дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Анадырь | 11 февраля 2016 года |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи ФИО1
при секретаре ФИО2,
с участием:
представителя административных истцов, Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района. Администрации городского поселения Угольные Копи – А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района, Администрации городского поселения Угольные Копи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономного округа о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации перехода права, права собственности на жилое помещение,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Анадырский городской суд поступило исковое заявление Управления финансов, экономики и имущественных отношений администрации Анадырского муниципального района к Чукотскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, обязании провести государственную регистрацию перехода права, права собственности на указанную квартиру
На основании ходатайства административного истца от ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ ненадлежащий административный ответчик в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству был заменен надлежащим - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
В обоснование административного искового заявления указано, что постановлением администрации Анадырского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№<адрес> была исключена из состава специализированного жилого фонда (служебные жилые помещения) Анадырского муниципального района и передана в муниципальную собственность городского поселения Угольные Копи. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Чукотского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на спорное жилое помещение со ссылкой на ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 122-ФЗ). Полагая, что согласно ст. ст. 209, 218, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, административный истец просил суд признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на <адрес> обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу зарегистрировать переход права собственности на спорное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление аналогичного содержания и требований поступило в Анадырский городской суд от Администрации городского поселения Угольные Копи.
На основании ходатайства административного истца от ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ ненадлежащий административный ответчик определением судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ был заменен на надлежащего - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Определением Анадырского городского суда от 16.12.2015 г. гражданские дела по административному исковому заявлению Администрации городского поселения Угольные Копи и Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономного округа о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> обязании произвести государственную регистрацию перехода права, права собственности на указанное жилое помещение - объединены в одно производство (л. д. 79-80).
Оспариваемый отказ в регистрации перехода права собственности административный ответчик считает законным, указав в возражениях следующее: по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем объекта недвижимого имущества - <адрес>, общей площадью 77, 6 кв. м, расположенной по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес> является Анадырский муниципальный район. ДД.ММ.ГГГГ Анадырский муниципальный район в лице представителя Л.С. обратился с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанный выше объект недвижимости. При проведении правовой экспертизы было установлено, что представленное в качестве правоустанавливающего документа Постановление администрации Анадырского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ не может являться основанием для государственной регистрации права собственности Городского поселения Угольные Копи, поскольку основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. В соответствии со статьей 4 Закона Чукотского автономного округа от 10.2012 №73-03 «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти Чукотского автономного округа и перечне документов, необходимых для принятия правового акта Чукотского автономного округа о разграничении муниципального имущества» разграничение имущества между муниципальными районами, поселениями Чукотского автономного округа осуществляется законом Чукотского автономного округа, принимаемым по согласованным предложениям уполномоченных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. В адрес Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации на указанном выше основании и предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные недостатки, что в свою очередь истцом сделано не было.
В судебном заседании представитель административных истцов поддержал заявленный иск по основаниям, изложенным в нём.
Представитель административного ответчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, является Анадырский муниципальный район (л.д. 7, 95).
Постановлением Администрации Анадырского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение исключено из состава специализированного жилищного фонда Анадырского муниципального района и передано в муниципальную собственность городского поселения Угольные Копи (л.д.8).
Квартира передана на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации городского поселения Угольные Копи № от ДД.ММ.ГГГГ принята в собственность и казну указанного муниципального образования.
Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района и Администрация городского поселения Угольные Копи обратились в Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу с целью зарегистрировать переход права и права собственности на спорное жилое помещение.
В осуществлении указанных регистрационных действий заявителям было отказано по основаниям, изложенным ранее в возражениях на административное исковое заявление (сообщение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№, л.д.6).
Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района согласно пп. 1 п. 3.1.2 утвержденного Советом депутатов Центрального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ Положения о нем является специально уполномоченным органом на распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Администрация городского поселения Угольные Копи согласно ст. 43 Устава указанного муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Отказ регистрирующего органа в регистрации перехода права, права собственности на спорное жилое помещение нарушает права, свободы и законные интересы административных истов по распоряжению принадлежащим им имуществом.
Установленный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд соблюден.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации, которым является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457), и его территориальные органы.
Таким образом, отказ в государственной регистрации перехода права, права собственности на объект недвижимого имущества относится к полномочиям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Установленный Федеральным законом № 122-ФЗ порядок принятия оспариваемого решения соблюден.
Рассматривая вопрос об основаниях принятия оспариваемого решения и соответствия его содержания нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131 имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
При таких обстоятельствах жилое помещение (квартира) может находиться в муниципальной собственности городского поселения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (чч. 1,2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрация Анадырского муниципального района, передавая в собственность городского поселения Угольные Копи жилое помещение, расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, действовала в рамках предоставленных ей полномочий по распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.
В силу ч. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 122 акты, изданные органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Довод административного ответчика о том, что в данном случае имело место разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным районом и поселениям, которое должно производиться в соответствии с правовым актом субъекта Российской Федерации, суд находит необоснованным по следующим причинам:
Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в целях обеспечения выполнения требований статей 85 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке:
Разграничение имущества осуществляется между:
вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;
вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;
вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;
муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;
муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;
муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения;
городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Законом Чукотского автономного округа от 21.12.2007 N 164-ОЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Анадырским муниципальным районом Чукотского автономного округа и отдельными поселениями, входящими в его состав" (принят Думой Чукотского автономного округа 12.12.2007) утверждён перечень имущества, подлежащего передаче в собственность поселений, входящих в состав муниципального района, в том числе многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> (п.204 Прил.1).
Таким образом, разграничение имущества между муниципальными образованиями осуществляется в случаях, установленных ст. 11.1 Федерального закона № 122-ФЗ, которые к ситуации, рассматриваемой в рамках данного гражданского дела, отношения не имеют.
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации перехода права и права собственности на спорное жилое помещение противоречит действующему законодательству.
Рассматривая заявленные административными истцами требования об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу провести государственную регистрацию перехода права, права собственности на спорное жилое помещение суд полагает, что в связи с тем, что вопрос о соответствии всех предоставленных для государственной регистрации документов не был предметом рассмотрения в рамках данного гражданского дела, указанное требование удовлетворению не подлежит. Вместе с тем, принимая во внимание признание отказа в государственной регистрации незаконным, в целях устранения прав, свобод и законных интересов административных истцов регистрирующий орган обязан рассмотреть предоставленные для государственной регистрации документы в установленном порядке с учетом данного решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административные истцы и административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,
решил:
Исковые требования Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района, Администрации городского поселения Угольные Копи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации перехода права, права собственности на жилое помещение удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Чукотскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ№ в государственной регистрации перехода права, права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу повторно рассмотреть заявления Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района, Администрации городского поселения Угольные Копи о государственной регистрации перехода права, права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес> соответствии с требованиями действующего законодательства и сообщить об исполнении решения суда по данному административному делу в Анадырский городской суд, Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района, Администрацию городского поселения Угольные Копи в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 15 февраля 2016 г.
Судья | ФИО1 | |