ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4496/2021 от 09.11.2021 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-4496/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«09» ноября 2021 года г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Максимовой Н.А.

при секретаре Байбачиновой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска к Серковой Регине Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу и пени по налогу на имущество физических лиц,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Серковой Р.В., в котором с учетом уточнения просила о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 48 000 рублей и пени по транспортному налогу за период с (дата) по (дата) в размере 929 рублей 65 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 года за период с (дата) по (дата) в размере 38 рублей 95 копеек (л.д. 2-5, 77-78).

В обоснование административного искового заявления истец указал, что в спорный период времени ответчик являлась собственником транспортных средств и недвижимого имущества, и как следствие, плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, однако установленные законом обязанности по уплате налогов не исполняла. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок, ответчику начислены пени.

Представитель административного истца ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска ФИО3, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании заявленных требовании поддержала в объеме и по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.

Административный ответчик Серкова Р.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 96), сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представила, об отложении судебного заседания не просила.

Представитель административного ответчика Серковой Р.В. – ФИО4, действующий на основании доверенности от (дата) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, полагал, что у Серковой Р.В. задолженности по уплате налогов и пени не имеется, представил отзыв на исковое заявление и письменные пояснения (л.д. 59, 99-101).

Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Калининского районного суда г. Челябинска (л.д. 97), в связи с чем и на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для удовлетворения административного иска не находит по следующим основаниям.

Как установлено судом, административный ответчик Серкова Р.В. является собственником 2/3 доли в праве собственности на помещение по адресу: (адрес), собственником помещения по адресу: (адрес), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 44-53).

Кроме того, с (дата) по настоящее время на административного ответчика Серкову Р.В. зарегистрировано транспортное средство – автомобиль Мерседес Бенц С200, государственный регистрационный знак , с двигателем мощностью 184 лошадиных силы, автомобиль Инфинити G35, государственный регистрационный знак , с двигателем мощностью 316 лошадиных сил, что подтверждается списком собственников транспортного средства, предоставленной МРЭО УГИБДД ГУ МВД РФ по Челябинской области, сторонами по делу не оспаривалось (л.д. 55).

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Исходя из положений ст. ст. 12, 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относится, в частности налог на имущество физических лиц, который устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

Согласно ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу положений ст. ст. 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в частности квартиры, иные здания, строения, сооружения, помещения.

В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 1 ст. 357, п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, при этом объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае, из содержания административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, данных в судебном заседании следует, что в установленные ст. ст. 363, 409 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога Серковой Р.В. не исполнена, несмотря на направление в ее адрес налогового уведомления от (дата) (л.д. 6).

В соответствии с абз. 3 п.2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при этом требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено действующим законодательством (абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, налоговый орган своевременно выявил наличие у Серковой Р.В. задолженности по уплате транспортного налога в размере 56 600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 929 рублей 65 копеек, налога на имущество физических ли в размере 2 395 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 39 рублей 35 копеек, в связи с чем направил в адрес налогоплательщика требование от (дата) об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), предоставив срок для добровольного исполнения указанного требования до 01 апреля 2020 года (л.д. 8-9);

Факт направления в адрес налогоплательщика вышеуказанного требования подтверждается копией реестра заказной корреспонденции Филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Республике Башкортостан (л.д. 10).

Фактически транспортный налог за 2017 год в размере 56 600 рублей уплачен административным ответчиком самостоятельно 03 апреля 2019 года и 10 апреля 2019 года (л.д. 60-62), налог на имущество физических лиц за 2017 год уплачен административным ответчиком самостоятельно 11 марта 2019 года (л.д. 19-21).

В силу положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В пределах установленного абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока, 14 августа 2020 года, ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Серковой Р.В. недоимки по транспортному налогу в размере 34 100 рублей и пени по транспортному налогу в размере 919 рублей 73 копейки, недоимки по налогу на имуществу физических лиц в размере 0 рублей 40 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 38 рублей 95 копеек (л.д.39-40), однако по заявлению Серковой Р.В. (л.д. 42) судебный приказ (л.д. 41) отменен мировым судьей 09 февраля 2021 года (л.д. 14).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исходя из указанных выше положений закона, налоговый орган должен был обратиться в суд в порядке административного искового производства не позднее 06 августа 2021 года.

Настоящее административное исковое заявление подано в суд 23 июля 2021 года, то есть в срок, установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В то же время, разрешая требования административного истца о взыскании транспортного налога за 2017 год, суд принимает во внимание, что 14 июля 2018 года налоговым органом было сформировано налоговое уведомление , в котором указана информация, необходимая для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (реквизиты платежа), в том числе: УИН , БИК ИНН/КПП КБК , ОКТМО номер счет получателя (л.д. 105-106).

