ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-451/2022 от 23.03.2022 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-451/2022

УИД 28RS0023-01-2022-000458-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,

при секретаре судебного заседания Ныч А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, по ЕНВД, по налогу на имущество,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС № 7 по Амурской области обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что ФИО1 в период с 08.06.2015 по 05.11.2020 гг. являлась индивидуальным предпринимателем с указанным видом деятельности по коду ОКВЭД 47.71 Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах. Должник прекратил предпринимательскую деятельность 05.11.2020 г.

В связи с тем, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, то обязана на основании п. 2 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (действующего в период до 01.01.2017 года), ст. 419 НК РФ, правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ, должнику в целях соблюдения до судебного порядка урегулирования спора, почтовой связью направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов: №231168 от 06.04.2017 г. со сроком уплаты до 04.05.2017 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №238120 от 28.07.2017 г. со сроком уплаты до 23.08.2017 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №238394 от 10.08.2017 г. со сроком уплаты до 05.09.2017 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №49051 от 24.01.2018 г. со сроком уплаты до 26.02.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №246024 от 26.01.2018 г. со сроком уплаты до 05.03.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №51000 от 17.04.2018 г. со сроком уплаты до 22.05.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №248523 от 06.07.2018 г. со сроком уплаты до 01.08.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №53162 от 11.07.2018 г. со сроком уплаты до 09.08.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют (отправка подтверждается скриншотом с базы АИС); №58266 от 09.10.2018 г. со сроком уплаты до 09.11.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №61061 от 13.11.2018 г. со сроком уплаты до 13.12.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №62071 от 12.12.2018 г. со сроком уплаты до 17.01.2019 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №1330 от 17.01.2019 г. со сроком уплаты до 11.02.2019 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №19878 от 13.05.2019 г. со сроком уплаты до 05.06.2019 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №25540 от 08.07.2019 г. со сроком уплаты до 31.07.2019 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №207 от 10.01.2020 г. со сроком уплаты до 04.02.2020 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют.

В установленные в требованиях сроки требования ФИО1 не исполнены.

Общая сумма задолженности составила 79 127 рублей 70 копеек, в том числе: сумма к уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года – 828 рублей 30 копеек (за 2016 год); сумма к уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. – 292 рубля 96 копеек (за 2017 год); сумма к уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. – 1743 рубля 58 копеек (за 2017 год); сумма к уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. – 5840 рублей (за 2018 год); сумма к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. - 28 252 рубля 36 копеек (за 2018 год) (26 545,00 руб. + 1 707,36 руб.); сумма к уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. – 6884 рубля (за 2019 год); сумма к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. - 29 354 рубля (за 2019 год).

ФИО1 согласно статьям 69, 70 НК РФ были сформированы и направлены требования об уплате единого налога на вмененный доход и пени: №45577 от 20.04.2017 г. со сроком уплаты до 23.05.2017 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №236819 от 07.06.2017 г. со сроком уплаты до 04.07.2017 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №238394 от 10.08.2017 г. со сроком уплаты до 05.09.2017 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №47752 от 15.09.2017 г. со сроком уплаты до 16.102017 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №241549 от 03.11.2017 г. со сроком уплаты до 30.11.2017 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №49051 от 24.01.2018 г. со сроком уплаты до 26.02.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №246350 от 07.02.2018 г. со сроком уплаты до 06.03.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №248120 от 17.05.2018 г. со сроком уплаты до 14.06.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №53162 от 11.07.2018 г. со сроком уплаты до 09.08.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №249395 от 01.08.2018 г. со сроком уплаты до 27.08.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №58266 от 09.10.2018 г. со сроком уплаты до 09.11.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №250930 от 07.11.2018 г. со сроком уплаты до 03.12.2018 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №62071 от 12.12.2018 г. со сроком уплаты до 17.01.2019 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют; №19878 от 13.05.2019 г. со сроком уплаты до 05.06.2019 г., отправлено заказным письмом, реестр об отправлении и уведомление о вручении отсутствуют.

В сроки установленные в требованиях налоговые обязательства ФИО1 не исполнены.

Согласно ст. 400 НК РФ ФИО1 является плательщиком налога на имущество.

По сведениям, предоставляемым регистрирующими органами, в 2017 г. за ФИО1 зарегистрировано следующее имущество: квартира, адрес: Россия, . 4, 64, площадью 74,6 кв.м. Дата возникновения права собственности 01.10.2001 г.; квартира, адрес: Россия, , 65, площадью 38,2 кв.м. Дата возникновения права собственности 01.10.2001 г.

Задолженность по уплате налога на имущество за 2017 год составила 1589 рублей - срок уплаты до 03.12.2018 г. По состоянию на 01.12.2018 г. у налогоплательщика имелась переплата в сумме 1093 рубля 75 копеек. Требование №12763 от 25.03.2019 года - сумма к уплате налога на имущество за 2017 год составила 495 рублей 25 копеек. Итого недоимка по налогу на имущество с учетом пеней составила: 495 рублей 25 копеек.

