ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4500/2023 от 05.10.2023 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

дело № 2а-4500/2023

УИД 61RS0023-01-2023-004710-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2023 года г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Черныша О.Г., при секретаре Арканниковой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты к судебному приставу - исполнителю отдела судебных приставов по г. Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Лучкиной Е.Г., ГУФССП России по Ростовской области, о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и освобождения от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование требований административного иска МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты ссылается на то, что МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты является должником по исполнительному производству -ИП, возбужденного на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Шахтинским городским судом Ростовской области по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать декларацию безопасности, разработать и согласовать правила эксплуатации и провести преддекларационное обследование ГТС водохранилища «ХБК» на р. Грушевка в г.Шахты, ГТС на пруду «Казенный» на б. Атюхта в г.Шахты, ГТС на пруду на реке Мокрая Кадамовка, ГТС на пруду пос. Майский на балке Булухта в г.Шахты Ростовской области. ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) по исполнительному производству ИП административным ответчиком было принято постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. на основании не исполнения в срок решения суда, в установленный для добровольного исполнения срок. Указанное постановление было доставлено нарочно и поступило в адрес МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты ДД.ММ.ГГГГ (вх. ), что подтверждается штампом входящей корреспонденции. Принимая во внимание, что после вступления в законную силу решения 04.05.2022по делу МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты были проведен ряд мероприятий: произведен расчет стоимости услуг по разработке эксплуатационной документации для декларирования безопасности гидротехнических сооружений: ГТС водохранилища «ХБК» на р. Грушевка в г.Шахты, ГТС на пруду «Казенный» на б. Атюхта в г.Шахты, ГТС на пруду на реке Мокрая Кадамовка, ГТС на пруду пос. Майский на балке Булухта в г.Шахты Ростовской области. 18.01.2023 МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в адрес главы Администрации г.Шахты было направлено письмо о выделении бюджетных ассигнований в 2023 году на выполнение данного решения суда. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ.11/198 в выделении бюджетных ассигнований было отказано. ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в адрес и.о. главы Администрации г. Шахты повторно было направлено письмо о выделении бюджетных ассигнований. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ в выделении денежных средств также было отказано. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в адрес и.о. главы Администрации г. Шахты повторно было направлено письмо о выделении бюджетных ассигнований. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ в выделении денежных средств также было отказано. Таким образом, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты незамедлительно, после вступления в законную силу решения суда, инициировало проведение работ по разработке эксплуатационной документации для декларирования безопасности гидротехнических сооружений: ГТС водохранилища «ХБК» на р. Грушевка в г.Шахты, ГТС на пруду «Казенный» на б. Атюхта в г.Шахты, ГТС на пруду на реке Мокрая Кадамовка, ГТС на пруду пос. Майский на балке Булухта в г.Шахты Ростовской области. Административный истец считает, что при таких обстоятельствах не только не усматривается бездействие и вина МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, но и является очевидным факт невозможности исполнения в указанный в постановлении о назначении нового срока, срок, который не зависит от воли и желания учреждения. Выделенных бюджетных средств недостаточно для исполнения одновременно всех решений суда в отношении МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты. В связи с чем, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты вынужден обращаться в администрацию г.Шахты с просьбой о выделении дополнительных бюджетных средств, и только при положительном решении Городской Думы возможно выделение дополнительных средств. Административный истец обращает внимание на то, что процедура выделения денежных средств из местного бюджета занимает длительный период, и то, что неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, тогда как указанные обстоятельства не были приняты судебным приставом-исполнителем во внимание. 01.09.2023 МКУ «Департамент городского хозяйства» обратилось в Шахтинский городской суд Ростовской области с заявлением предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в связи с чем, административный истец полагает, что вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора незаконно. Административный истец ссылается на то, что даже при своевременном выделении денежных средств из местного бюджета, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты обязан соблюсти требования Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Процедура проведения аукциона и оформления необходимых документов занимает от полутора до трех месяцев без учета выполнения условий заключенного контракта. А при условии подтверждения выполненных работ актами и другими документами исполнение решения в срок невозможно.

