ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-451/2021 от 28.06.2021 Целинского районного суда (Ростовская область)

Дело №2а-451/2021

УИД: 61RS0058-01-2021-000610-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2021 года п. Целина Ростовской области

Целинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Иваненко Е.В.,

при секретаре Семеновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пырсикова Бориса Петровича к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о признании незаконным приложения к постановлению о выделении водного участка, признании незаконным бездействия по отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о признании незаконным приложения к постановлению о выделении водного участка, признании незаконным бездействия по отмене постановления, мотивируя тем, что 01.08.2019 года Минсельхозпрод Правительства Ростовской области вынесло Постановление № 39 об утверждении рыбоводного участка, в соответствующих границах, который в последующем был передан в аренду гражданину Попову А.В., что подтверждается самим Договором аренды от 15.09.2020 года . 23.11.2020 года он обратился в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов с вопросом: к какому типу (виду) водоемов относится водоем с береговой линией, совпадающей с границами рыбоводного участка, утвержденного вышеуказанным постановлением ответчика, и получил ответ, что границы рыбоводного участка совпадают с береговой линией пруда № 23 балочного, 3,5 км юго-западнее <адрес>, что подтверждается самим ответом от 11.12.2020 года -ОГ. 30.03.2021 года он повторно обратился в Минсельхозпрод Ростовской области с требованием отменить Постановление в части утверждения границы рыбоводного участка на пруду балочном, 3,5 км юго-западнее <адрес>, но его требование было проигнорировано, что подтверждается ответом от 27.04.2021 года . В порядке досудебного разрешения спора он дважды обращался в Минсельхозпрод с требованием отмены незаконного постановления. В вышестоящие органы власти и организации не обращался. В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в прудах запрещено выделять рыбоводные участки. Кроме этого, на водоемах, площадь которых менее 1 кв. км., вообще запрещено выделять рыбоводные участки. Исходя из норм Закона об аквакультуре, а также Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ, рыбоводный участок не может являться местом общего пользования. Гражданам запрещается свободная добыча (вылов) - объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков, поскольку рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, право собственности, на которые возникает в соответствии с гражданским законодательством и Законом об аквакультуре. Таким образом, Минсельхозпрод РО вынесением незаконного постановления нарушил прямой запрет закона на выделение рыбоводных участков и прудах, и споим бездействием в отмене незаконного постановления незаконно ограничивает его гражданские права в свободном и бесплатном пользовании прудом №23 балочным, 3,5 км юго-западнее от его места жительства и объектами аквакультуры этого пруда. Просил суд: проверить Постановление Минсельхозпрода Правительства Ростовской области от 01.08.2019 года №39 в части пункта 27 Приложения о выделении рыбоводного участка в балке Хансуля и бездействие но отмене Постановления в этой части на соответствие части 3 ст. 4 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Просил суд: признать незаконным Постановление Минсельхозпрода Правительства Ростовской области от 01.08.2019 года №39 в части пункта 27 Приложения о выделении рыбоводного участка в балке Хансуля и бездействие по отмене Постановления в этой части.

Административный истец Пырсиков Б.П. в судебном заседании заявленные требования поддержал на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении, просил суд удовлетворить требования.

Представитель административного ответчика Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отношении представителя ответчика суд рассмотрел дело в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

17.06.2021 года в Целинский районный суд от представителя административного ответчика поступил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 23-25). Доводы отзыва суд в решении не дублирует.

18.06.2021 года определением Целинского районного суда Ростовской области привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и Попов А.В.

Заинтересованное лицо Попов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица Попова А.В. – Клименко А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, об уважительной причине неявки не сообщили. В отношении представителя заинтересованного лица суд рассмотрел дело в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав административного истца, заинтересованное лицо, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, доводы заявления и возражения относительно заявленных требований, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 51.1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", граждане и юридические лица могут осуществлять, в том числе, рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства).

Частью 1 статьи 23 вышеуказанного закона установлено, что для сохранения водных биоресурсов и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств осуществляется рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства).

В силу части 2 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 02.06.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 148-ФЗ) рыбоводный участок - это водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется посредством заключения договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, существенным условием которого является, в частности, местоположение и площадь рыбоводного участка (части 1 и 2 статьи 9 Федерального закона N 148-ФЗ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 148-ФЗ рыбоводные участки выделяются в рыбохозяйственных бассейнах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пунктам 2 и 3 Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. N 1183 (далее - Правила), определение границ рыбоводных участков осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В целях определения границ рыбоводных участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган государственной власти) создает комиссию по определению границ рыбоводных участков (далее - комиссия). В состав комиссии включаются представители федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций и (или) федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).

