ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4514/19 от 27.01.2019 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело 2а-4514/2019

УИД 32RS0027-01-2019-003587-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2019 года гБрянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,

при секретаре Дубовик О.А.,

с участием

представителя административного истца Прониной Ж.А.,

представителя административного ответчика Владимирова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Поцелуеву А.И. о взыскании задолженности по налоговым платежам,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Брянску (далее по тексту – ИФНС России по г. Брянску) обратилась в суд с настоящим административным иском, указывая на то, что Поцелуев А.И. в соответствии со статьями 227, 228 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на доходы физических лиц. 28 апреля 2017 года Поцелуев А.И. представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту – НДФЛ) за 2016 год по доходу, полученному в натуральной форме в порядке дарения трех земельных участков, в сумме 180000 рублей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данной декларации, составила 23400 рублей, которая была оплачена административным ответчиком 17 июля 2017 года. В ходе проведения камеральной проверки было установлено, что Поцелуевым А.И. занижена сумма дохода, полученного в натуральной форме. 14 ноября 2017года по результатам проведенной камеральной проверки административным истцом было принято решение № 42154 о привлечении Поцелуева А.И. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислена недоимка по НДФЛ в размере 190644 рублей, пеня в размере 6653 рублей 48 копеек, штраф в размере 19064 рублей 40копеек. В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика было направлено требование № 116 от 10 января 2018 года об оплате указанных сумм недоимки на НДФЛ, пени, штрафа в срок до 31 января 2018 года, которое оставлено им без исполнения. На основании изложенного, с учетом уточнений, просит суд взыскать с Поцелуева А.И. задолженность по налоговым платежам в сумме 213459рублей, в том числе: по НДФЛ, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 год в размере 190644 рублей; пени по НДФЛ, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3751 рубля; штрафа по НДФЛ, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 19064 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Пронина Ж.А. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика по ордеру ВладимировА.Н. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на то, что в силу положений пункта 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной форме в порядке дарения самостоятельно исчислят сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. В 2016 году Поцелуевым А.И. в порядке дарения были получены три земельных участка, расположенных <адрес>: земельный участок с кадастровым №..., площадью 139800 кв.м. по договору дарения от <дата>; земельный участок с кадастровым №..., площадью 101200 кв.м. по договору дарения от <дата> и земельный участок с кадастровым №..., площадью 101200 кв.м. по договору дарения от <дата>. Со ссылкой на положения статей 41, 210, 225, 228 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года № 266-О указывает, что определение размера дохода, полученного налогоплательщиком в виде экономии на расходах при получении имущества в дар, возможно на основании проведенной оценки рыночной стоимости такого имущества. При заключении Поцелуевым А.И. вышеуказанных договоров дарения им были заключены договоры на проведение оценки их рыночной стоимости. По результатам проведенной оценки рыночная стоимость земельного участка с кадастровым №... составила 88074 рубля, земельного участка с кадастровым №... – 63756 рублей, земельного участка с кадастровым №... – 9614 рублей. Итого общая рыночная стоимость земельных участков составила 164444рубля. В декларации на доходы физических лиц за 2016 год Поцелуевым А.И. задекларирован доход в размере 180000 рублей, с которого исчислен и уплачен налог в размере 23400 рублей.

Административный ответчик Поцелуев А.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не направили.

В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц».

Доходы физических лиц, получаемые им в порядке дарения, относятся к доходам, полученным в натуральной форме, и подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Как установлено судом, <дата> между К., действующим от имени С.И., С.Л. и Поцелуевым А.И. был заключен договор дарения земельного участка, согласно которого С.И. и С.Л. подарили Поцелуеву А.И. принадлежащий им на праве общей долевой собственности в равных долях по 1/2 доли за каждым, земельный участок, площадью 101200 кв.м. с кадастровым №..., расположенный <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленный для сельскохозяйственного производства.

<дата> между К., действующим от имени У.. А., Г. и Поцелуевым А.И. заключен договор дарения земельного участка, согласно которого У., А. и Г. подарили Поцелуеву А.И. принадлежащий им на праве общей долевой собственности в равных долях по 1/3 доли за каждым, земельный участок, площадью 139800 кв.м. с кадастровым №..., расположенный <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленный для сельскохозяйственного производства.

Также же <дата> между К., действующим от имени Б. и Поцелуевым А.И. заключен договор дарения земельного участка, согласно которого Б. безвозмездно передала в собственность Поцелуева А.И. земельный участок, площадью 101200 кв.м., с кадастровым №..., расположенный <адрес>.

Таким образом, Поцелуев А.И. является плательщиком налога на доходы физических лиц, полученным в натуральной форме в 2016 году.

Согласно подпункта 7 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, производят исчисление и уплату налога в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) (пункт 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит методику определения конкретной цены договора дарения в целях исчисления НДФЛ, налоговая база рассчитывается налогоплательщиком исходя из существующих на дату дарения цен на такое же или аналогичное имущество.

При определении налоговый базы для расчета НДФЛ по имуществу, полученному в порядке дарения, необходимо исходить из положений пункта 3 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях организациях и (или) физических лиц сведений.

