ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-449/19 от 13.03.2019 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-449/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 13 марта 2019 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края,

в составе единолично судьи Константиновой М.Г.

при секретаре Власовой А.П.

с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2

представителя административного ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края о признании права на отсрочку от призыва на военную службу,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику Военному комиссариату Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края о признании права на отсрочку от призыва на военную службу.

В обоснование иска административный истец указал, что он проживает в военном городке <адрес> и состоит на воинском учете в Военном комиссариате Хабаровского района. Он обратился в призывную комиссию за предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме в <данные изъяты>.

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ, в приписном свидетельстве сделана соответствующая запись, обязывающая явиться в военкомат ДД.ММ.ГГГГ. Решение призывной комиссии зачитано публично, с поздравлением и пожеланием хорошо учиться, после чего пройти военную службу. Позднее в деканате <данные изъяты> его ознакомили с уведомлением о том, что отсрочка от армии ему не положена, так как предоставлялась на время учебы в колледже. Истец обратился в военкомат с просьбой предоставить копию личного дела, оно ему не было предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ состоялась встреча с военным комиссаром ФИО4 и начальником отдела призывников. Со слов должностных лиц стало известно, что протокола заседания призывной комиссии не велось, решение ошибочно, посмотреть своё личное дело истец не имеет права. В отношении административного истца возбуждено дело об административном правонарушении по ст. <данные изъяты> КоАП РФ, как на злостного уклониста.

Никаких противоправных действий административным истцом не совершалось. Административному истцу было сказано, что он скрыл своё обучение в медицинском колледже, а личное дело из <адрес> пришло позднее даты проведения призывной комиссии, что не соответствует действительности. При постановке на воинский учет административный истец представил все документы об образовании.

ДД.ММ.ГГГГ истцу вручена повестка и направление в медицинский центр <данные изъяты> для сдачи анализов, с которыми он должен явиться на медицинскую комиссию ДД.ММ.ГГГГ, и если он будет признан годным к военной службе, то ДД.ММ.ГГГГ будет призван на военную службу, и не сможет закрыть первый семестр.

Право на отсрочку на время обучения истцу гарантировано ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по следующим основаниям.

Первая отсрочка предоставляется гражданину на период его обучения в ВУЗе по очной форме. Истец не был уведомлен о том, что первая отсрочка ему предоставлена на время обучения в медицинском колледже <адрес>.

При определенных обстоятельствах законом предусмотрена и вторая отсрочка. Истец, как лицо, непрерывно осуществляющее учебный процесс на разных ступенях образования, имеет право на повторную отсрочку от призыва. Обучение в медицинском колледже истец ФИО1 проходил на базе основного общего образования (9 классов), до совершеннолетия. В данном учебном заведении предусмотрено как получение профессионального образования, так и среднего общего образования (школьной программы 10-11 классов), что подтверждается оценочной ведомостью к диплому о среднем профессиональном образовании. Постановлением Конституционного Суда РФ о проверке конституционности положений подпункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что государство гарантирует не только получение основного общего (9 кл.) но и среднего общего образования 11 кл.

Для соблюдения равных возможностей и прав граждан (студентов очного отделения), поступающих после получения среднего общего образования (11 кл.) в общеобразовательных школах, так и граждан, получивших указанный уровень образования в учебных заведениях среднего профессионального образования, и предоставлено право на вторую отсрочку на период обучения в ВУЗе.

По этим основаниям, административный истец просит:

Признать за ФИО1 право на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения в <данные изъяты> по очной форме обучения.

Взыскать с ответчика государственную пошлину 300 руб.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО3 административный иск не признала, пояснила и указала в письменных возражениях, что призывник ФИО1 поставлен на воинский учет в военном комиссариате Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ. Ему вручена повестка на мероприятия, связанные с призывом на военную службу на ДД.ММ.ГГГГ. При явке на заседание призывной комиссии при изучении личного дела призывника, на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> об обучении на 1 курсе очной формы обучения ФИО1, члены призывной комиссии ошиблись, объявив призывнику, что он имеет право на предоставление отсрочки от военной службы по ст. 24 п. 2 «а». При дальнейшем изучении личного дела призывника был изучен диплом о среднем профессиональном образовании, выданный КГБУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что оснований для предоставления отсрочки ФИО1 нет, решение не занесено в протокол заседания призывной комиссии Хабаровского муниципального района, ФИО1 подлежит призыву на военную службу.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.

По этим основаниям, представитель административного ответчика просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получил основное общее образование и среднее профессиональное образование в <данные изъяты>, где обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В колледж ФИО1 поступил по окончании в ДД.ММ.ГГГГ ФГКОУ <данные изъяты> с получением основного общего образования. Данные обстоятельства подтверждаются аттестатом об основном общем образовании и дипломом о среднем профессиональном образовании с приложениями к ним.

В настоящее время ФИО1 обучается на 1 курсе <данные изъяты> по очной форме обучения, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справками от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из книги протоколов призывной комиссии МО (<адрес>), книга , протокол от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 по п. 2 подпункту а ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ.

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу ХА на имя ФИО1, имеются следующие записи. ФИО1 принят на воинский учет Отделом Военного комиссариата <адрес> и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Явка в военный комиссариат по месту жительства самостоятельно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ решение: отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ ст. 24 п. 2а. Явиться в призывную комиссию ДД.ММ.ГГГГ для прохождения призывной комиссии. Подпись: ФИО4.

В учетной карте призывника ФИО1 запись о предоставлении отсрочки по ст. 24 п. 2А до ДД.ММ.ГГГГ зачеркнута с указанием «запись ошибочно».

