ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-44/202021 от 21.01.2020 Сланцевского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а – 44/2020 21 января 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Феоктистовой М.Ю.

при секретаре Жекетовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Антонова Владимира Николаевича к призывной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Антонов В.Н. обратился в суд с административным иском к административному ответчику призывной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения от 10 октября 2019 года о признании непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с зачислением в запас и выдачи справки взамен военного билета, обязании принять решение о выдаче военного билета.

Определением суда от 15 ноября 2019 года произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица Военного комиссариата городов Кингисепп, Сланцы Кингисеппского, Волосовского и Сланцевского районов Ленинградской области на надлежащего – Военный комиссариат Ленинградской области (л.д. 83-84).

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования, и в редакции от 12 декабря 2019 года окончательно просил:

- признать незаконным решение призывной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 10 октября 2019 года о признании Антонова Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;

- обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Антонова Владимира Николаевича в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона № 55-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета (л.д. 99-102).

В исковом заявлении указано, что 10 октября 2019 года в отношении Антонова В.Н. призывной комиссией Сланцевского муниципального района Ленинградской области было принято решение об отказе в выдаче военного билета с признанием его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При принятии вышеуказанного решения призывная комиссия руководствовалась п. 1 ст. 52 ФЗ от 28.03.1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе». Мотивируя свое решение, председатель призывной комиссии Сланцевского района Ленинградской области пояснил, что у Антонова В.Н. была отсрочка до 30 июня 2014 года ввиду его обучения в аспирантуре в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, и он обязан был явиться военкомат г. Сланцы в начале июля 2014 года. На возражения по поводу того, что Антонов В.Н. не знал, что должен был явиться в военкомат в июле 2014 года с целью прохождения медицинской комиссии, а также, что 24 октября 2014 года Антонову В.Н. исполнилось 27 лет, был дан ответ, что Антонов В.Н. должен был знать об этом. 14 октября 2019 года Антонов В.Н. обратился в Военный комиссариат городов Кингисепп и Сланцы, Кингисеппкого, Волосовского и Сланцевского районов Ленинградской области с заявлением о выдаче копии решения призывной комиссии и выписки из протокола заседания призывной комиссии. В заявлении просил также пересмотреть решение с выдачей ему военного билета.

18 октября 2019 года на свое заявление из Военного комиссариата истец получил ответ с разъяснениями, что в связи с отчислением Антонова В.Н. из аспирантуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) (извещение от 4 февраля 2013 года № 73) он потерял право на отсрочку от призыва на военную службу и подлежал призыву на военную службу в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В ответе также указано, что Антонов В.Н. обязан был сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности.

Также Антонов В.Н. должен был явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

После отчисления Антонова В.Н. из аспирантуры, он в военный комиссариат не явился, данные об отчислении не предоставил, по месту жительства не проживал. Военным комиссариатом в ОМВЛ России по
Сланиевскому району Ленинградской области неоднократно были сделаны обращения об установлении места жительства гражданина, которому не предоставляется возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечение его прибытия на указанные мероприятия. Вручить Антонову В.Н. повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным, т.к. по месту своей регистрации он не проживает.

Между тем Антонов В.Н. всегда проживал и проживает по адресу своей регистрации, куда повесток из военного комиссариата не приходило, как и не приходил никто и из ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области с целью извещения о явке в военный комиссариат, хотя именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва, на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Антонов В.Н. считает, что у него как у призывника нет обязанности самостоятельно, без повестки являться в военный комиссариат. Гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Поводом к вынесению решения призывной комиссией Сланцевского муниципального района от 10 октября 2019 года о зачислении Антонова В.Н. в запас с выдачей справки взамен военного билета послужило извещение из СПб ГУАП от 20 февраля 2013 года № 73 приказ от 1 февраля 2013 года № 03-75/13 в связи с нарушением условий договора с университетом. Однако на протяжении всего периода времени, а именно, с 8 июля 2011 года по 30 июня 2014 года он обучался в аспирантуре, что подтверждается договорами о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе профессионального образования № 1224-07/11 от 22.06.2011 года и № 744-07/13 от 25.04.2013 года и квитанциями, поскольку обучение в аспирантуре проходило на платной основе. Данные договоры и удостоверение аспиранта № 09-21/958 полностью подтверждают обучение Антонова В.Н. в аспирантуре после 20 февраля 2013 года с правом на отсрочку от военного призыва до 30 июня 2014 года.

В судебном заседании административный истец Антонов В.Н. исковые требования полностью поддержал по доводам, изложенным в административном иске, и дополнил, что справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, ограничивает его в правах, поскольку является основанием для отказа в назначении на должности государственной службы.

