Дело № 2а-4494/2021 ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2021 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Мухиной Е.В.
при секретаре Корековой Д.С.,
с участием представителя административного истца – специалиста1 разряда правового отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю ФИО1 по доверенности,
представителя административного ответчика ФИО2 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю к ФИО3 о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за ..., всего в размере ... рублей, судебных расходов ... рублей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 21 по Пермскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании налога на имущество физических лиц на здание по Адрес, в размере ... рублей за Дата, пени за период с Дата по Дата в размере ... рублей, земельного налога за Дата в размере ... рублей, пени за период с Дата по Дата в размере ... рублей. Заявленные требования мотивирует тем, что согласно сведениям, представленным соответствующим регистрирующим органом, ФИО3 имеет право собственности на здание по указанному Адрес, начислен налог на имущество и земельный налог. В связи с неуплатой начислена пени. Оплата не произведена, после направления налогового уведомления № от Дата выставлено требование № и начислены пени. Налоговым органом направлено заявление о выдаче судебного приказа. Судебный приказ № отменен Дата. С административным исковым заявлением Межрайонная инспекция обратилась в суд Дата.
Представитель административного истца - специалист 1 разряда правового отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Пермскому краю ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что объект входит в перечень постановления Правительства, налоги не уплачены, взыскание за Дата обжаловалось административным ответчиком, но апелляционным определением Пермского краевого суда решение оставлено без изменения.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного ответчика ФИО2 с требованиями не согласилась, указав, что спор подведомственен Арбитражному суду Пермского края, так как ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Принадлежащий на праве собственности земельный участок с расположенными на нем строениями используется для предпринимательской деятельности (сдается в аренду).
Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, судебных приказов №, №, административного дела №, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
К налогам, подлежащим уплате физическими лицами, в том числе относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц, порядок и сроки уплаты которых, в зависимости от периода исчисления таких налогов, регулируется положениями: ст. 357, п.1 ст. 358 НК РФ; ст. 388, п.1 ст. 389, п.1 ст. 390, п.1 ст. 391, п.1 ст. 393, п.1 ст. 394 НК РФ, ст. 65 ЗК РФ; Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», главой 23 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представляют по итогам налогового периода налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статьи 390 Кодекса); при этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи390 НК РФ).В силу пунктов 1 и 2 статьи393 НК РФналоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Согласно пункту 1 статьи 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Пунктом 4 статьи391 НК РФнормативно установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Пунктом 3 статьи396 НК РФсумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Пункт 4 статьи397 НК РФзакрепляет, что налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления; налогоплательщики – физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи346.11 НК РФнормативно установлено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями (плательщиками этого налога в связи с применением этой системы налогообложения (пункт 1 статьи346.12 НК РФ)) применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи346.11 НК РФприменение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 этого Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с этим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 этого Кодекса. Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, соответственно земельный налог такими налогоплательщиками в рассматриваемый период уплачивается на общих основаниях.
Налогоплательщики - физические лица в силу ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также основанием для начисления пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 2 ст. 69, п. 3 ст. 75 НК РФ).
В случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган (таможенный орган), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Также требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборов сроками.
В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пунктом 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 46 - 48 НК РФ.
Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Следовательно, уплата пеней рассматривается как дополнительная обязанность налогоплательщика, исполнение которой не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Судом установлено, что к ФИО3, ... года рождения, урожд. ..., с Дата зарегистрирован по Адрес, является собственником здания по Адрес, в связи с чем за Дата начислен налог на имущество физических лиц в размере ... рублей исходя из кадастровой стоимости объекта ... рублей по налоговой ставке 1,50%, а также земельный налог в размере ... с суммы ... рублей.
Исходя из Постановления Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п, имущество с кадастровым номером ... по Адрес, содержится в приложении под номером ....
Согласно решению Думы Чайковского городского поселения Пермского края от 21.09.2011 № 450 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Чайковского городского поселения», налоговая ставка по земельному налогу в Дата для объектов, включенных в указанный перечень, составляет 1,5 процента.
Решением Дзержинского районного суда г.Перми от Дата№ удовлетворены административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю к ФИО3 о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за Дата, всего в размере ....
Оплата не произведена.
Принудительного взыскания не производилось.
Дата выставлено требование № об уплате ... рублей налогов и ... рублей пени.
Срок оплаты, установленный в требовании - Дата
Срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа до Дата.
Дата налоговый орган обратился с заявлением. Срок не пропущен.
Дата мировым судьей судебного участка № 3 Дзержинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ о взыскании ... рублей задолженности по налогам, ... рублей госпошлины.
Дата поступили возражения представителя должника ФИО2, указавшей, что о вынесении судебного приказа ФИО3 не знал, так как не проживал из-за самоизоляции, С приказом не согласен по причине неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Определением от Дата судебный приказ отменен.
С административным исковым заявлением МИФНС России № 21 по Пермскому краю обратилась в суд Дата. Таким образом, нарушений требования закона административным истцом при направлении в суд иска не допущено.
Судом произведен расчет налога и пени по налогам за предъявляемый налоговым органом период. Расчет признан обоснованным. Иного расчета не представлено.
Пени по налогу на имущество физических лиц исчислена за период с Дата по Дата с суммы задолженности в размере ... рублей по ставке ЦБ РФ 4,25 за 12 дней просрочки, а также пени по земельному налогу в размере ... рублей, исчисленной за этот же период по ставке ЦБ РФ 4,25 за 12 дней.
Довод об использовании имущества и земельного участка в предпринимательских целях проверен и к освобождению от уплаты налогов не ведет.
Исходя из административного искового заявления, административного дела № ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, использует имущество по Адрес, за которое налоговым органом взыскиваются налоги.
Разрешая ходатайство представителя административного ответчика о передаче дела по подведомственности в Арбитражный суд Пермского края, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении ходатайства и в передаче дела по следующим основаниям.
Частями 1, 2 ст. 27 АПК РФ установлено, что арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального с предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). Согласно ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, ВАС РФ № 12/12 от 18.08.1992 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом (п. 1).
Таким образом, для отнесения спора к подведомственности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В данном случае предметом взыскания являются налог на имущество физических лиц и земельный налог. Плательщиками таких налогов, согласно ст. 400, п. 1 ст. 388 НК РФ, признаются физические лица, обладающие правом собственности на объекты налогообложения.
Несмотря на предоставление налоговой декларации в налоговый орган, налоги не уплачены, административный истец о добровольной оплате налогов не заявляет, указывая на судебное разбирательство посредством арбитражного судопроизводства.
В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлениях от 17.12.1996 № 20-П, от 14.07.2005 № 9-П, конституционная обязанность по уплате налога имеет особый, а именно публично - правовой, а не частно - правовой (гражданско - правовой), характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти, по смыслу статей1(часть 1),3,4и7Конституции Российской Федерации; налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье57Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично - правовой обязанности. При этом налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона; с публично - правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.
Повторного взыскания налогов не допущено.
Учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате задолженности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с п. 6 ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст.ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Пермскому краю к ФИО3 удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, зарегистрированного по Адрес, задолженность за Дата по налогу на имущество физических лиц за здание по Адрес в размере ... рублей, земельный налог за Дата за участок по данному адресу с кадастровым номером ... в размере ..., пени за период с Дата по Дата по налогу на имущество физических лиц в размере ... рублей, по земельному налогу в размере ... рублей, всего в размере ... рублей.
Банковские реквизиты: ...
Взыскать судебные расходы в размере ... рублей.
Реквизиты для уплаты почтовых расходов
...
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... рублей.
Решение в течение месяца с момента изготовления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Копия верна
Судья Е.В. Мухина
Решение в мотивированном виде изготовлено Дата