Дело № 2а-449/2017..
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
Город Вичуга, Ивановской области. 25.05.2017 год.
Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н., с участием:
представителя административного истца - помощника Вичугского межрайонного прокурора Минько Е.В.,
представителя административного ответчика ФИО1;
представителя заинтересованного лица - администрации Вичугского муниципального района Ивановской области ФИО2,
при секретаре судебного заседания Новожиловой Ю.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, возбужденное по административному иску Вичугского межрайонного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, установлении обязанности обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники по территории поселения, разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров,
УСТАНОВИЛ:
Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, установлении обязанности обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники в местечко Прозоровка, расположенное на левом берегу реки Сунжа на территории поселка Каменка Вичугского района Ивановской области, а также разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров.
Административный иск мотивирован тем, что поселок Каменка (Каменское городское поселение) расположен на двух берегах реки Сунжа, между которыми в течение всего года отсутствует автомобильное сообщение и не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники. 22.01.2017 года произошел пожар в частном доме на <адрес>, расположенной в «заречной» части поселка Каменка. Пожарная техника по причине наличия реки, как водной преграды, не смогла проехать к месту пожара, дом полностью уничтожен огнем. В дополнении к административному иску Вичугский межрайонный прокурор указал, что в поселении не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров.
Представитель истца - помощник Вичугского межрайонного прокурора Минько Е.В. административный иск поддержал с учетом его дополнения, подтвердил пояснения, данные в ранее состоявшихся судебных заседаниях. В ранее состоявшихся судебных заседаниях представители административного истца ФИО3 и Минько Е.В. сообщили, что обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники по территории поселения является обязанностью администрации Каменского городского поселения. В настоящее время беспрепятственный проезд пожарной техники в «заречную» часть поселка Каменка не обеспечен и может быть обеспечен только путем строительства моста или иной переправы, которая бы действовала в течение всего календарного года, чего не может обеспечить паромная переправа.
Представитель административного ответчика - администрации Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области ФИО1 административный иск признал в части требований о разработке плана сил и средств для тушения пожаров, сообщил, что данный план будет разработан в течение месяца. В части требований об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники представитель административного ответчика в ранее состоявшихся судебных заседаниях сообщил, что в «заречной» части поселка Каменка находятся четыре улицы, расположенные вдоль реки Сунжа. По данным улицам, равно как по всей остальной территории поселка Каменка, проезд пожарной техники обеспечен и возможен. В основной части поселка расположено подразделение пожарной охраны МЧС. На территории «заречной» части обеспечены первичные меры пожаротушения: имеется мотопомпа, ранцевые огнетушители, проживают два человека из числа добровольной пожарной дружины, имеется телефонная связь между берегами, пожарный колокол, имеется пешеходный мост. В период навигации действует паромная переправа, который на основании заключенного договора обеспечивает доставку пожарной техники. Акватория реки Сунжа не входит в состав Каменского городского поселения и не находится в границах поселения. Помимо прочего у поселения нет средств для строительства моста.
Представитель заинтересованного лица - администрации Вичугского муниципального района Ивановской области ФИО2 поддержала правовую позицию представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица - ФГКУ «2 Отряд Федеральной противопожарной службы по Ивановской области» ФИО4 просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в ранее состоявшемся судебном заседании сообщил, что проезд пожарной техники в «заречную» часть поселка Каменка в настоящее время возможен лишь при использовании паромной переправы и лишь во время навигации. В зимнее время, а также весной и осенью, когда навигация закрыта, проезд пожарной техники в указанную часть поселения невозможен. Пожарная часть располагает пожарными автомобилями, оборудованными высокопроизводительными водяными насосами, однако данные насосы могут подать воду с правого берега реки в «заречную» часть на расстояние не более 600 метров, что является недостаточным, кроме того, для развертывания подобной линии подачи воды необходимо не менее 30 человек личного состава. Также для тушения пожара необходим специальный инструмент, который может быть доставлен только на пожарном автомобиле. В настоящее время решается вопрос о передаче в поселение пожарного автомобиля, от органов местного самоуправления потребуется обеспечить наличие отапливаемого помещения для такого автомобиля на противоположном берегу реки Сунжа и участников добровольной пожарной команды, которые смогут этим автомобилем воспользоваться.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск Вичугского межрайонного прокурора должен быть удовлетворен частично.
