ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-451/2017 от 27.01.2017 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-451/2017 27 января 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Александрова А.А.

при секретаре Обумовой П.М.

с участием административного истца – прокурора Матвеевой Ю.В.,

представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по административному иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о ликвидации бесхозяйного гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о понуждении обеспечить ликвидацию бесхозяйного гидротехнического сооружения – плотины на озере Лахта в истоке ... района Архангельской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование прокурор ссылается на результаты проверки, в ходе которой установлено, что на оз.Лахта в истоке ... района Архангельской области имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение – плотина. Целостность конструкции полностью нарушена, в месте истока имеются отдельные железобетонные элементы. При визуальном осмотре отмечено, что большинство элементов сооружения снесено вниз по течению реки, наблюдается подмыв берегов. В данном случае установленные федеральным законом мероприятия по обеспечению безопасности ГТС, предупреждению аварийных ситуаций длительное время не реализуются.

В судебном заседании прокурор Матвеева Ю.В. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО1 представил отзыв на административное исковое заявление, пояснив в судебном заседании, что необходимость проведения работ ответчик не оспаривает, однако считает, что в срок, заявленный прокурором, проведение работ невозможно. Из отзыва на исковое заявление следует, что министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство) приступило к ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на оз. Лахта. После обследования и подготовительных мероприятий, в марте 2016 года заключен государственный контракт на выполнение проектных работ по ликвидации указанных ГТС. На данный момент по государственному контракту между министерством и ООО «Проектная мастерская «Аксиома» завершена разработка проектно-сметной документации. Ведется работа по устранению недостатков, выявленных в ходе согласования работ Двинско-Печорским ТУ Росрыболовства. Однако основным препятствием к незамедлительной ликвидации ГТС является недостаток бюджетных средств. Сформировать заявку в министерство финансов Архангельской области о выделении дополнительных средств из областного бюджета в июне 2016 года помешало несвоевременное предоставление сметной документации подрядчиком. Рассмотрение вопроса о выделении средств на выполнение этих работ на сентябрьской сессии ... Собрания депутатов было уже нецелесообразно, поскольку в этом случае заключение контракта было бы возможно не ранее ноября 2016 года. С учетом того, что работы должны быть завершены и оплачены до конца бюджетного года, срок их выполнения будет меньше предусмотренного в проектной документации. Кроме того, выполнялись бы в неблагоприятный период, что негативно отразилось бы на их качестве.

Министерством внесено предложение в проект областного закона «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» о выделении в 2017 году на эти цели из областного бюджета необходимых средств. Тем не менее, средства в областном бюджете на 2017 год пока не запланированы.

Ликвидация ГТС имеет свою специфику выполнения работ. В соответствии с разработанной проектно-сметной документацией срок выполнения работ по демонтажу ГТС составляет 9 недель. Работы целесообразно проводить в период летней межени (период самого низкого уровня воды середины лета), приходящейся на начало июля - конец августа. Работы по укреплению и рекультивации берегов водных объектов на участках проведения работ включают в себя значительное количество земляных работ (уположивание склонов берегов и планировка территории в местах создания временных подъездов), а так же засев рекультивируемых территорий травой. После завершения всех предусмотренных проектом работ, факт ликвидации ГТС в течение 30 дней будет признан актом комиссии, сформированной в соответствии с Правилами. Также следует учесть, что согласно распоряжению Правительства Архангельской области от <Дата><№>-рп «Об итогах прохождения ледохода и паводка весной 2016 года на водных объектах в Архангельской области» необходимо ликвидировать бесхозяйные ГТС в Приморском районе Архангельской области не позднее <Дата>. По мнению представителя административного ответчика, шестимесячный срок исполнения мероприятий, заявленный истцом, представляется невыполнимым даже при наличии необходимых бюджетных средств. Это неизбежно повлекло бы наложение на министерство штрафов за неисполнение судебного решения, которые подлежат оплате из того же бюджета, что и мероприятия по ликвидации ГТС.

Заслушав пояснения лиц, участвовавших в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Согласно ст.5 указанного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений: обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

Возложение обязанностей по консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, закреплено и в ст.12.1 Федерального закона №117.

В соответствии с подпунктом «б» п. 2 Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 №1081, решение о консервации и ликвидации гидротехнического сооружения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, на территории которых находится это гидротехническое сооружение, о необходимости его консервации и (или) ликвидации.

Согласно Положению о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденному постановлением правительства Архангельской области от 04.03.2014 №92-пп, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, в том числе в области охраны водных объектов, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а также капитального ремонта, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника.

В ходе проверки установлено, что на оз.Лахта в истоке р.Лесная Приморского района Архангельской области имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотина. Целостность конструкции полностью нарушена, в месте истока имеются отдельные железобетонные элементы. При визуальном осмотре отмечено, что большинство элементов сооружения снесено вниз по течению реки, наблюдается подмыв берегов.

В данном случае установленные федеральным законом мероприятия по обеспечению безопасности ГТС, предупреждению аварийных ситуаций длительное время не реализуются.

В этой связи выполнение мероприятий, предусмотренных ст.9 Федерального закона №117, возложено на органы исполнительной власти субъекта.

Таким образом, министерство несет ответственность за безопасность гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника.

На основании изложенного исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Обязывая ответчика обеспечить ликвидацию бесхозяйного гидротехнического сооружения – плотины на озере Лахта в истоке реки Лесная Приморского района Архангельской области, суд, принимая во внимание приведенный представителем ответчика перечень мероприятий, необходимых для исполнения возложенной на ответчика обязанности, а также сроки их проведения, считает разумным установить срок до 30.11.2017 (включительно).

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о ликвидации бесхозяйного гидротехнического сооружения удовлетворить.

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до 30.11.2017 (включительно) обеспечить ликвидацию бесхозяйного гидротехнического сооружения – плотины на озере Лахта в истоке реки Лесная Приморского района Архангельской области.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (апелляционное представление) в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Александров