ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-44/19 от 05.02.2019 Красноармейского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-44/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 февраля 2019 года с. Миасское

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Карабановой О.Ю.,

при секретаре Шайхитдиновой Н.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Администрации Красноармейского муниципального района и заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации Красноармейского муниципального района о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом изменения в порядке ст. 46 КАС РФ, о признании незаконным решения Администрации Красноармейского муниципального района от 26.07.2018 № 3862, возложении на главу администрации Красноармейского муниципального района в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления о продлении договора аренды без проведения торгов, находящегося в государственной собственности земельного участка <адрес> № 55 от 24.06.2016 на новый срок (л.д. 4 – 6, 31 – 33, 66 – 68).

В обоснование административного искового заявления указано, что 24 июня 2016 года заключен договор аренды № 55 земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 000 кв.м. между Администрацией Озерного сельского поселения и Б.м К.В., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир центральная часть <адрес>. Участок находится примерно в 680 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес: Челябинская область, Красноармейский район, на срок с 24 июня 2016 года по 20 июля 2018 года, в Управлении Росреестра по Челябинской области осуществлена государственная регистрация прав арендатора, государственная запись . ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о переходе прав и обязанностей арендатора к договору аренды указанного земельного участка между Б.м К.В. и новым арендатором ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация прав ФИО3 по соглашению о переходе прав и обязанностей арендатора, запись . ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился о заключении договора аренды на новый срок. 26 июля 2018 года администрацией Красноармейского муниципального района принято решение № 3862 об отказе в предоставлении земельного участка. В качестве нормативного обоснования отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ссылается на п. 14 ст. 39.16. Земельного кодекса РФ. При этом административным ответчиком не указаны доказательства, подтверждающие создание непосредственно действиями административного истца риска застройки земельного участка.

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 101).

Представитель административного истца ФИО1, имеющая высшее юридическое образование, представившая диплом о высшем юридическом образовании ВСВ , регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 16), действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 17.08.2018 года, выданной сроком на семь лет (л.д. 17), просила административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Красноармейского муниципального района и заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района К.в Н.А., имеющий высшее юридическое образование, представивший диплом о высшем юридическом образовании КФ , регистрационный от 24.12.2013 года, (л.д. 32), действующий на основании доверенностей от 11.01.2019 и 10.01.2019 года, выданных на срок по 31.12.2019 года (л.д. 60, 102), просил в удовлетворении административного иска отказать, предоставив письменное мнение (л.д. 22, 23, 49 – 51, 70, 71).

Заинтересованные лица Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, Хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 95, 101), представителей в судебное заседание не направили.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

При рассмотрении дела установлено, что 24 июня 2016 года между Администрацией Озерного сельского поселения и Б.м К.В. заключен договор аренды № 55 земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером , площадью 3 000 кв.м., с местоположением: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир центральная часть <адрес>. Участок находится примерно в 680 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес: Челябинская область, Красноармейский район, на срок с 24 июня 2016 года по 20 июля 2018 года Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Челябинской области, государственная запись (л.д. 7 – 11).

Дата внесения земельного участка с кадастровым номером в государственный кадастр недвижимости 09.06.2016, участок преобразован из земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 12).

19 июля 2016 года между Б.м К.В. и ФИО3 заключено соглашение о переходе прав и обязанностей арендатора по договору аренды указанного земельного участка. 26 июля 2016 года осуществлена государственная регистрация соглашения, запись (л.д. 13).

22 июня 2018 года ФИО3 обратился к заместителю главы Красноармейского муниципального района с просьбой заключить новый договор аренды, продлить срок аренды на 3 года (л.д. 14).

Письмом от 26 июля 2018 года № 3862 Администрация Красноармейского муниципального района отказала в предоставлении земельного участка с кадастровым номером на основании п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, указывая, что исходный земельный участок с кадастровым номером разделён на земельные участки площадью от 600 до 3000 кв.м., что порождает риск застройки указанной территории (л.д. 15).

Решением Администрации Красноармейского муниципального района от 10.01.2019 № 7 направленный ранее ответ органа местного самоуправления от 26.07.2018 № 3862 изложен в новой редакции в части основания отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером – п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, так как земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (л.д. 72).

Согласно сведениям Хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» размещение Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск – Екатеринбург предусмотрено схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2013 № 384-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 22.02.2018 № 294-р. Карта планируемого размещения УВСМ является приложением к указанному распоряжению. Земельный участок с кадастровым номером , как следует из фрагмента указанной карты, попадает в полосу отвода трассы предполагаемого к размещению линейного объекта федерального значения Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск – Екатеринбург (л.д. 99, 100).

Разрешая административное исковое заявление, суд исходит из следующего.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, непосредственно в суд.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 3.3 Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялась в период заключения договора аренды от 24.06.2016 органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения. С 01.01.2017 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

На основании ст. 16 Устава Красноармейского муниципального района Администрация Красноармейского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2018 № 294-р утверждены изменения в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2013 № 384-р: раздел I а) подраздел «Строительство специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей» дополнен п. 5 следующего содержания: Челябинск – Екатеринбург строительство Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали пропускной способностью 49 пар поездов в сутки, со строительством и реконструкцией вокзалов, станций (в том числе Красноармейский муниципальный район Баландино-УВСМ пропускной способностью 44 пары поездов в сутки Челябинская область г. Челябинск) (л.д. 24, 25).

В соответствии с п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, установлены п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права п. 4 данной статьи.

Арендатору Б.м К.В., а затем новому арендатору ФИО3 земельный участок предоставлен без проведения торгов, поэтому в силу подп. 1 п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ заявитель имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии в совокупности условий, перечисленных в п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ.

Для заключения с административным истцом договора аренды без проведения торгов отсутствовало условие, установленное подп. 2 п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, поскольку на момент принятия оспариваемого отказа исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, обладало иное лицо – арендатор при строительстве Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд находит административные исковые требования необоснованными.

Судом не установлено нарушение прав административного истца на заключение договора аренды, при соблюдении сроков его обращения в суд. Обращение административного истца рассмотрено, решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с учетом внесений изменений в ответ от 26.07.2018 № 3862, с указанием надлежащего п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ 10.01.2019, основание для которого имелось на дату обжалуемого отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов 26 июля 2018, является законным, соответствующим вышеуказанным нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, порядок принятия оспариваемого решения, не нарушен. Законодательного запрета на внесение в решение органа местного самоуправления дополнений и исправлений не имеется. Получение оспариваемого решения в новой редакции от 10 января 2019 года административным истцом подтверждено (л.д. 101). Несогласие стороны административного истца с решением с учетом исправлений основанием к удовлетворению административного иска не является. Обстоятельств для заключения с административным истцом договора аренды без проведения торгов судом при рассмотрении дела не установлено. Административным ответчиком представлены доказательства невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду административному истцу. Нахождение земельного участка с кадастровым номером в полосе отвода трассы линейного объекта федерального значения не оспорено.

Таким образом, оснований для возложения на главу Красноармейского муниципального района (глава администрации Уставом муниципального образования не предусмотрен) в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района, не являющегося органом местного самоуправления, согласно ст. 16 Устава МО «Красноармейский муниципальный район», повторного рассмотрения заявления административного истца от 22.06.2018 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 о признании незаконным решения Администрации Красноармейского муниципального района от 26.07.2018 № 3862, возложении на главу администрации Красноармейского муниципального района в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления о продлении договора аренды без проведения торгов, находящегося в государственной собственности земельного участка <адрес> № 55 от 24.06.2016 на новый срок, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Красноармейский районный суд.

Председательствующий подпись О.Ю. Карабанова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>