К числу таких сведений об объекте налогообложения относятся официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от дата № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений)).28 апреля 2017 года Поцелуев А.И. представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ за 2016 год по доходу, полученному в натуральной форме в порядке дарения трех земельных участков, в сумме 180000 рублей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данной декларации, составила 23400 рублей, которая была оплачена административным ответчиком 17 июля 2017 года.

В ходе камеральной проверки налоговой декларации административного ответчика налоговым органом было установлено, что налогоплательщиком была занижена налоговая база, путем ее исчисления от рыночной стоимости указанных земельных участков.

Согласно сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на дату заключения договоров дарения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым №... составила 672647 рублей 70 копеек; с кадастровым №... – 489923 рубля 80копеек; с кадастровым №... – 489923рубля 80копеек.

Таким образом, сумма дохода, полученная Поцелуевым А.И. в 2016 году в порядке дарения, составила 1646495 рублей 30 копеек, сумма налога к уплате – 214044 рубля.

Учитывая, что административным ответчиком в добровольном порядке был оплачен налог в размере 23400 рублей, сумма недоплаченного НДФЛ за 2016 год составила 190644 рубля.

Пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

По итогам проведенной камеральной проверки 14 ноября 2017 года ИФНС России по г. Брянску было принято решение № 42154 о привлечении ПоцелуеваА.И. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислена недоимка по НДФЛ в размере 190644 рублей, пеня в размере 6653 рублей 48 копеек, штраф в размере 19064 рублей 40копеек.

Указанное решение в установленном законом порядке административным ответчиком оспорено не было и вступило в законную силу.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Поцелуева А.И. было направлено требование № 116 об оплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 10 января 2018 года, в котором административному ответчику предложено в срок до 31 января 2018 года погасить имеющуюся задолженность по налогу, пени и штрафу.

Указанное требование оставлено Поцелуевым А.И. без исполнения.

Согласно расчета, представленного стороной административного истца, за Поцелуевым А.И. числится задолженность в общей сумме 213459 рублей, в том числе: по НДФЛ, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 год в размере 190644 рублей; пени по НДФЛ, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3751 рубля; штрафа по НДФЛ, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 19064 рублей.

Данный расчет суд находит обоснованным и верным, так как он произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязательство налогоплательщика по уплате НДФЛ за 2016 год Поцелуевым А.И. не исполнено в полном объеме.

Учитывая приведенные номы права, изложенные обстоятельства, то, что Поцелуев А.И. в 2016 году получил в дар три земельных участка, что факт отсутствия родственных отношений между Поцелуевым А.И. и одарившими его лицами стороной административного ответчика не оспаривался, наличие вступившего в законную силу решения ИФНС России по г. Брянску от 14ноября 2017 года за № 42154 о привлечении Поцелуева А.И. в налоговой ответственности в связи с занижением налоговой базы при исчислении НДФЛ за 2016 год, суд приходит к выводу, что исковые требования ИФНС России по г. Брянску подлежат удовлетворению.

Довод стороны административного ответчика о том, что налоговую базу для исчисления НДФЛ необходимо исчислять из рыночной стоимости полученных в дар земельных участков, суд с учетом вышеприведенных норм права находит несостоятельной, поскольку в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества Поцелуев А.И. имел право при исчислении налоговой базы на НДФЛ за 2016 год использовать сведения об инвентаризационной либо рыночной стоимости недвижимости, однако на момент заключения договоров дарения кадастровая стоимость земельных участков была определена.

Таким образом, при наличии сведений о кадастровой стоимости имущества, утвержденных и учтенных в установленном законом порядке использование сведения о рыночной стоимости недвижимости в качестве налоговой базы является необоснованным.

Право административного ответчика самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ, полученные в натуральной форме, не должно приводить к фактическому уклонению его от исполнения указанной обязанности путем определения налоговой базы в размере, явно несоответствующем действительной стоимости полученного натурального дохода в виде земельных участков.

Согласно пункта 1 статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 48 настоящего Кодекса, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи48).

Как следует из материалов дела, определением мирового судьи судебного участка 13 Советского судебного района г. Брянска от 06 декабря 2018 года судебный приказ о взыскании с Поцелуева А.И. в пользу ИФНС России по г. Брянску задолженности по налоговым платежам в размере 216361 рубля 48копеек, а также государственной пошлины в размере 2681рубля 81 копейки отменен.

С настоящим исковым заявлением ИФНС России по г. Брянску обратилось в Советский районный суд 03 июня 2019 года, то есть в установленный шестимесячный срок.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 5334 рублей 59 копеек, от уплаты которой при подаче иска истец был освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску к Поцелуеву А.И. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, удовлетворить.

Взыскать с Поцелуева А.И. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016 год в размере 190644 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 3751 рубля, штраф по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 19064 рублей.

Взыскать с Поцелуева А.И. в доход федерльного бюджета государственную пошлину в размере 5334 рублей 59 копеек.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бурлина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2019 года.

Судья Е.М. Бурлина