В протоколе заседания призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о рассмотрении вопроса о призыве на военную службу ФИО1

В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац второй); в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац седьмой); в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый);

при этом предусмотренная данным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением, в частности, одного из следующих случаев: если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым данного подпункта (при получении среднего общего образования), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с его абзацем седьмым (при получении высшего образования по программе бакалавриата) (абзац двенадцатый); если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым данного подпункта (при получении высшего образования по программе бакалавриата), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с его абзацем девятым (при получении высшего образования по программе магистратуры) (абзац тринадцатый).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина ФИО6 и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан» установлено, что закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование и в качестве его составляющей - права каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (статья 43, части 1 и 3) подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.

Исходя из этого Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" определена цель высшего образования - обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации (часть 1 статьи 69), а также установлены его уровни - бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации (часть 5 статьи 10); к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование, к освоению программ магистратуры - лица, имеющие высшее образование любого уровня (части 2 и 3 статьи 69).

Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.

Согласно положениям статьи 24 названного Федерального закона воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу вправе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата (если они не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра), специалитета (если они не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра), магистратуры (если они не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата) - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по данным программам (абзацы седьмой - десятый и двенадцатый подпункта "а" пункта 2).

Кроме того, подпункт "г" пункта 2 той же статьи предусматривает отсрочку для граждан, которые успешно прошли государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации, что позволяет таким лицам, в том числе если им в период получения среднего общего образования уже исполнилось 18 лет, поступить в образовательную организацию для получения высшего образования незамедлительно после получения среднего общего образования.Таким образом, федеральный законодатель в рамках реализации своих дискреционных полномочий - притом что Конституция Российской Федерации не гарантирует получение высшего образования как обязательного и, соответственно, не обусловливает необходимость установления для лиц, получающих высшее образование, отсрочек от призыва на военную службу - предоставил гражданам возможность завершить высшее образование, не будучи призванными на военную службу.

Однако эта возможность в части получения высшего образования по программам магистратуры, как следует из Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ограничена числом отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин, реализуя право на получение образования каждого последующего вида и уровня, может последовательно воспользоваться. Как следует из подпункта "а" пункта 2 его статьи 24, в случае если первая отсрочка была предоставлена гражданину, достигшему совершеннолетия в период обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, то повторно он может воспользоваться правом на отсрочку в период обучения в образовательной организации или научной организации по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац двенадцатый); если первая отсрочка была предоставлена гражданину в связи с обучением по программам бакалавриата на время их освоения, но не свыше сроков получения высшего образования по этим образовательным программам, то повторно он вправе воспользоваться отсрочкой для обучения по очной форме обучения в образовательной или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац тринадцатый).

Соответственно, граждане, которые относятся к одной и той же категории, а именно реализовавшие право на получение среднего общего образования в соответствии с установленным порядком (т.е. с учетом возрастного критерия для поступления в общеобразовательную организацию и сроков освоения соответствующих образовательных программ общего образования), оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до завершения обучения в общеобразовательной организации и освоения образовательной программы среднего общего образования одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем были вынуждены воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, а другие этого возраста не достигли и потому в такой отсрочке не нуждались (пункт 4 Постановления).

5. Осуществляя дифференциацию в правовом положении граждан в зависимости от такого критерия, как достижение определенного возраста, которое в силу Конституции Российской Федерации может рассматриваться в качестве события, влекущего юридические последствия (статья 60; статья 81, часть 2; статья 97, часть 1; статья 119), федеральный законодатель вправе использовать этот критерий только в случае, если он позволяет разделить граждан на объективно разные категории.

Необходимость соблюдения этого требования вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом, который распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона (в данном случае - право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры).

Указанный принцип, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов. Иное означало бы нарушение вытекающего из статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равного исполнения гражданами Российской Федерации своих конституционных обязанностей, сформулированного Конституционным Судом Российской Федерации применительно к обязанности платить законно установленные налоги (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 39-П) и в полной мере применимого к конституционной обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества, в том числе посредством несения военной службы по призыву.

Отступление в законодательном регулировании от принципа равенства применительно к исполнению конституционных обязанностей, особенно когда оно связано с реализацией какого-либо конституционного права (даже если конкретная правовая возможность в рамках этого права, применительно к которой относящиеся к одной категории лица ставятся в неравное положение, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и является результатом волеизъявления законодателя), имеет и признаки несоразмерного (непропорционального) ограничения прав и свобод человека и гражданина, что не согласуется с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Более того, наличие у одних лиц - в рамках законодательно установленных условий реализации конституционной обязанности - возможности отсрочить ее исполнение может фактически приводить к получению ими преимуществ за счет других относящихся к той же категории лиц, лишенных такой возможности и вынужденных исполнять соответствующую обязанность в полном объеме незамедлительно, что является отступлением от принципа справедливости и в конечном итоге вступает в противоречие с запретом осуществления прав и свобод человека и гражданина вопреки правам и свободам других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Таким образом, отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования в общеобразовательной организации в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры - притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование - не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Соответственно, федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, принимая при этом во внимание, что настоящее Постановление само по себе не может расцениваться как ориентирующее на использование в качестве правового средства его исполнения отмены отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата (пункт 5 Постановления).

Конституционный Суд Российской Федерации постановил: 1. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 43 (части 1 и 3), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2), положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая систему отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение в образовательные организации или научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, тем, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры тех из них, кто освоил образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.

2. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, не должен учитываться факт предоставления ФИО1 отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в период обучения в медицинском колледже, где он получил основное общее и среднее профессиональное образование.

По этим основаниям, административный иск подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина не подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ,

решил:

Административный иск ФИО1 к Военному комиссариату Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края о признании права на отсрочку от призыва на военную службу, удовлетворить.

Признать за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> право на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения в <данные изъяты> по очной форме обучения, до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Хабаровский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 20.03.2019 года.

Судья М.Г. Константинова