведениям ЕГРН указанные земельные участки расположены за границами населенного пункта. Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку к заявлению о внесении изменений в ГКН им был приложен ответ Управления архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа Челябинской области, согласно которому земельные участки с кадастровыми № и № фактически находятся в границах населенного пункта.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель заинтересованного лица администрации Копейского городского округа Челябинской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из правовых положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми № и № с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведения Единого государственного реестра недвижимости земельные участки относятся к категории «земли сельскохозяйственного назначения», имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Как следует из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа Челябинской области №-пс от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1, генеральным планом Копейского городского округа определены границы населенного пункта «г.Копейск», сведения о границе населенного пункта внесены в государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с картой (планом) от ДД.ММ.ГГГГ №б/н и решением Совета депутатов Копейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-МО «О внесении изменений в генеральный план Копейского городского округа. Земельные участки с кадастровыми № и № фактически находятся в границах населенного пункта.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении указанных земельных участков в связи с изменением категории с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Челябинской области было принято решение об отказе во внесении сведений в ЕГРН по государственному кадастровому учету изменений в связи с тем, что форма и (или) содержание документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Причиной для отказа в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что для изменения категории земельных участков не были представлены документы, подтверждающие включение спорных участков в границы населенного пункта, предусмотренные Законом о регистрации и Федеральным законом №172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
При проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором установлено, что по данным ЕГРН земельные участки истца имеют категорию «земли сельскохозяйственного назначения», в границы населенного пункта не входят.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства является одним из принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона №172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона №172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В силу части 5 статьи 2 Федерального закона №172-ФЗ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (пункт 1 части 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из частей 1, 3 статьи 8 Федерального закона №172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
При этом внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (часть 1 статьи 5 Федерального закона №172-ФЗ).
В соответствии с пунктами 8, 11 части 1 статьи 32 Федерального закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта; об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Согласно части 18 статьи 32 Федерального закона №218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 7 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года №78-ФЗ «О землеустройстве».
В силу части 6 статьи 34 Федерального закона №218-ФЗ орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.
Таким образом, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
Как следует из частей 2-5 статьи 33 Федерального закона №218-ФЗ соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.
Таким образом, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель в отношении спорных земельных участков в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренными Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, в орган регистрации прав не представлен в установленном порядке документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым изменены границы населенного пункта г. Копейск, и соответствии с которым спорные земельные участки включены в границы населенного пункта, равно как не представлены и изменения графического описания местоположения границ населенного пункта г. Копейск, в соответствии с которыми земельные участки фактически располагались бы на землях населенных пунктов.
Ответ управления архитектуры и строительства администрации Копейского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ не является надлежащим документом, подтверждающим включение спорных земельных участков в границы населенного пункта и состоявшемся изменении категории земельных участков.
На основании изложенного, суд полагает действия Управления Росреестра по Челябинской области по отказу ФИО1 во внесении изменений в ЕГРН относительно категории спорных земельных участков законными, и оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не находит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным уведомления об отказе во внесении сведений №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части категории земельных участков с кадастровыми номерами 74:12:1408006:3426 и 74:12:1408006:3427 с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу и выдать выписки из ЕГРН с внесенными изменениями отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий И.В. Бас