ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-44/2022 от 22.06.2022 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2022 года г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи – Гаджиевой Л.Ф,

с участием представителя административного истца – помощника Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края Максимовой Е.В.,

при секретаре – Влажиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Рыбинский район Красноярского края, к администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Рыбинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточнений) в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Рыбинский район Красноярского края, к администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ г. проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Установлено, что в собственности Рыбинского района имеются 4 гидротехнических сооружения: на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>. Эксплуатирующих организаций у гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Рыбинского района, не имеется. Вопреки требованиям ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» при отсутствии эксплуатирующей организации собственником ГТС <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>, исполнение возложенных данной статьей обязанностей по эксплуатации и ремонту ГТС с целью повышения их безопасности с учетом недостатков, указанных в расчете признаков, на основании которых установлена степень (уровень) опасности, произведенных ООО «<данные изъяты>» в 2017 году, и указанных в расчетах признаков, на основании которых установлена степень (уровень) опасности, и их финансирование, не обеспечено, должные меры по предупреждению аварий ГТС не приняты, что не обеспечивает их безопасность. Указанные нарушения не исключают риск наступления чрезвычайных ситуаций при эксплуатации ГТС, могут привести к негативным последствиям для окружающей природной среды, населения и территории Рыбинского района. В силу п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является вопросом местного значения муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Рыбинского района было внесено представление о необходимости устранения нарушений действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, однако, конкретные меры по устранению имеющихся нарушений закона не приняты, нарушения не устранены, должное предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций не обеспечено.

Просит признать бездействие администрации Рыбинского района Красноярского края незаконным и обязать администрацию Рыбинского района Красноярского края: обеспечить безопасность гидротехнических сооружений на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес> Рыбинского <адрес> в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

- обеспечить техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

- обеспечить уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

- обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения;

- проинформировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений. Возложенные обязанности исполнить в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Рыбинского межрайонного прокурора Максимова Е.В. требования поддержала, по изложенным в уточненном административном исковом заявлении доводам, просила удовлетворить требования

Представитель административного ответчика – Администрации Рыбинского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в суд направил возражения на административное исковое заявление, <данные изъяты>

Представители заинтересованных лиц - Енисейского управления Ростехнадзора, Администрации Новокамалинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, ООО «НТЦ-Красноярскспецпроект» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - ГУ МЧС России Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в суд направил отзыв на административное исковое заявление, <данные изъяты> Поддерживают позицию Рыбинской межрайонной прокуратуры по возложению обязанности на администрацию района обеспечить безопасность ГТС на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>.

Представитель заинтересованного лица - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, <данные изъяты> Требования Рыбинского межрайонного прокурора поддержал.

Представители заинтересованных лиц – Администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Администрация Переясловского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, Енисейского бассейнового водного управления, АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении не просили.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании, гидротехнические сооружения: на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>, являются собственностью муниципального образования Рыбинский район, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Рыбинским межрайонным прокурором вынесено решение о проведении проверки в администрации Рыбинского района по соблюдению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, соблюдения требований законодательства о защите населения и территории Рыбинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В результате проверки установлено, что в собственности Рыбинского района имеются 4 гидротехнических сооружения: на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>. Исполнение собственником ГТС на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес> возложенных статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей, в т.ч. по эксплуатации и ремонту ГТС с целью повышения их безопасности с учетом недостатков, указанных в Расчете признаков, на основании которых установлена степень (уровень) опасности, произведенных ООО «<данные изъяты>» в 2017 году, и указанных в расчетах признаков, на основании которых установлена степень (уровень) опасности, и их финансирование как в 2020 г., так и на 2021 г. не обеспечены, должные меры по предупреждению аварий ГТС не приняты, что не обеспечивает их безопасность. В отношении ГТС на <адрес> у <адрес> вопреки требованиям ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом установлено, что ГТС как объект утратил свои эксплуатационные свойства, однако, вопрос о его ремонте либо ликвидации длительное время не разрешен.

ДД.ММ.ГГГГ главе Рыбинского района внесено представление о необходимости устранения нарушений действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В ответ на представление глава Рыбинского района сообщил, <данные изъяты>

В письме от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Администрация Рыбинского района просила рассмотреть возможность безвозмездного приема объекта – гидротехническое сооружение водохранилища на <адрес> у <адрес> в собственность Красноярского края из муниципальной собственности Рыбинского района, так как вышеуказанный объект не используется для нужд района. <данные изъяты>

Согласно паспорту безопасности опасного объекта – водохранилища на <адрес> у <адрес> Рыбинского <адрес>, указанное водохранилище используется для тепловодоснабжения <адрес> и питьевого водоснабжения <адрес>. Из расчетно-пояснительной записки следует, что в состав гидротехнических сооружений водохранилища входят грунтовая плотина и паводковый водосброс. Сооружения водохранилища относятся к постоянным, основным ГТС, класс сооружений – III. Согласно расчету, общий вероятный ущерб, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Красноярского края в результате аварии гидротехнического сооружения - водохранилища на <адрес> у <адрес> Рыбинского <адрес>, составляет <данные изъяты>

Из расчетно-пояснительной записки следует, что водохранилище на <адрес> у северной окраины <адрес>, левобережном притоке <адрес>, расположен на расстоянии 6 км от её устья. Гидротехнические сооружения введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Согласно расчету, общий вероятный ущерб, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Красноярского края в результате аварии гидротехнического сооружения - водохранилища на <адрес> у <адрес> Рыбинского района Красноярского края, составляет <данные изъяты>

Из акта проверки соблюдения требований водного законодательства РФ, составленного ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Красноярскому краю, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка Администрации Рыбинского района на предмет соблюдения требований водного законодательства РФ к использованию и охране <адрес> (в части действия Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» №117-ФЗ от 21.07.1997 года при эксплуатации гидротехнических сооружений пруда на реке <адрес> у <адрес>). Нарушений Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года №117-ФЗ не выявлено.

В акте проверки Енисейским управлением Ростехнадзора Администрации Рыбинского района от ДД.ММ.ГГГГ указано о выявлении нарушений обязательных требований законодательства в области безопасности ГТС: ГТС пруд в <адрес>, ГТС плотина пруд на <адрес> в <адрес>, ГТС плотина в <адрес>.

Постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейское управление от ДД.ММ.ГГГГ за выявленные нарушения обязательных требований законодательства в области безопасности ГТС, зафиксированные в акте проверки Енисейским управлением Ростехнадзора Администрации Рыбинского района от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Рыбинского района признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Рыбинским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.9.2 КоАП РФ в отношении юридического лица – администрации Рыбинского района Красноярского края за нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений, указав на то, что в отношении ГТС на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес> не обновлены сведения о ГТС в Российском регистре ГТС, в отношении ГТС на <адрес> у <адрес> сведения в Российский регистр ГТС не внесены. <данные изъяты>

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что также указано в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон о безопасности гидротехнических сооружений).

Статьей 3 указанного Федерального закона к числу гидротехнических сооружений отнесены, в числе прочих, плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, дамбы. В статье дано понятие собственника гидротехнического сооружения (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением) и эксплуатирующей организации (государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение).

Сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения (статья 7 Закона о безопасности гидротехнических сооружений).

Положениями статьи 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации в отношении гидротехнических сооружений в частности - обеспечивать соблюдение обязательных требований при их эксплуатации, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, обеспечивать оценку их безопасности, разработку критериев безопасности указанных гидротехнических сооружений, а также правил эксплуатации; заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обеспечить внесение в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехническом сооружении.

Согласно п. 21 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с абзацем 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Учитывая, что непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, являющихся собственностью муниципального образования Рыбинский район, может привести к их аварии, причинить существенный материальный ущерб и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, тем самым нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на защиту населения муниципального образования Рыбинский район и его территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем, заявленные требования Рыбинского межрайонного прокурора надлежит удовлетворить, признать незаконным бездействие административного истца заключающееся в непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес> Рыбинского района Красноярского края в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и возложить на администрацию Рыбинского района Красноярского края обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу обеспечить безопасность гидротехнических сооружений на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес> Рыбинского <адрес> в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: обеспечить техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий; обеспечить уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения; проинформировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Рыбинский район Красноярского края, к администрации Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Рыбинского района Красноярского края, заключающееся в непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес> Рыбинского района Красноярского края в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Возложить на администрацию Рыбинского района Красноярского края обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу обеспечить безопасность гидротехнических сооружений на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес>; на <адрес> у <адрес> Рыбинского <адрес> в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

- обеспечить техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

- обеспечить уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

- обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения;

- проинформировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Рыбинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Л.Ф.Гаджиева

<данные изъяты>