Представитель административного ответчика - призывной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области и заинтересованного лица - Военного комиссариата Ленинградской области Орлова Т.В., действующая по доверенностям, исковые требования не признала, просила в иске полностью отказать, в письменных возражениях на иск указала, что Антонов В.Н., 1987 года рождения, с 20 февраля 2004 года состоит на воинском учете в Военном комиссариате городов Кингисепп и Сланцы, Кингисеппского, Волосовского и Сланцевского районов Ленинградской области. В связи с обучением Антонова В.Н. в высшем учебном заведении, с 13 декабря 2005 года по 1 июля 2011 года ему, в соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе» была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. После получения высшего образования Антонов В.Н поступил на обучение в аспирантуру Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СПб ГУАП), приказ о зачислении № 03-649/11 от 27 июня 2011 года. В связи с обучением в аспирантуре призывнику Антонову В.Н. с 8 июля 2011 года по 30 июня 2014 года была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (пп. «б» п. 2 ст. 24 Закона № ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе»).

20 февраля 2013 года (вх. № 365) в Военный комиссариат поступило извещение СПб ГУАП об отчислении из аспирантуры Антонова В.Н. (исх. ГУАП от 4 февраля 2013 года № 73, приказ от 1 февраля 2013 года № 03-75/13) в связи с нарушением условий договора. После отчисления из аспирантуры Антонов В.Н. в военный комиссариат не являлся, данные об отчислении из аспирантуры не представил, по месту жительства не проживал.

В связи с получением извещения из СПб ГУАП об отчислении Антонова В.Н. из аспирантуры и началом призывной кампании «весна 2013 года» военным комиссариатом в ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области было сделано обращения об установлении места жительства гражданина, которому не представляется возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечение его прибытия на указанные мероприятия (исх. № 1/848 от 14 мая 2013 года). Вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным, т.к. по месту регистрации Антонов В.Н. не проживал, дверь квартиры не открывал, соседи отказывались общаться с представителями военкомата.

В призывную кампанию «осень 2013 года» Антонову В.Н. также не удалось вручить повестку, т.к. свое место проживания Антонов В.Н. не сообщал в военкомат, а по месту регистрации не находился. Вновь было сделано обращение в ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области об установлении места жительства гражданина, которому не представляется возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и обеспечение его прибытия на указанные мероприятия (исх. № 1/2329 от 28 ноября 2013 года). Розыск Антонова В.Н. также продолжился и в призывную кампанию «осень 2014 года». Вновь было направлено обращение в ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области об установлении места жительства гражданина, которому не представляется возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечение его прибытия на указанные мероприятия (исх. № 1/2297 от 16 октября 2014 года).

Призывник Антонов В.Н. по месту жительства не проживал, в военный комиссариат не являлся, обязанности по воинскому учету не исполнял, изменившиеся данные (место жительства, место учебы и т.д.) не сообщал. Розыск результатов не принес, в связи с чем вручить повестку Антонову В.Н. для явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным. Только в октябре 2019 года Антонов В.П. прибыл в военкомат для получения военного билета, где ему был разъяснен порядок получения документов воинского учета. Антонов В.П. 3 октября 2019 года прошел медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе и был вызван на заседание призывной комиссии на 10 октября 2019 года.

10 октября 2019 года призывной комиссией Сланцевского муниципального района Ленинградской области (протокол № 3-8/31), в соответствии со ст. 52 п. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (в ред. от 25.11.2013 г.) «О воинской обязанности и военной службе», в связи с достижением Антоновым В.Н. 27-летнего возраста было принято решение о зачислении в запас Антонова В.Н. как гражданина, не прошедшего до достижении 27 лет военной службы по призыву, не имея на то законных оснований, и выдачи ему справки взамен военного билета.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу, прописаны в приписном свидетельстве, которое находится на руках у призывника. Антонов В.Н. обязан был их знать и выполнять. С февраля 2013 года по ноябрь 2014 года велся розыск призывника Антонова В.Н., поэтому бездействия допущено не было (л.д. 23-26).

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 поименованного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).

В силу статьи 25 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установил требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ).

Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющейся приложением № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, также содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении № 30 к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (пункт 34).

Статья 28 Закона № 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 (далее - Положение).

В силу пункта 34 Положения (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в пункте 1.1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).

Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований.

Из материалов дела следует, что 10 октября 2019 года призывной комиссией Сланцевского муниципального района Ленинградской области (протокол № 3-8/31 от 17 октября 2019 года) в связи с достижением Антоновым В.Н. 27-летнего возраста, в соответствии со ст. 52 п. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (в ред. от 25.11.2013 г.) «О воинской обязанности и военной службе», принято решение о зачислении в запас Антонова В.Н. как гражданина, не прошедшего военной службы по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета (л.д. 9).

