ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4497/2022 от 13.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Шипуновой М.Н.

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Западного административного округа г. Краснодара обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование иска указывает, что в ходе проведения мониторинга сети Интернет с целью определения возможности доступа к сайтам, на которых размещены сведения о продаже модифицированных приборов учета электроэнергии с пультом, способным изменять объемы показаний потребляемой электроэнергии в сторону уменьшения, установлено, что на странице <данные изъяты>-<данные изъяты> размещена информация (реклама) о продаже модифицированных приборов учета электроэнергии с пультом ФИО2, способных остановить или изменить показания индивидуальных приборов учета электричества. Вход на указанную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы может любой интернет пользователь, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам жилищно-коммунального законодательства и подрывает основы конституционного строя РФ, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере жилищно-коммунального законодательства, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека. В интересах неопределенного круга лиц прокурор обратился в суд с данным административным иском, просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице <данные изъяты>-<данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, признать незаконными действия администратора сайта http://barahla.net, в части размещения на странице по URL-адресу: <данные изъяты>-<данные изъяты> информации о продаже модифицированных приборов учета электроэнергии с пультом, способных изменять объемы показаний потребляемой электроэнергии в сторону уменьшения.

В судебное заседание помощник прокурора Западного административного округа г. Краснодара ФИО6 не явилась, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении иска настаивала.

Административный ответчик ФИО1 судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени судебного разбирательства судебной повесткой, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором .

ФИО2 по ЮФО в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен года судебной повесткой с почтовым идентификатором .

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их ФИО2, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, руководствуясь указанными положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся сторон по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения мониторинга сети Интернет с целью определения возможности доступа к сайтам, на которых размещены сведения о продаже модифицированных приборов учета электроэнергии с пультом, способным изменять объемы показаний потребляемой электроэнергии в сторону уменьшения, установлено, что на странице <данные изъяты>-<данные изъяты> размещена информация (реклама) о продаже модифицированных приборов учета электроэнергии с пультом ФИО2, способных остановить или изменить показания индивидуальных приборов учета электричества. Вход на указанную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы может любой интернет пользователь, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам жилищно-коммунального законодательства и подрывает основы конституционного строя РФ, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере жилищно-коммунального законодательства, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам жилищно-коммунального законодательства и подрывает основы конституционного строя РФ, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере жилищно-коммунального законодательства, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека.

В соответствии с ч.1 ст. 153, ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пп. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Положениями ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм действий по использованию модифицированных приборов учета с пультами ФИО2, способные изменять объемы показаний потребляемой энергии в сторону уменьшения, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации, способствующей к совершению уголовного преступления, предусмотренного ст. 165 Уголовного кодекса РФ "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».

Кроме того, ст. 7.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (беи четное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

К безучетному потреблению электроэнергии также относится ее использование без соответствующего прибора учета либо вмешательство в его работу. Последнее может быть как неумышленным, так и умышленным.

В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

В соответствии со ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В рассматриваемом случае владелец указанной интернет страницы злоупотребляет правом на свободную передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей, предусмотренной ст. 15 Закона - ФЗ.

Статьей 9 вышеуказанного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ являются в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационной- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила).

На момент выявления данной страницы в сети «Интернет» сведения в Едином государственном реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не имелись.

В силу п. «б» ч. 5 Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Решение, являющиеся основанием для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Поскольку размещенная на странице <данные изъяты>-<данные изъяты> информация является недопустимой к размещению в соответствии с вышеуказанным законодательством, то данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В целях ограничения доступа к странице сайта с URL-адресом <данные изъяты>-<данные изъяты> сети Интернет, содержащий запрещенную информацию, необходимо внести данные страницы сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать страницы сайта в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 17 статьи 2 Закона № 149-ФЗ определено, что владелец сайта в сети «Интернет» - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Согласно сведениям Интернет-ресурса http://www.whois-service.ru регистратором доменного имени является ООО «Региональный сетевой информационный центр». По информации регистратора доменного имени, собственником сайта <данные изъяты> является ФИО1.

В силу ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Поскольку затрагиваются интересы неопределенного круга лиц - пользователей сети "Интернет» Российской Федерации, во исполнение задач органов прокуратуры, указанных в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор округа вправе обратиться в суд с заявлением в защиту их прав.

В соответствии с Федеральным законом №149-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи возложены на ФИО2, осуществляющий деятельность в том числе, через территориальные органы.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Учитывая, что распространение информации, размещенной на сайте <данные изъяты>-<данные изъяты> противоречит требованиям действующего законодательства, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице по URL-адресу: <данные изъяты>-<данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Признать незаконными действия администратора сайта <данные изъяты>, ФИО1 в части размещения на странице по URL-адресу: <данные изъяты>-<данные изъяты> информации о продаже модифицированных приборов учета электроэнергии с пультом, способных изменять объемы показаний потребляемой электроэнергии в сторону уменьшения.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение суда направить в ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> для исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их ФИО2, вправе знакомиться с протоколом и аудиопротоколом судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: