Дело № 2а-4494/2020
25RS0001-01-2020-006537-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2020 года
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Н.А. Ярошевой
при секретаре Д.И. Новосёловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Дальний Восток Энергосервис» к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
представитель ООО «Дальний Восток Энергосервис» обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что 18.09.2020 по результатам проведения внеплановой документарной проверки, проводимой на основании распоряжения Врио руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае – заместителя главного государственного инспектора труда в Приморском крае от 10.09.2020 ООО «Дальний Восток Энергосервис» было получено предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Исходя из содержания данного предписания, административному истцу предписано в установленные сроки устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в срок до 30.09.2020 выдать ФИО3 электромонтеру: сапоги резиновые, каску защитную, костюм зимний, подшлемник или вязаную шапочку, сапоги или вязаную шапочку; ФИО4 электромонтеру: костюм для защиты от ОПЗ, каску защитную, сапоги резиновые, ботинки или сапоги кожаные; ФИО5 машинисту МТЛБ: сапоги резиновые, каску защитную, костюм зимний, подшлемник или вязаную шапочку, сапоги или вязаную шапочку, сигнальный жилет; ФИО6 машиниста бульдозера, ФИО7 электросварщика обеспечить средствами индивидуальной защиты в полном объеме, согласно личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты; в срок до 25.09.2020 в Положение о системе управления охраной труда включить процедуры управления профессиональными рисками работодателя исходя из специфики своей деятельности. Полагает требования незаконными и необоснованными в силу следующих обстоятельств. Распоряжением о проведении проверки установлено, что срок проведения проверки составляет 20 рабочих дней, а именно в период с 10.09.2020 по 07.10.2020. Вместе с тем, в нарушение ч.16 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ООО «ДВ Энергосервис» о проведении внеплановой выездной проверки заблаговременно не уведомлялось, что существенным образом нарушает права лица, в отношении которого проводится проверка. ООО «ДВ Энергосервис» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с распоряжением о проведении проверки в отношении ООО «ДВ Энергосервис» основанием для ее проведения указан пп. п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, согласно которого в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Однако сведения о наличии такого решения в отношении ООО «ДВ Энергосервис» истцу не предоставлялись, реквизиты указанного решения в документах о проведении проверки отсутствуют. Кроме того, ООО «ДВ Энергосервис» не согласно с выявленным в результате проведения внеплановой выездной проверки нарушением, в отношении которого предписанием было указано в положение о системе управления охраной труда включить процедуры управления профессиональными рисками работодателя исходя из специфики своей деятельности. 16.04.2020 ООО «ДВ Энергосервис» было утверждено отдельное Положение «О системе управления профессиональными рисками». Определение процедур управления профессиональными рисками в отдельное Положение не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Данный документ у ООО «ДВ Энергосервис» не запрашивался, в связи с чем административным истцом при проведении внеплановой выездной проверки предоставлен не был. Просит признать незаконным полностью и отменить предписание Государственной инспекции труда в Приморском крае № 25/2-33-20-ПР/12-6820-И/147 от 18.09.2020.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности ФИО1, в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по изложенным в иске, в дополнительных пояснениях от 10.12.2020 основаниям, пояснила, что основания для проведения проверки отсутствовали, так как решение Правительства РФ не издавалось, угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан отсутствует. На момент проверки в личных карточках работников не была отражена выдача средств индивидуальной защиты в полном объеме, но сами средства индивидуальной защиты были выданы, ведомости предоставлены не были. В Положение о системе управления охраной труда не были включены процедуры управления профессиональными рисками работодателя исходя из спецификации своей деятельности, поскольку 16.04.2020 ООО «ДВ Энергосервис» было утверждено отдельное Положение «О системе управления профессиональными рисками», которое административным ответчиком при проведении внеплановой выездной проверки не запрашивалось. ООО «ДВ Энергосервис» является членом СРО, которая также должна быть уведомлена о проведении проверки. Фактически проверка проводилась с 15.09.2020 по 17.09.2020, т.к. инспектором сразу были запрошены документы. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований ООО «ДВ Энергосервис», пояснил, что проверка проводилась на основании приказа Роструда, но в связи с пандемией графики проведения проверки сдвинулись, о чем был издан дополнительный приказ, который он предоставить не может. Проверка проводилась с 16.09.2020, он вручил документы о проведении проверки 15.09.2020, но никаких документов не запрашивал, так как проверка была выездная, то документы запросил на следующий день, когда приехал. В систему управления охраной труда должна включаться система управления профессиональными рисками работодателя исходя из специфики своей деятельности. Он спрашивал про систему управления профессиональными рисками, однако, документы ему не предоставили. О том, что ООО «ДВ Энергосервис» является членом СРО, ему было известно, СРО уведомлялось по электронной почте, доказательств не имеется. Сроки проведения проверки указаны в соответствии с датой вынесения распоряжения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 353 ТК РФ предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (ст. 356 ТК РФ).
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой ст. 357 ТК РФ).
В судебном заседании установлено, что государственным инспектором труда ГИТ в ПК в отношении ООО "ДВ Энергосервис" на основании распоряжения Врио руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае – заместителя главного государственного инспектора труда в Приморском крае от 10.09.2020 была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой ООО «Дальний Восток Энергосервис» было выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно которого на Общество возложена обязанность: в срок до 30.09.2020 выдать электромонтеру ФИО3: сапоги резиновые, каску защитную, костюм зимний, подшлемник или вязаную шапочку, сапоги или вязаную шапочку; электромонтеру ФИО4: костюм для защиты от ОПЗ, каску защитную, сапоги резиновые, ботинки или сапоги кожаные; машинисту МТЛБ ФИО5: сапоги резиновые, каску защитную, костюм зимний, подшлемник или вязаную шапочку, сапоги или вязаную шапочку, сигнальный жилет; машиниста бульдозера ФИО6 и электросварщика ФИО7 обеспечить средствами индивидуальной защиты в полном объеме, согласно личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты; в срок до 25.09.2020 в Положение о системе управления охраной труда включить процедуры управления профессиональными рисками работодателя исходя из специфики своей деятельности.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) органом государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно ч.2 ст. 10 указанного Федерального закона, основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В соответствии с пп.В п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 28.09.2020, ООО "ДВ Энергосервис" является малым предприятием.