Порядок деятельности комиссии определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Пунктом 5 названных Правил определено, что орган государственной власти при определении границ рыбоводных участков учитывает: а) предложения граждан, общественных объединении, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований; б) заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства); в) ограничения, установленные пунктом 9 настоящих Правил.

В силу пункта 17 Приказа Минсельхоза России от 11 марта 2015 г. N 94 "Об утверждении Порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков" (далее - Приказ Минсельхоза России N 94) решения Комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае если голоса членов Комиссии распределились поровну, голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим. Члены Комиссии голосуют либо "за", либо "против" принимаемого решения.

Пункт 19 приведенного Приказа предусматривает, что Комиссия при рассмотрении предложений о границах рыбоводных участков учитывает заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).

В силу пунктов 6, 11, 12 Правил предложения о границах рыбоводных участков направляются в орган государственной власти. Орган государственной власти может самостоятельно инициировать определение границ рыбоводных участков. Орган государственной власти рассматривает указанные предложения в течение месяца с даты их поступления. По результатам рассмотрения предложений о границах рыбоводных участков орган государственной власти принимает решение о назначении заседания комиссии либо в случае несоответствия указанных предложений статье 4 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или пункту 9 настоящих Правил уведомляет обратившегося об отказе в рассмотрении его предложений на заседании комиссии с указанием причины отказа. Решение комиссии оформляется протоколом, к которому прилагаются сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации. Орган государственной власти в течение 10 рабочих дней после подписания указанного в пункте 11 настоящих Правил протокола комиссии определяет границы рыбоводных участков посредством принятия правового акта, содержащего сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Приказа Минсельхоза России N 94 по итогам рассмотрения предложений о границах рыбоводных участков Комиссия выносит положительное или отрицательное решение об определении границ рыбоводных участков.

Комиссия принимает решение об определении границ рыбоводных участков, либо об отказе в определении границ рыбоводных участков с учетом заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства) (п. 23 Приказа Минсельхоза России N 94).

Как следует из материалов дела и установлено судом, что Постановлением минсельхозпрода Ростовской обл. от 01.08.2019 N 39 "Об определении границ рыбоводных участков на территории Ростовской области" определены границы рыбоводного участка водного объекта (балка Хансуля), расположенного в 1,9 км на юго-запад от <адрес>.

В соответствии со сведениями представленными Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, в отношении балка Хансуля указан тип водного объекта – «25-Балка», код водного объекта , принадлежность к гидрографической единице– 05.01.05 – Дон ниже впадения Северного Донца.

На основании представленной информации Донского бассейнового водного управления 24.07.2019 года на заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков было принято решение об определении границ рыбоводного участка на водном объекте (балка Хансуля), расположенного в 1,9 км на юго-запад от <адрес>.

Согласно карте в программе SASplanet водный объект, расположенный в 1,9 км на юго-запад от <адрес>, назван как балка Хансуля.

Согласно ответа Донского бассейнового водного управления от 05.02.2021 года в соответствии с гидрологической изученностью «25-Балка» является видом водотока.

На основании договора пользования рыбоводным участком от 15.09.2020 года Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству передало в пользование Попову А.В. для осуществления аквакультуры (рыбоводства) рыбоводный участок - водный объект (балка Хансуля), расположенного в 1,9 км на юго-запад от <адрес>.

Согласно абз. 2 п. 16 Постановления Правительства РФ от 11.11.2014 N 1183 (ред. от 29.04.2021) "Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками" изменение границ рыбоводных участков, не предоставленных в установленном порядке в пользование по договору пользования рыбоводным участком, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для определения границ рыбоводных участков.

В настоящее время вышеуказанный рыболовный участок по результатам торгов (аукциона), проведенных 31.08.2020 года Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, предоставлен в пользование в целях осуществления аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания оспариваемого решения необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.

По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.

Принимая во внимание предписания вышеприведенных правовых норм в контексте заявленных требований административного иска, суд приходит к выводу о законности оспариваемого постановления.

Решение вопросов, связанных с формированием рыбоводных участков и определением их границ, отнесено к компетенции создаваемой уполномоченным органом комиссии, которую суд не вправе подменять собой, вторгаясь в эту исключительную компетенцию.

Собранными по делу доказательствами подтверждено, что оспариваемое постановление принято без нарушения утвержденного приказом Минсельхоза России от 11.03.2015 №94 порядка, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.06.2021 года.

Руководствуясь ст. ст. 174, 180, 227, 228, 298 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Пырсикова Бориса Петровича к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о признании незаконным приложения к постановлению о выделении водного участка, признании незаконным бездействия по отмене постановления отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья