дело № 2а - 4509/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2016 года город Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Н.Е.
при секретаре Коротневой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области к садоводческому некоммерческому товариществу «Заря», Мхитаряну М.С. о ликвидации некоммерческой организации, исключении данных из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Межрайонная ИФНС № 6 по Липецкой области обратилась в суд с иском к СНТ «Заря», Мхитаряну М.С. о ликвидации некоммерческой организации, ссылаясь на то, что СНТ «Заря» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 21.06.2016 года с присвоением ОГРН 1164827062883, ИНН 4825118064. Уполномоченными лицами – Мхитарян М.С., Решетниковым С.Е., Грековым А.В. 16.06.2016 года представлен пакет документов на государственную регистрацию садоводческого товарищества: - заявление по форме Р11001, протокол № 1 от 2.04.2016 года, устав, квитанция об уплате госпошлины. Законом о госрегистрации юридических лиц установлен заявительный порядок регистрации и в соответствии с. п.4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о госрегистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В связи с этим регистрирующий орган 21.06.2016 года принял решение о регистрации СНТ «Заря» в качестве юридического лица. В дальнейшем при проведении анализа достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ было выявлено грубое неустранимое нарушение действующего законодательства, в частности п. 1 ст. 12 Закона № 129-ФЗ, выразившееся в отсутствии решения о создании юридического лица СНТ «Заря» ОГРН 1164827062883. Среди документов, представленных на регистрацию имеется устав садоводческого товарищества, утвержденный протоколом № 1 от 2.04.2016 года, тогда как сам протокол не содержит сведений об утверждении данного устава.
Истец просил ликвидировать садоводческое некоммерческое товарищество «Заря» и исключить сведения о нем из единого государственного реестра юридических лиц, обязанность по ликвидации возложить на учредителя Мхитаряна М.С., установить предельный срок завершения процедуры ликвидации, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области по доверенности Маньшина Е.И. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме. Объяснила, что другой процедуры по ликвидации юридического лица не существует. Председателем садоводства для государственной регистрации юридического лица был представлен пакет документов, где отсутствовало решение о создании юридического лица СНТ «Заря» и об утверждении устава.
Ответчик Мхитарян М.С. в судебном заседании с административными исковыми требованиями согласился, объяснил, что не знал, как правильно оформить документы для регистрации СНТ «Заря». Последствия признания иска, предусмотренные ч. 3, ч.5 ст. 46, ст. 157 Кодекса административного судопроизводства РФ разъяснены и понятны, о чем отобрано письменное заявление и приобщено к материалам дела.
Выслушав объяснения и доводы участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. №129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 12 Федерального Закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, один экземпляр учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, который выдает указанный экземпляр учредительных документов одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет учредительные документы, представленные заявителем в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр данных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения данных документов при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган. В случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом, сведения об этом указываются в заявлении, предусмотренном подпунктом "а" настоящей статьи;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом «б» п. 1.3 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации на создание юридического лица заявителями могут быть учредитель или учредители юридического лица.
Судом установлено, что согласно Уставу садоводческого некоммерческого товарищества «Заря», товарищество является некоммерческим объединением, учрежденным гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ руководителем СНТ «Заря» является председатель Мхитарян М.С., учредителями являются Мхитарян М.С., Решетников С.Е., Греков А.В.
Таким образом, Мхитарян М.С. (председатель садоводства), Решетников С.Е., Греков А.В. являются лицами, которые вправе предъявлять заявление о регистрации на создание юридического лица.
Указанные лица 16.06.2016 года обратились в Межрайонную ИФНС № 6 по Липецкой области и представили полный пакет документов на государственную регистрацию садоводческого некоммерческого товарищества, который содержал: - заявление по форме Р11001, - протокол №1 от 02.04.2016 года, - устав, - квитанцию об уплате госпошлины.
21.06.2016 года Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области принято решение № 6136 о государственной регистрации при создании СНТ «Заря», в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о регистрации садоводческого некоммерческого товарищества «Заря», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В соответствии с п.4.1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4.2. ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В силу ч. 2 ст. 25 указанного Федерального закона регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Кроме того, п. 3 ст. 16 указанного закона определено, что учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся вопросы, в том числе о внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения(п.1).
Решения о внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к его уставу или об утверждении устава в новой редакции, исключении из членов такого объединения, о его ликвидации и (или) реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.
Решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения(п.2).
При необходимости решение общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может приниматься путем проведения заочного голосования (опросным путем)(п.3).
Судом установлено, что после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации садоводческого некоммерческого товарищества «Заря» был проведен анализ достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ и выявлено неустранимое нарушение действующего законодательства, выразившееся в отсутствии решения о создании юридического лица СНТ «Заря» ОГРН 1164827062883. Кроме того, среди представленных на государственную регистрацию документов имеется устав садоводства, утвержденный протоколом № 1 от 2.04.2016 года, но протокол не содержит сведений об утверждении данного устава СНТ.
Суду представлен протокол отчетно-выборного собрания СНТ «Заря» от 02.04.2016 года, из которого следует, что повесткой дня отчетно-выборного собрания являлось отчет председателя за 2015 год, отчет ревизионной комиссии за март-сентябрь 2015 года, отчет и.о. председателя СНТ «Заря» за октябрь 2015 года по март 2016 года, отчет ревизионной комиссии за октябрь 2015 года по март 2016 года, выборы председателя СНТ «Заря», выборы членов правления СНТ «Заря», выборы членов ревизионной комиссии СНТ «Заря», утверждение штатного расписания на 2016 – 2017 г.г., сметы расходов на 2016 – 2017 года, графика подачи воды на летний сезон. Вопросы о создании либо реорганизации СНТ «Заря», внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции на указанном собрании не обсуждались и решения по таким вопросам не принимались. Указанные нарушения носят неустранимый характер, что является основанием для ликвидации юридического лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии с п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
Решение суда о ликвидации юридического лица фактически заменяет собой только первоначальное решение учредителей, общего собрания о ликвидации юридического лица (при добровольной ликвидации), при этом без возложения судом на кого-либо из указанных в законе лиц обязанностей по ликвидации юридического лица, такое решение будет являться неисполнимым.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или в части.
Ответчик Мхитарян М.С. в судебном заседании исковые требования признал полностью, последствия признания административного иска ему разъяснены и понятны.
С учетом изложенного исковые требования Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области о ликвидации СНТ «Заря» подлежат удовлетворению.
Решение является основанием для исключения сведений о регистрации СНТ «Заря» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 46 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Ликвидировать садоводческое некоммерческое товарищество «Заря», расположенное по адресу: <адрес> (ОГРН № 1164827062883, ИНН № 482505651874).
Исключить данные из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Заря».
Обязать Мхитаряна М.С., Решетникова С.Е., Грекова А.В. произвести действия, связанные с ликвидацией садоводческого некоммерческого товарищества «Заря» в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий Н.Е.Ситникова
Решение в окончательной форме изготовлено 30.11.2016 года.