Просят взыскать с ФИО1: Задолженность по страховым взносам, а именно:

- задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года за 2016 год в сумме: 828 рублей 30 копеек;

- задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. за 2017 год в сумме 292 рубля 96 копеек;

- задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. за 2017 год в сумме 1743 рубля 58 копеек;

- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. за 2018 год в сумме 5840 рублей;

- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. за 2018 год в сумме 28 252 рубля 36 копеек;

- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. за 2019 год в сумме 6884 рубля;

- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. за 2019 год в сумме: 29 354 рубля.

Задолженность по ЕНВД, а именно:

- задолженность по уплате пени по ЕНВД за 4 кв. 2016 года в сумме 3387 рублей 08 копеек;

- задолженность по уплате ЕНВД за 1 кв. 2017 года в сумме: 27 955 рублей;

- задолженность по уплате пени по ЕНВД за 1 кв. 2017 года в сумме 5483 рубля 39 копеек;

- задолженность по уплате пени по ЕНВД за 2 кв. 2017 года в сумме 6047 рублей 43 копейки;

- задолженность по уплате ЕНВД за 3 кв. 2017 года в сумме: 25 042 рубля;

- задолженность по уплате пени по ЕНВД за 3 кв. 2017 года в сумме 5210 рублей 50 копеек;

-задолженность по уплате ЕНВД за 4 кв. 2017 года в сумме 32 040 рублей;

-задолженность по уплате пени по ЕНВД за 4 кв. 2017 года в сумме 6304 рубля 34 копейки;

-задолженность по уплате ЕНВД за 1 кв. 2018 года в сумме 30 262 рубля;

-задолженность по уплате пени по ЕНВД за 1 кв. 2018 года в сумме 7791 рубль 96 копеек;

-задолженность по уплате ЕНВД за 2 кв. 2018 года в сумме 30 262 рубля;

-задолженность по уплате пени по ЕНВД за 2 кв. 2018 года в сумме 7552 рубля 64 копейки;

-задолженность по уплате ЕНВД за 3 кв. 2018 года в сумме 10 087 рублей;

-задолженность по уплате пени по ЕНВД за 3 кв. 2018 года в сумме 7161 рубль 74 копейки.

Задолженность по уплате налога на имущество за 2017 год в сумме 495 рублей 25 копеек.

Итого к взысканию: 284 120 рублей 03 копейки.

Административный истец и ответчик в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о дате слушания дела.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав собранные по делу письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Определением мирового судьи Амурской области по Тындинскому городскому судебному участку № 1 от 12.11.2021 г. судебный приказ №2А-1627/21 от 25.03.2021 г. о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени- отменен на основании представленных административным ответчиком возражений.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

В силу ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 30.01.2020 г. N 12-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 НК РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены… Оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 30.01.2020 N 20-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 95, пунктом 3 части 3 статьи 123.4 и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48). В частности, оспариваемой заявителем частью 2 статьи 286 КАС Российской Федерации, действующей во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление данного срока, а также момента начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений, в связи с чем указанная норма Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в обозначенном им в жалобе аспекте.

Из материалов дела следует, что административному ответчику были направлены требования:

№ 1330 о задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. за 2018 год в сумме: 5840 рублей и о задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. за 2018 год в сумме 26 545 рублей, со сроком исполнения до 11 февраля 2019 года;

№ 207 о задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. за 2019 год в сумме: 6884 рубля и о задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. за 2019 год в сумме 29 354 рубля, со сроком исполнения до 4 февраля 2020 года;

№ 236819 о задолженности по уплате ЕНВД за 1 кв. 2017 года в сумме: 27 955 рублей, со сроком исполнения до 04.07.2017 года;

№ 241549 о задолженности по уплате ЕНВД за 3 кв. 2017 года в сумме 25 042 рубля, со сроком исполнения до 30.11.2017 года;

№ 246350 о задолженности по уплате ЕНВД за 4 кв. 2017 года в сумме 32 040 рублей, со сроком исполнения до 06.03.2018 года;

№ 248120 о задолженности по уплате ЕНВД за 1 кв. 2018 года в сумме: 30 262 рубля, со сроком исполнения до 14.06.2018 года;

№ 249395 о задолженности по уплате ЕНВД за 2 кв. 2018 года в сумме: 30 262 рубля, со сроком исполнения до 27.08.2018 года;

№ 250930 о задолженности по уплате ЕНВД за 3 кв. 2018 года в сумме: 10 087 рублей, со сроком исполнения до 03.12.2018 года;

№ 12763 о задолженности по уплате налога на имущество за 2017 год в сумме 495 рублей 25 копеек, со сроком исполнения до 08.05.2019 года.

