Дело № 2а-44/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2022 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе председательствующего - судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания – Примаке А.П., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу в войсковой части №<данные изъяты> ФИО3 ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны РФ, командира войсковой части № и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с не начислением инвестиционного дохода,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС);
- обязать «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека) учесть на его именном накопительном счете (далее – ИНС) доход от инвестирования накоплений с ДД.ММ.ГГГГ года, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, за счет средств распределяемого инвестиционного дохода;
- взыскать с Министерства обороны РФ в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований ФИО3 в административном иске указано, что на его обращение, направленное в адрес Росвоенипотеки ДД.ММ.ГГГГ года, по вопросу начисленного на его ИНС инвестиционного дохода, поступил ответ, согласно которому, инвестиционный доход начисляется и учитывается на его ИНС с ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку ИНС открыт лишь в ДД.ММ.ГГГГ году. При этом, право на его включение в НИС наступило в ДД.ММ.ГГГГ года, что было подтверждено решением Североморского гарнизонного военного суда. Несвоевременное включение в реестр участников НИС привело к начислению инвестиционного дохода не в полном объеме, что, по мнению административного истца, является нарушением его прав.
В письменных возражениях представитель Министерства обороны РФ требования административного иска ФИО3 не признал, ссылаясь на обстоятельство того, что Министерством обороны РФ прав заявителя нарушено не было. Кроме этого, поскольку положенные ФИО3 накопления были учтены на его ИНС и переданы в доверительное управление в ДД.ММ.ГГГГ, доход от их инвестирования начислялся и учитывался на ИНС с момента открытия счета. Поскольку в оспариваемый период накопительные взносы ФИО3 на ИНС не учитывались и в доверительное управление не передавались, доход от их инвестирования в этот период не мог начисляться.
В письменных объяснениях представитель Росвоенипотеки требования административного иска ФИО3 не признала, ссылаясь на обстоятельство отсутствия методики по определению и учету размера недополученного инвестиционного дохода в период, когда накопительные взносы фактически не передавались в доверительное управление. В свою очередь, учреждение не наделено полномочиями по установлению такой методики. Обращает внимание суда, что действия Росвоенипотеки по начислению инвестиционного дохода являются производными от действий должностных лиц, отвечающих за своевременное включение военнослужащих в соответствующий реестр.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как усматривается из вступившего в законную силу решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 оспаривались действия должностных лиц, связанные с отказом во включении в списки участников НИС. В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО3 заключил первый контракт о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ года, второй контракт о прохождении военной службы заключен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ года административным истцом подан рапорт о включении в реестр участников НИС, который реализован не был. В ДД.ММ.ГГГГ года в войсковой части № проведено разбирательство по факту утраты рапорта административного истца от ДД.ММ.ГГГГ года, по итогам которого, подтвержден факт подачи ФИО3 рапорта в ДД.ММ.ГГГГ году. Установив указанные обстоятельства, судом действия начальника ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, связанные с отказом внесения ФИО3 в сводный список военнослужащих, для включения в реестр участников НИС признаны незаконными. На указанное должностное лицо возложена обязанность по внесению кандидатуры ФИО3 в сводный список военнослужащих для включения в реестр НИС, с датой возникновения основания включения – ДД.ММ.ГГГГ года.
Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О нарушении порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 заключил второй контракт о прохождении военной службы. ДД.ММ.ГГГГ года военнослужащим подан рапорт о включении его в реестр НИС. Далее, согласно объяснениям военнослужащего, данный рапорт был передан должностному лицу, ответственному за работу с НИС. В ходе разбирательства установлено, что в личном деле военнослужащего отсутствует данный рапорт. Установив, что ФИО3 рапорт на включение в НИС был установленным порядком подан, однако, в силу неудовлетворительной работы должностных лиц, отвечающих за работу по включению военнослужащих в НИС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, а также несовершенства имеемого законодательства по включению военнослужащих в НИС, с целью восстановления нарушенных прав военнослужащего, приказано повторно подготовить комплект документов на включение ФИО3 в реестр участников НИС.
Согласно личной карточке участника НИС на имя ФИО3, документы на включение военнослужащего в реестр участников НИС направлены в ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 года, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы. Основанием для включения сержантов и старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу до 1 января 2020 года, является письменное обращение об их включении в реестр участников.
Аналогичные по своей сути положения изложены в ранее действующей редакции Закона.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3, после заключения второго контракта о прохождении военной службы, им ДД.ММ.ГГГГ года подан рапорт на включение в реестр участников НИС, который по вине полномочных должностных лиц войсковой части № реализован не был. В свою очередь, военнослужащий был включен в реестр участников НИС после проведенного в воинской части разбирательства в ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников: 1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета; 2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; 3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона определено, что участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, а одним из показателей реализации права на жилище участниками НИС является предоставление целевого жилищного займа.
В период возникновения спорных правоотношений и возникновения у ФИО3 оснований для включения в реестр участников НИС, действовал приказ Министра обороны РФ от 30 января 2009 года № 30, которым утверждена «Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 11 Инструкции, командиры (руководители) воинских частей (организаций Вооруженных Сил), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащих в реестр согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.
Согласно названной Инструкции, основанием для включения военнослужащего в реестр является для сержантов и старшин, солдат и матросов - обращение (в письменной форме) об их включении в реестр.