На основании изложенного, просит признать незаконным постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП; освободить МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено к участию в деле ГУФССП России по Ростовской области.

Представитель административного истца МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик - судебный пристав - исполнитель отдела судебных приставов по г. Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Лучкина Е.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена, направила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУФССП России по РО в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, письменных возражений не поступило.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 указанного Закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с частью 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Судом установлено, что решением Шахтинского городского суда Ростовской области по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал Администрацию города Шахты Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу выделить денежные средства на разработку декларации безопасности, разработку и согласование правил эксплуатации и проведения преддекларационного обследования ГТС водохранилища «ХБК» на р.Грушевка в г.Шахты, ГТС на пруду «Казенный» на б. Атюхта в г. Шахты, ГТС на пруду на реке Мокрая Кадамовка, ГТС на пруду пос. Майский на балке Булухта в г.Шахты; обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в течение 9 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разработать декларацию безопасности, разработать и согласовать правила эксплуатации и провести преддекларационное обследование ГТС водохранилища «ХБК» на р. Грушевка в г. Шахты, ГТС на пруду «Казенный» на б. Атюхта в г.Шахты, ГТС на пруду на реке Мокрая Кадамовка, ГТС на пруду пос. Майский на балке Булухта в г. Шахты.

Данное решение суда вступило в законную силу 17.10.2022, взыскателю 10.02.2023 выдан исполнительный лист ФС и 02.08.2023 направлен в Отдел судебных приставов по г. Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области для исполнения, который получен Отделом 07.08.2023 (л.д. 51,52-53).

08.08.2023 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Лучкиной Е.Г. в отношении должника МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты в пользу взыскателя прокуратуры г.Шахты возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа серии ФС , выданного 10.02.2023 Шахтинским городским судом Ростовской области по делу с предметом исполнения: обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты в течение 9 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разработать декларацию безопасности, разработать и согласовать правила эксплуатации и провести преддекларационное обследование ГТС водохранилища «ХБК» на р.Грушевка в г.Шахты, ГТС на пруду «Казенный» на б. Атюхта в г.Шахты, ГТС на пруду на реке Мокрая Кадамовка, ГТС на пруду пос. Майский на балке Булухта в г. Шахты (л.д. 49-50).

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства с предоставлением 5-дневного срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований получена должником МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты 09.08.2023 (л.д. 47-48).

25.08.2023 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Лучкиной Е.Г. по итогам рассмотрения исполнительного производства -ИП вынесено постановление о взыскании с МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. 36-37).

Согласно представленным сведениям копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 25.08.2023 была доставлена и получена МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты посредствам ЕГПУ 28.08.2023 (л.д. 38).

МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты 10.08.2023 направило в адрес судебного пристава-исполнителя сведения о том, что поскольку на 10.08.2023 не выделены денежные средства для разработки и согласования декларации безопасности и правил эксплуатации четырех комплексов гидротехнических сооружений, не проведено преддекларационное обследование ГТС водохранилища «ХБК» на р. Грушевка в г.Шахты, ГТС на пруду «Казенный» на б. Атюхта в г.Шахты, ГТС на пруду на реке Мокрая Кадамовка, ГТС на пруду пос. Майский на балке Булухта в г.Шахты), решение суда не может быть исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок (л.д. 41-42,43-44,45-46).

Административным истцом подготовлены и направлены ходатайства главе Администрации г. Шахты о выделении бюджетных ассигнований на 2023 год (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 39-40).