Из распоряжения от 10.09.2020 следует, что основанием проведения проверки является пп.В п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", проверка проводится во исполнение приказов Федеральной службы по труду и занятости от 06.06.2020 №28 и от 07.02.2020 №29.
Приказом Федеральной службы по труду и занятости №28 от 06.02.2020 утверждены Методические рекомендации по проведению внеплановых проверок, приказом №29 от 07.02.2020 утвержден График внеплановых выездных проверок работодателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства согласно приложению №1, в котором под №18 указано, что планируемая дата проведения проверки в отношении ООО "ДВ Энергосервис" 01.03.2020, при этом согласно п.2.4 приказа №29 от 07.02.2020 провести внеплановые выездные проверки работодателей согласно утвержденному графику в период с 10 февраля по 20.05.2020.
Приказом ГИТ в ПК от 12.02.2020 №06-П утвержден график проведения ГИТ в ПК внеплановых выездных проверок работодателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства.
Вместе с тем, в нарушение ст. 62. 226 КАС РФ, график проведения ГИТ в ПК внеплановых проверок, а также доказательства того, что срок проверки в отношении ООО "ДВ Энергосервис" был перенесен с 01.03.2020 на иную дату, в материалах дела отсутствуют, представителем ответчика в судебное заседание не предоставлены.
В силу ч.16 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Из распоряжения о проведении проверки от 10.09.2020 следует, что срок проведения проверки 20 рабочих дней, к проведению проверки приступить с 10.09.2020, проверку окончить не позднее 07.10.2020 (п.8 распоряжения).
Согласно уведомления о проведении проверки от 10.09.2020, проверка в отношении ООО "Дальний Восток Энергосервис" проводится в период с 10.09.2020 по 07.10.2020.
В Акте проверки от 18.12.2020 указано, что проверка проводилась с 10.09.2020 по 18.09.2020, общая продолжительность проверки 7 рабочих дней.
Вместе с тем, распоряжение о проведении проверки от 10.09.2020 было вручено ООО "ДВ Энергосервис" 15.09.2020, что подтверждается штампом входящей корреспонденции №259.
Таким образом, по имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к выводу, что истец был уведомлен о проведения проверки с нарушением установленного законом срока.
В соответствии с ч.18, 20 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ, в случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.
Согласно выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 03.11.2020, ООО "Дальний Восток Энергосервис" является членом Ассоциации СРО "Региональное объединение строителей Приморского края", о чем было известно ГИТ в ПК, что подтверждается пояснениями представителя ответчика, данными в судебном заседании.
Вместе с тем, в материалах дела, а также в материалах проверки в отношении ООО "ДВ Энергосервис", предоставленных ответчиком по запросу суда, отсутствуют сведения как об уведомлении СРО "Региональное объединение строителей Приморского края" о проведении проверки в отношении истца, так и о сообщении СРО о выявленных в результате проверки нарушениях.
В силу ст. 20 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) органом государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, подтверждающие допущенные ГИТ в ПК нарушения при проведении проверки в отношении ООО "ДВ "Энергосервис", суд полагает, что имеются основания для признания незаконным и отмене предписания ГИТ в ПК от 18.09.2020, вынесенного в отношении ООО "ДВ Энергосервис".
Кроме того, согласно п.2 предписания от 18.09.2020 на ООО "ДВ Энергосервис" возложена обязанность в срок до 25.09.2020 в Положение о системе управления охраной труда включить процедуры управления профессиональными рисками работодателя исходя из специфики своей деятельности.
Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года N 438н, согласно п.8 которого в положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются в том числе процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая процедуру управления профессиональными рисками.
В п. 1 данного Приказа сказано, что Положение разработано для оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, данный пункт означает, что в вышеуказанном положении содержатся рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.
Кроме того, согласно п.14 Приказа Роструда от 21.03.2019 N 77 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда" документы, подлежащие изучению: а) Положение о СУОТ работодателя; б) перечень выявленных опасностей, упорядоченных исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска; в) раздел Положения о системе управления охраной труда работодателя, описывающий метод (методы) оценки уровня риска, используемый работодателем и (или) локальный нормативный акт.
Таким образом, суд полагает заслуживающим внимания довод представителя истца о том, что 16.04.2020 ООО "ДВ Энергосервис" было утверждено Положение "О системе управления профессиональными рисками", при этом определение процедур управления профессиональными рисками с отдельное Положение не противоречит требованиям действующего законодательства.
Доказательства того, что данный документ был запрошен у ООО «ДВ Энергосервис» и не предоставлен, в материалах дела отсутствует, в судебное заседание не предоставлены.
В связи с чем, требования ООО «ДВ Энергосервис» о признании незаконным и отмене предписания от 18.09.2020 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО «Дальний Восток Энергосервис» к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконным и отмене предписания удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание № 25/2-33-20-ПР/12-6820-И/147 от 18.09.2020, вынесенное Государственной инспекцией труда в Приморском крае в отношении ООО «Дальний Восток Энергосервис».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Судья Ленинского районного
суда г. Владивостока Н.А.Ярошева
мотивированное решение изготовлено 23.12.2020.