Из представленных административным ответчиком чеков следует, что (дата) осуществлен налоговый платеж в размере 4 000 рублей, в размере 9 600 рублей, (дата) – в размере 43 000 рублей, при этом для оплаты вышеуказанных платежей использовались реквизиты: индекс документа (УИН) , КПП , КБК , ОКТМО , ИНН , БИК , счет , назначение платежа: налоговый платеж (л.д. 60-62, 102-104).

Платежные документы заполняются в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж в распоряжении о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н.

Согласно письму МНС России № ФС-8-10/1199, Сбербанка России №04-5198 от 10 сентября 2001 года «О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы № ПД (налог).

Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который проставляется в реквизите «Индекс документа») и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).

Таким образом, в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме № ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.

Реквизиты представленных чеков свидетельствует о внесении Серковой Р.В. налоговых платежей по транспортному налогу за 2017 год по реквизитам идентичным реквизитам, указанным в налоговом уведомлении от (дата), в том числе по уникальному идентификатору начисления, присущему конкретному в своем роде налоговому уведомлению.

Установленные судом обстоятельства по делу позволяют сделать вывод об ошибочности зачисления налоговым органом спорных платежей в счет уплаты транспортного налога за 2016 год, при условии идентичности УИН (индекса документа), имеющегося в налоговом уведомлении от 14 июля 2018 года, чекам, представленным Серковой Р.В.

Доводы ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска со ссылкой на разъяснения ФНС России «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации» о том, что кредитной организацией при перечислении платежа, сведения о необязательных реквизитах платежного документа, в том числе об указанном УИН, в адрес Инспекции не передаются, не могут являться основанием для удовлетворения требований налогового органа ввиду следующего.

В разъяснениях ФНС России содержится указание на то, в каком порядке указывается УИН при перечислении налоговых платежей юридическими лицами, предпринимателями и физическими лицами.

Так, в части налогоплательщиков – физических лиц указано, что физические лица уплачивают имущественные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, и приложенного к нему платежного документа (извещения) по № ПД (налог). При этом в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме № ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.

При этом понимание налогового органа о необязательности указания УИН в платежном поручении при уплате налогового платежа, не свидетельствует о запрете его указания, при наличии у физического лица индекса документа или УИН, присвоенного налоговым органом, что значительно облегчает определение назначения поступившего платежа.

Кроме того, непередача при перечислении кредитной организацией необязательных реквизитов платежного документа, в том числе УИН, не может ставиться в вину налогоплательщику, указавшему в платежных документах полные реквизиты платежа, аналогичные реквизитам направленного в его адрес налогового уведомления.

С учетом указанных выше обстоятельств, доводы представителя административного истца о том, что платежи от 03 и 10 апреля 2019 года учтены в счет оплаты транспортного налога за 2016 год, основанием для удовлетворения исковых требований являться не могут.

В данном случае, учитывая статус налогового органа - профессионального участника налоговых правоотношений, специализированного государственного органа, призванного осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Кроме того, в силу п.7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган вправе требовать от банка на бумажном носителе копию поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, оформленного налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Правила, установленные настоящим пунктом, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

Однако ошибок в оформлении поручения на перечисление платежей в счет уплаты транспортного налога за 2017 год Серковой Р.В. судом с учетом представленных чеков не установлено, соответственно невозможность уточнения платежа, влекущего возникновение у налогоплательщика недоимки, в том смысле, в котором она трактуется в п.7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не усматривает, ввиду чего доводы налогового органа о злоупотреблении налогоплательщиком правом зачета (уточнения) платежей подлежат отклонению.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании транспортного налога за 2017 год удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в качестве одного из способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов нормы налогового законодательства предусматривают взыскание с налогоплательщика пени.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц истцом на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени от суммы недоимки за каждый день просрочки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года по 05 февраля 2019 года в размере 38 рублей 95 копеек (л.д. 11), данная сумма уплачена административным ответчиком самостоятельно, о чем свидетельствует чек-ордер от 09 ноября 2021 года (л.д. 98).

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц надлежит отказать.

Кроме того, за несвоевременную уплату транспортного налога истцом на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени от суммы недоимки за каждый день просрочки по транспортному налогу за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года по 05 февраля 2019 года в размере 929 рублей 65 копеек (л.д. 12).

В связи с тем, что административным ответчиком произведена оплата транспортного налога за 2017 год, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части суд также не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска к Серковой Регине Владимировне о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 48 000 рублей, пени по транспортному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 05 февраля 2019 года в размере 292 рублей 65 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04 декабря 2018 года по 05 февраля 2019 года в размере 38 рублей 95 копеек отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий Н.А. Максимова

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2021 года

Судья Н.А. Максимова