Исполняющим обязанности директора департамента финансов Администрации г.Шахты ФИО3 направлены ответы (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) на обращения МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, которых указано, что бюджет города Шахты на ближайшие три года утвержден решением городской Думы города Шахты от 20.06.2023г. №382 «О внесении изменений в решение городской Думы города Шахты «О бюджете города Шахты на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Город Шахты является дотационной территорией. Дефицит местного бюджета утвержден в предельно допустимом размере в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В данном бюджете не предусмотрены в полном объеме расходы на обеспечение обязательного софинансирования местного бюджета субсидиям областного бюджета на реконструкцию стадиона «Шахтер» в сумме 78,0 млн. руб. В настоящее время дополнительными доходными источниками и источниками финансирования дефицита для решения данных вопросов бюджет города Шахты не обладает. Определение направления и приоритетности расходования средств находится в компетенции получателя бюджетных средств. Предлагаем рассмотреть вопрос по выделению средств на разработку эксплуатационной документации, включая декларации безопасности комплексов гидротехнических сооружений в пределах утвержденных бюджетных ассигнований по получателю бюджетных средств МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты на 2023 год. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств Администрация города Шахты при наличии обоснованной потребности имеет право в пределах суммы утвержденных бюджетных ассигнований по главному распорядителю бюджетных средств Администрации города Шахты предоставить предложения по перераспределению бюджетных ассигнований при экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг, в том числе за счет экономии бюджетных средств по проведенным муниципальным закупкам для рассмотрения возможности внесения соответствующих изменений в бюджет города Шахты городской Думой города Шахты (л.д. 13,16-17,20-21).

Согласно бюджетному законодательству в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из областного бюджета бюджетам муниципальных образований могут предоставляться субсидии в соответствии с установленным уровнем софинансирования.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Шахтинского городского суда Ростовской области от 04.07.2022г. на 1 год, до ДД.ММ.ГГГГ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу предоставлена отсрочка исполнения решения Шахтинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Прокурора города Шахты Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, 3-е лицо Департамент финансов Администрации города Шахты об обязании выделить денежные средства и разработать декларацию безопасности, разработать и согласовать правила эксплуатации и провести преддекларационное обследование ГТС водохранилища «ХБК» на р.Грушевка в г.Шахты, ГТС на пруду «Казенный» на б. Атюхта в г.Шахты, ГТС на пруду на реке Мокрая Кадамовка, ГТС на пруду пос. Майский на балке Булухта в г.Шахты, на срок 6 месяцев, с момента вступления настоящего определения в законную силу, в остальной части – отказано (л.д. 61-65).

Таким образом, из материалов дела усматривается, что МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты были предприняты возможные и необходимые меры для выполнения требований исполнительного документа, вместе с тем, наличие причин объективного характера не позволяет МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты исполнить решение суда в установленные законом сроки, учитывая, что судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Лучкиной Е.Г., были направлены документы, подтверждающие невозможность исполнения решения суда, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП от 08.08.2023.

Исходя из содержания ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу закона, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства, одновременно с установлением факта допущенного нарушения прав и законных интересов гражданина.

Поскольку действия судебного пристава-исполнителя по вынесению оспариваемого постановления не противоречат требованиям действующего законодательства, так как административный истец в добровольном порядке в установленный судебным приставом-исполнителем срок не исполнил требования исполнительного документа, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца, и об отказе в удовлетворении иска в части признания постановления от 25.08.2023 судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Лучкиной Е.Г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП от 08.08.2023 незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 360 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты к судебному приставу - исполнителю отдела судебных приставов по г. Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Лучкиной Е.Г., ГУФССП России по Ростовской области, о признании незаконным постановления от 25.08.2023 о взыскании исполнительского сбора и освобождения от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от 08.08.2023 – удовлетворить частично.

Освободить МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты от исполнительского сбора в размере 50 000 руб., взысканного постановлением от 25.08.2023 судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов по г.Шахты и Октябрьскому району ГУФССП России по Ростовской области Лучкиной Е.Г. по исполнительному производству -ИП от 08.08.2023.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения отпечатана в совещательной комнате.

С мотивированным решением суда лица, участвующие в деле, могут быть ознакомлены через 10 дней.

Судья (подпись) О.Г. Черныш

Мотивированное решение суда изготовлено 19.10.2023.