Из личного дела призывника усматривается, что административный истец Антонов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 20 февраля 2004 года состоит на воинском учете в Военном комиссариате городов Кингисепп и Сланцы, Кингисеппского, Волосовского и Сланцевского районов Ленинградской области (л.д. 34-82).

В связи с обучением Антонова В.Н. в высшем учебном заведении с 13 декабря 2005 года по 1 июля 2011 года ему, в соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе», была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

После получения высшего образования Антонов В.Н поступил в аспирантуру Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СПб ГУАП), приказ о зачислении № 03-649/11 от 27 июня 2011 года.

В связи с обучением в аспирантуре призывнику Антонову В.Н. с 8 июля 2011 года по 30 июня 2014 года была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (пп. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона № ФЗ-53).

В принятом призывной комиссией Сланцевского муниципального района Ленинградской области 10 октября 2019 года решении (протокол № 3-8/31) указано, что Антонов В.Н. зачислен в запас по достижении 27-летнего возраста, как гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с выдачей ему справки взамен военного билета, в связи отсутствием у административного истца предусмотренных законом оснований для освобождения его от призыва на военную службу (утрата права на отсрочку) (л.д. 13-14).

Однако с указанным решением призывной комиссии согласиться нельзя.

Перечень оснований для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу содержится в статье 24 Закона № 53-ФЗ.

Так, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, в том числе, - гражданам, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета (абзац 8 подпункта "а" пункта 2); гражданам обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования (подпункт "б" пункта 2).

Из пояснений административного истца Антонова В.Н. следует, что обучение в аспирантуре СПб ГУАПа проходило на платной основе, осенью 2012 года он не смог оплатить очередной этап обучения и, вероятно, был отчислен, но приказа об отчислении не получил, ничего о нем не знал. В 2013 году он оплатил услуги и продолжил обучение в аспирантуре, но был отчислен в 2014 году ввиду неоплаты услуг. Данные пояснения подтверждает договорами и квитанциями об оплате за обучение, удостоверением аспиранта со сроком действия до 30 июня 2014 года (л.д. 103-108).

Из архивной справки об обучении от 16 января 2020 года, полученной по запросу суда, следует, что в документах архивного фонда федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (ГУАП) значится, что Антонов Владимир Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ рождения,

- 1 сентября 2008 года был принят в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (ГУАП) на третий курс очной формы обучения по специальности 030501 «Юриспруденция», как ранее обучавшийся в другом вузе (приказ ГУАП от 10.09.2008 № 03-712/08);

- 30 июня 2011 года окончил полный курс ГУАП (очная форма обучения) по специальности «Юриспруденция» с присуждением квалификации «Юрист» (решение Государственной аттестационной комиссии от 08.06.2011) выдан 30.06.2011 диплом государственного образца о высшем образовании ВСГ 5410816, регистрационный номер диплома 67395 (приказ ГУАП от 30.06.2011 № 03-659/11);

- 1 июля 2011 года был принят в аспирантуру ГУАП на обучение по программам послевузовского профессионального образования, по очной форме, по специальности 12.00.14 «Административное право; финансовое право; информационное право» (приказ ГУАП от 27.06.2011 №03-649/11);

- 1 января 2013 года был отчислен из аспирантуры федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (ГУАП) очной формы обучения специальности 12.00.14 «Административное право; финансовое право; информационное право» в связи с нарушением условий договора (приказ ГУАП от 01.02.2013 № 03-75/13);

- 1 мая 2013 года был принят в аспирантуру ГУАП на обучение по программам послевузовского профессионального образования, по очной форме, по специальности 12.00.14 «Административное право; финансовое право; информационное право», как ранее обучавшийся в аспирантуре ГУАП (приказ ГУАП от 06.05.2013 №. 03-416/13);

- 1 февраля 2014 года был отчислен из аспирантуры ГУАП очной формы обучения специальности 12.00.14 «Административное право; финансовое право; информационное право» в связи с нарушением условий договора (приказ ГУАП от 05.02.2014 № 03-75/14);

- академический отпуск в период обучения не предоставлялся (л.д. 125).

Из пояснений представителя административного ответчика и личного дела призывника следует, что первое извещение о том, что Антонов В.Н. отчислен из аспирантуры, было получено 20 февраля 2013 года (вх. № 365). В военный комиссариат поступило извещение СПб ГУАП об отчислении из аспирантуры Антонова В.Н. (исх. ГУАП от 4 февраля 2013 года № 73, приказ от 1 февраля 2013 года № 03-75/13) в связи с нарушением им условий договора (л.д. 71).