Поскольку сумма задолженности ФИО1 по налогам за 2017 год, 2018 год, 2019 год, превышает 10 000 рублей, то в силу ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, указанного в требованиях, то есть по требованиям: № 1330 с 11.02.2019 года, № 207 с 04.02.2020 года, № 236819 с 04.07.2017 года; № 241549 с 30.11.2017 года; № 246350 с 06.03.2018 года; № 248120 с 14.06.2018 года; № 249395 с 27.08.2018 года; № 250930 с 03.12.2018 года; № 12763 с 08.05.2019 года.

Последним днем для обращения в суд налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа является по требованиям: № 1330 11.08.2019 года, № 207 с 04.08.2020 года, № 236819 с 04.01.2018 года; № 241549 с 30.05.2018 года; № 246350 с 06.09.2018 года; № 248120 с 14.12.2018 года; № 249395 с 27.02.2019 года; № 250930 с 03.06.2019 года; № 12763 с 08.11.2019 года.

В порядке приказного производства налоговый орган обратился к мировому судье 23.03.2021 года, то с пропуском установленного части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.

Исковое заявление в связи с отменой 12 ноября 2021 года судебного приказа подано инспекцией в суд 28 февраля 2022 года, то есть в установленный пунктом 3 статьи 48Налогового кодекса Российской Федерации срок.

Ходатайства о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не заявлено, доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для реализации права на судебную защиту в пределах установленного процессуальным законом срока, а также существенных обстоятельств, которые не зависели от волеизъявления административного истца, в материалы дела не представлено.

Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок, доказательств уважительности причин пропуска этого срока, в силу чего суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного административным истцом срока для обращения в суд.

Принятие мировым судьей заявления о выдаче судебного приказа к производству и выдача судебного приказа, отмененного впоследствии, не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам в связи с пропуском срока для обращения в суд.

Согласно частям 1-3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового Кодекса РФ.

В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание, которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Административный истец просит взыскать с ФИО1 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения фиксированном размере за 2016 год в сумме 828 рублей 30 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за 2017 года в сумме 292 рубля 96 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 1743 рубля 58 копеек, по пени по ЕНВД за 4 кв. 2016 года в сумме 3387 рублей 08 копеек, по пени по ЕНВД за 2 кв. 2017 года в сумме 6047 рублей 43 копейки.

По настоящему делу налоговый орган не представил доказательств принятия мер к взысканию с ФИО1 недоимки по страховым выплатам за 2016 и 2017 год. Меры взыскания, предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ, налоговой инспекцией к ФИО1 не применялись.

Из материалов дела следует, что меры взыскания по статьям 46, 47 НК РФ на задолженность по страховым взносам, которая образовалась за 2016 и 2017 год и на которую начислены пени, в отношении должника ФИО1 не применялись.

В соответствии с пунктом 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.

В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

В силу пункта 6 статьи 75 НК РФ к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления давности взыскания.

Системный анализ процессуальных норм, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации, позволяет сделать вывод о наличии предельного трехлетнего ограничения срока давности взыскания с налогоплательщиков задолженности по налоговым платежам, основанный на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П, и основных положениях Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся установленных давностных сроков проведения налоговых проверок и применения налоговой ответственности (статьи 87, 88, 89, 113 НК РФ).

Кроме того, из материалов дела следует, что административный истец просит взыскать задолженность по уплате пени по ЕНВД за 1 кв. 2017 года в сумме 5483 рубля 39 копеек; задолженность по уплате пени по ЕНВД за 3 кв. 2017 года в сумме 5210 рублей 50 копеек; задолженность по уплате пени по ЕНВД за 4 кв. 2017 года в сумме 6304 рубля 34 копейки; задолженность по уплате пени по ЕНВД за 1 кв. 2018 года в сумме 7791 рубль 96 копеек; задолженность по уплате пени по ЕНВД за 2 кв. 2018 года в сумме 7552 рубля 64 копейки; задолженность по уплате пени по ЕНВД за 3 кв. 2018 года в сумме 7161 рубль 74 копейки.

В связи с отказом, в удовлетворении исковых требований по взысканию задолженности по уплате ЕНВД за 1 кв. 2017 года в сумме 27 955 рублей, по уплате ЕНВД за 3 кв. 2017 года в сумме 25 042 рубля, по уплате ЕНВД за 4 кв. 2017 года в сумме 32 040 рублей; по уплате ЕНВД за 1 кв. 2018 года в сумме 30 262 рубля; по уплате ЕНВД за 2 кв. 2018 года в сумме 30 262 рубля; по уплате ЕНВД за 3 кв. 2018 года в сумме 10 087 рублей, по пропуску срока для обращения с исковым заявлением, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по взысканию пени.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, по ЕНВД, по налогу на имущество, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись М.В. Тотмянина

Решение в окончательной форме принято 4 апреля 2022 года.

Копия верна Судья Тындинского районного суда

М.В. Тотмянина