Статья 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относит финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования к расходным обязательством муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов определены ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Согласно пунктам 4 и 6 статьи 63 названного Федерального закона, разработка планов привлечения сил и средств для тушения пожаров, а также обеспечение беспрепятственного проезда к месту пожара, являются первичными мерами пожарной безопасности.
Представители административного истца в судебных заседаниях подтвердили, что беспрепятственный проезд пожарной техники в «заречную» часть поселка Каменка может быть обеспечен лишь посредством строительства постоянно действующей стационарной мостовой переправы через реку Сунжа, которая разделяет Каменское городское поселение. С данным утверждением суд согласен, поскольку вышеназванный Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в качестве одной из первичных мер пожарной безопасности называет именно обеспечение проезда к месту пожара. Поэтому доводы представителя ответчика о том, что в «заречной» части поселка Каменка может быть использована пожарная техника, которая передвигается по воде или по воздуху являются неверными.
Однако суд соглашается с доводами представителей административного ответчика о том, что акватория реки Сунжа, хотя и разделяет Каменское городское поселение, однако не является частью этого поселения.
В Законе Ивановской области от 11.01.2005 года № 4-ОЗ «О городских и сельских поселениях в Вичугском, Гаврилово-Посадском, Савинском, Тейковском муниципальных районах» дано описание границ Каменского городского поселения. Согласно данному описанию граница Каменского городского поселения берет свое начало от пешеходного моста через реку Сунжа по направлению к деревне Кузнецово, идет на северо-восток по южному урезу воды реку Сунжа, в районе промышленной зоны фабрики «Красный Октябрь» переходит на север через реку Сунжа, проходит на северо-восток по северной границе жилой застройки, поворачивает на юго-восток в конце жилой застройки до оси реки Сунжа, затем уходит до фарватера реки Волга, идет по фарватеру на восток, возвращается на юго-запад по урезу рек Волга и Сунжа, поворачивает на юг по оврагу до границы зеленых насаждений, поворачивает на запад по границе зеленых насаждений, огибает березовую рощу и выходит на дорогу Вичуга - Каменка в районе бывшего автотранспортного предприятия (южная граница березовой рощи), далее граница доходит до ЛЭП и идет на юго-запад и запад по границе застройки, по границе застройки на запад и северо-запад и возвращается к началу отсчета.
В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации, реки относятся к поверхностным водным объектам. В соответствии с пунктом статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ, муниципальным образованиям, физическим или юридическим лицам, находятся в собственности Российской Федерации. Река Сунжа, разделяющая Каменское городское поселение, находится в собственности Российской Федерации и в границы названного поселения не входит. Это обстоятельство подтверждается также данными публичной кадастровой карты (л.д. 70).
Обеспечивать проезд пожарной техники по реке, которая не является территорией Каменского городского поселения, поселение не обязано.
Обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники через реку, с точки зрения организации дорожной деятельности, администрация Каменского городского поселения также не обязана по следующим причинам. Согласно пункту статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мост, о котором сообщили представители административного истца, является одним из искусственных дорожных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения.
Согласно названному Федеральному закону от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Устава Каменского городского поселения, размещенного в открытом доступе на сайте администрации поселения, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Устава Вичугского муниципального района Ивановской области, размещенного в открытом доступе на сайте администрации района, к вопросам местного значения Вичугского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Вичугского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Вичугского муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом статьи 14, пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значенияв границах населенных пунктов поселения. К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Административным ответчиком представлен реестр автомобильных дорог общего пользования Каменского городского поселения (л.д. 68-69).
По запросу суда администрацией Вичугского муниципального района Ивановской области представлен перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения между населенными пунктами в границах Вичугского муниципального района.
Из названных реестра и перечня известно, что все дороги, находящиеся в составе Каменского городского поселения, представляют собой улицы и переулки. В Каменском городском поселении отсутствуют такие улицы - автомобильные дороги, которые начинались бы на правом берегу реки Сунжа и заканчивались бы на её противоположном берегу, на котором расположено указанное в иске местечко Прозоровка.
Как указано выше, река Сунжа не входит в состав Каменского городского поселения, поэтому реализовывать полномочия по организации дорожной деятельности посредством строительства моста через названную реку Каменское городское поселение также не обязано.
Несмотря на то, что обеспечить доставку пожарной техники на левый берег названной реки администрация Каменского городского поселения не обязана, ею принят ряд мер для обеспечения пожарной безопасности «заречной» части поселка. Так, административным ответчиком представлено действующее Соглашение от 30.05.2012 года, заключенное между администрацией Каменского городского поселения и ООО карьер «Каменский». Предметом соглашения является обязательство ООО карьер «Каменский» беспрепятственно и в первоочередном порядке предоставлять на безвозмездной основе плавсредство для перемещения через реку «Сунжа» пожарной техники. Соглашение является бессрочным (л.д. 21-22).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно постановлению администрации от 05.11.2014 года № 164 в поселении разработана и утверждена муниципальная программа «Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Каменском городском поселении». Этой программой определены первичные меры пожарной безопасности на всей территории поселения, сроки их реализации, порядок финансирования.
Постановлением администрации от 11.04.2017 года № 55 утвержден и опубликован на официальном сайте поселения План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности поселения на весенне-летний период 2017 года. На территории Каменского городского поселения имеется четыре пожарных водоема, 40 исправных пожарных гидрантов. На территории Каменского городского поселения создана добровольная пожарная охрана. Заключен договор ответственного хранения средств пожаротушения, эти средства переданы участнику добровольной пожарной охраны, проживающему в «заречной» зоне. Организованы дежурства членов добровольной пожарной охраны в «заречной» зоне. Разработана схема оповещения членов добровольной пожарной охраны. Обеспечена связь и оповещение населения о пожаре, в том числе с использованием устройства громкого боя. Информация для населения размещается на официальном сайте и досках объявлений. Регулярно проводится обучение населения мерам пожарной безопасности в жилом секторе и местах с массовым пребыванием людей, ежемесячно проводится обход и инструктаж неблагополучных семей, собрания жителей улиц.
Администрация Каменского городского поселения в пределах своих полномочий неоднократно обращалась в администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области, а последняя, в свою очередь, в правительство Ивановской области и к Губернатору Ивановской области по поводу строительства стационарного, либо понтонного моста в «заречную» часть поселка Каменка. Информация принята к сведению.
Также суд обращает внимание, что на левом берегу реки Сунжа, помимо части поселка Каменка, находятся населенные пункты, относящиеся к Сунженскому сельскому поселению Вичугского муниципального района Ивановской области (деревни - Стрелка, Кузнецово, Боршевка, Луховец, Никулино). Кроме того, согласно ответу на запрос суда, данному главой Вичугского муниципального района, возможен проезд пожарной техники в «заречную» часть поселка Каменка по проселочной дороге с территории Октябрьского сельского поселения (через деревни Золотилово - Олтухово - Кузнецово). Однако расстояние по данному маршруту, при условии движения от города Вичуга, составит не менее 40 километров, а сама указанная дорога является малопригодной для использования по назначению.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области не допущено бездействия по вопросу необеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники по территории поселения, в удовлетворении административного иска в данной части должно быть отказано.
Тем не менее, администрацией Каменского городского поселения не представлено доказательств наличия разработанного плана привлечения сил и средства для тушения пожаров - как выполнения одной из первичных мер пожарной безопасности. Представитель административного ответчика иск в данной части признал.
В силу части 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Отсутствие у административного ответчика разработанного плана привлечения сил и средств для тушения пожаров, следует расценивать как бездействие. Устранение указанного нарушения возможно путем возложения на ответчика обязанностей разработать указанный план в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, выразившееся в неразработке плана привлечения сил и средств для тушения пожаров.
Обязать администрацию Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории поселения.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской Ивановской области суд в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде (26.05.2017 года).
Судья В.Н. Беззубов.