После отчисления из аспирантуры Антонов В.Н. в военный комиссариат не явился, данные об отчислении из аспирантуры не представил, по месту жительства не проживал, в связи с чем военным комиссариатом в ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области было сделано обращения об установлении места жительства гражданина, которому не представляется возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечение его прибытия на указанные мероприятия (исх. № 1/848 от 14 мая 2013 года) (л.д. 72).

Из рапорта инспектора ППС ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области от 17 декабря 2013 года следует, что вручить Антонову В.Н. повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным (л.д. 75).

Второе извещение о том, что Антонов В.Н. отчислен из аспирантуры СПб ГУАПа (исх. ГУАП от 5 февраля 2014 года № 50, приказ от 5 февраля 2014 года № 03-75/14), было получено военным комиссариатом 26 февраля 2014 года (л.д. 73).

16 октября 2014 года вновь было сделано обращение в ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области об установлении места жительства гражданина, которому не представляется возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечение его прибытия на указанные мероприятия (исх. № 1/2297 от 16 октября 2014 года) (л.д. 74).

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что ответа на данное обращение военный комиссариат не получил.

Отсюда следует, что военным комиссариатом и призывной комиссией не выполнены в полной мере возложенные на них законом обязанности, связанные с призывом истца на военную службу.

Между тем федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Закон № 53-ФЗ возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), а также такие обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, как явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (пункты 1 и 2 статьи 31).

Иных обязанностей, в том числе самостоятельно являться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, названным законом не предусмотрено.

Решением призывной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 10 октября 2019 года Антонов В.Н. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ему надлежало выдать справку взамен военного билета.

Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 1 января 2014 года, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.

Таким образом, оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Антонова В.Н. данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 1 января 2014 года до достижения им 27-летия.

Суд считает, что все вышеуказанное не было принято во внимание административным ответчиком при вынесении решения в отношении Антонова В.Н. 10 октября 2019 года, поскольку после предоставления первой отсрочки контроль за наличием соответствующих оснований возложен на административного ответчика.

Надлежащих доказательств направления военным комиссариатом повесток о вызове Антонова В.Н. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с 30 июня 2014 года (дата окончания отсрочки) до 24 октября 2014 года (27-летие Антонова В.Н.) материалы дела не содержат.

В ходе судебного разбирательства не нашли подтверждение доводы представителя административного ответчика, что Антонов В.Н. каким-либо образом уклонялся от получения повесток, препятствовал осуществлению его призыва на военную службу; отсутствуют доказательства и того, что Антонов В.Н. отказывался от явки в отдел военного комиссариата либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.

Повестка, врученная матери Антонова В.Н. (для передачи ему) в ноябре 2013 года, не свидетельствует о проведении мероприятий по призыву на военную службу и не может расцениваться как доказательство уклонения административного истца от прохождения военной службы, поскольку Антонов В.Н. в юридически значимый период продолжал обучение в аспирантуре (л.д. 77, 128-129).

При таких обстоятельствах, доказательств совершения Антоновым В.Н. после 1 января 2014 года действий (бездействия), которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом № 53-ФЗ, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, а также доказательств осуществления мероприятий по организации призыва на военную службу административного истца в период с 1 января 2014 года до достижения им возраста 27 лет, административным ответчиком не представлено.

Оспариваемое решение нарушает права административного истца, т.к. создает для него ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу, поскольку согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции, действующей в настоящее время) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.

Следовательно, выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что он лишается права проходить государственную гражданскую службу.

При таких обстоятельствах решение призывной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 10 октября 2019 года о признании Антонова Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, является незаконным, и исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом суд считает необходимым обязать призывную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области принять решение о зачислении Антонова В.Н. в запас по основанию, предусмотренному абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении возраста 27 лет, с возложением обязанности по выдаче военного билета Антонову В.Н.

Срок на обращение с административным иском в суд Антоновым В.Н. не пропущен, поскольку с обжалуемым решением он был ознакомлен 18 октября 2019 года, что следует из ответа Военного комиссариата на его обращение от 14 октября 2019 года с заявлением о выдаче копии решения призывной комиссии, и не оспаривается административным ответчиком (л.д. 10-12).

Согласно ст. 227 ч. 3 КАС РФ при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учётом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд находит 15-дневный срок достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Антонова Владимира Николаевича удовлетворить.

Признать решение призывной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 10 октября 2019 года о зачислении в запас Антонова Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным.

Обязать призывную комиссию Сланцевского муниципального района Ленинградской области принять решение о зачислении Антонова Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в запас по основанию, предусмотренному абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении возраста 27 лет, и выдать военный билет в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения призывной комиссии Сланцевского муниципального района Ленинградской области сообщить суду и Антонову В.Н. в течение одного месяца со дня исполнения, но не позднее 1 мая 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий судья Феоктистова М.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 27 января 2020 года.