Рапорт (в письменной форме) военнослужащих, указанных в подпунктах "г", "д", "е", "з", "к", "м", "о" настоящего пункта, о включении их в реестр оформляется согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции, подлежит регистрации в установленном порядке и приобщается к личному делу.
Командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.
Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются по подчиненности в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны (п. 13).
Пунктом 14 Инструкции установлено, что органы военного управления при получении списков из воинских частей проверяют их на соответствие требованиям настоящей Инструкции и по результатам проверки формируют сводный список военнослужащих для включения их в реестр согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.
Основанием для включения военнослужащего в сводный список для включения в реестр является список, поступивший из воинской части.
Согласно п. 2 и 6 действующих в настоящее время Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает ИНС.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны РФ или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 должен был стать участником НИС ДД.ММ.ГГГГ года, при подаче рапорта, однако, по причине нераспорядительности действий должностных лиц войсковой части № административный истец несвоевременно включен в реестр участников НИС, что является нарушением его прав, поскольку административный истец включен в реестр участников НИС только через более чем 8 лет со дня возникновения к тому оснований по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц государственного органа, оказавшись в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участниками НИС, и имевшими возможность реализовать это право фактически.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В связи с этим, суд в рамках восстановления прав административного истца находит возможным признать незаконными действия командира войсковой части № связанные с несвоевременным направлением документов для включения ФИО3 в реестр участников НИС.
Данное обстоятельство препятствует реализации жилищных прав административного истца, предусмотренных Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», в полном объеме.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Согласно справке за подписью начальника отдела (по ведению именных накопительных счетов) Росвоенипотеки от ДД.ММ.ГГГГ года, ИНС ФИО3 открыт в ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ года. Учет накоплений на ИНС участника системы и передача их в доверительное управление производится с ДД.ММ.ГГГГ года, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с 3-го ДД.ММ.ГГГГ года. Целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения участнику системы не предоставлялся, денежные средства с ИНС не выплачивались. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года на ИНС участника системы учтены накопления за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., в том числе, доход от инвестирования накоплений за период с 3-го по 4-ый ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.
Согласно п. 83 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ года, составляет <данные изъяты> руб.
Следовательно, сумма недоначисленного ФИО3 инвестиционного дохода, в связи с несвоевременным включением в реестр участников НИС, с учетом уже учтенного инвестиционного дохода составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>)
Согласно пункту 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, доходы от инвестирования накоплений рассчитываются и отражаются на именных накопительных счетах участников НИС исходя из размера доходов от инвестирования средств, переданных ФГКУ «Росвоенипотека» в доверительное управление управляющим компаниям.
Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2010-2021 гг. не предусмотрено таких публичных обязательств, как доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Из изложенного следует, что инвестиционный доход, учитываемый на именных накопительных счетах участников НИС, не связан с ассигнованиями федерального бюджета и имеет иной источник происхождения.
Принимая во внимание особенности возникших правоотношений, внебюджетную природу средств, получаемых от инвестирования накоплений, переданных в доверительное управление, в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым установить, что подлежащая доведению и аналитическому учету на ее именном накопительном счете сумма дохода от инвестирования накоплений подлежит распределению из инвестиционного дохода, то есть из дохода от инвестирования накоплений, подлежащего распределению Росвоенипотека между всеми военнослужащими, что в полной мере соответствует заложенной законодателем правовой природе дохода от инвестирования накоплений участника НИС, как инструмента защиты накоплений, сформированных за счет государственных ассигнований, от инфляционных и иных негативных экономических процессов.
На основании изложенного, в целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым обязать Росвоенипотеку учесть на ИНС ФИО3 доход от инвестирования накоплений за вышеуказанный период, с учетом начисленного, в размере 923 433,24 руб. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, удовлетворив тем самым заявленные административным истцом требования в указанной части.
При принятии решения судом учитывается правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная в обзоре практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в ДД.ММ.ГГГГ году, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года, в п. 18 которого указано, что при несвоевременном включении военнослужащего по вине воинских должностных лиц в реестр участников НИС, подлежат восстановлению его права, в том числе на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он был включен в реестр в установленные сроки.
Помимо этого, не находит суд оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий Министерства обороны РФ, связанных с несвоевременным включением в реестр участников НИС, поскольку Министерство обороны РФ непосредственно включение военнослужащих в реестр участников НИС не производит и функциями регистрирующего органа не обладает, в связи с чем каких-либо прав административного истца Министерством обороны РФ не нарушено.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как усматривается из чек-ордера от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
В соответствии со ст. 112 КАС стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установив в судебном заседании, что право административного истца на своевременное включение в НИС нарушено командиром войсковой части №, а не Министерством обороны РФ, то судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины подлежат взысканию с названной воинской части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО3 ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия командира войсковой части № связанные с несвоевременным направлением документов для включения ФИО3 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете ФИО3 доход от инвестирования накоплений в размере <данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копейки, за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Взыскать с войсковой части № в пользу ФИО3 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении остальных требований ФИО3, – отказать.
Административным ответчикам сообщить об исполнении решения суда в суд и ФИО3 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 28 января 2022 года.
Председательствующий подписи
Оригинал решения находится
в административном деле № 2а-44/2022