ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4521/2021 от 21.01.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 21 января 2022 года

Дело № 2а- 881/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 20 января 2022 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием: представителя истца – Баграй М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Коротковой Е. С. к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованного лица – Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, бездействия, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Короткова Е.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Ялта, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным отказа Администрации города Ялта, изложенного в постановлении Администрации города Ялта № 240-п от 05.02.2021 года; признании незаконным бездействия Администрации города Ялта, в части не направления в адрес истца постановления № 240-п от 05 февраля 2021 года; возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений обеспечить принятие решения по ее заявлению от 19 сентября 2019 года о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> а на Администрацию города Ялта – принять соответствующее решение и направить его заявителю в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Симеизского посСовета от 27 ноября 2008 года ей было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка №<номер>, ориентировочной площадью 0,060 га, для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. 20 сентября 2019 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако постановлением Администрации города Ялта от 05.02.2021 года в передаче участка в собственность ей было отказано. Копия указанного постановления, несмотря на ее жалобы на нарушение сроков предоставления муниципальной услуги, так и не была направлена в ее адрес. Считает, что оснований для отказа в передаче ей в собственность земельного участка не имелось, в связи с чем принятое Администрацией города Ялта постановление является незаконным.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск.

Представители ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и заинтересованного лица.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением 35-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового Совета № 119 от 27 ноября 2008 года Коротковой Е.С. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,060 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>

16 июля 2015 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кад. номера №<номер>, категория земель и вид разрешенного использования не установлены.

20 сентября 2019 года Короткова Е.С. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением, в котором просила предоставить земельный участок с кад. номером №<номер> в собственность, для индивидуального жилищного строительства, в порядке завершения оформления прав.

18 декабря 2020 года истица обратилась в Администрацию города Ялта с жалобой на нарушение сроков предоставления муниципальной услуги.

Постановлением Администрации города Ялта № 240-п от 05.02.2021 года Коротковой Е.С. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка на основании части 14 ст. 39.16, части 12 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Основанием для вынесения постановления послужило заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, в котором указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона спорной градостроительной ситуации «Тз-23-11», а потому установление испрашиваемого вида разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрено Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N 38-ЗРК), завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).

В соответствии с частью пятой статьи 13 Закона № 38-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Советом Министров Республики Крым постановлением от 2 сентября 2014 года № 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313), в соответствии с пунктом 4 которого завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

В силу п.1 ч.6 ст.13 Закона № 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является, кроме прочего, наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.

В свою очередь подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В рассматриваемом случае Администрация отказала истцу в предоставлении земельного участка на основании подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации - в связи с несоответствием заявленной цели использования земельного участка виду его разрешенного использования.

В тоже время, как указано в заключении Департамента архитектуры и градостроительства, положенном в основу оспариваемого решения, регулирование на территории земельных участков, обозначенных в генеральном плане как территория спорной градостроительной ситуации, возможно правилами землепользования и застройки с разработкой документации по планировке территории. По мере утверждения документации по планировке территории в границах зоны спорной градостроительной ситуации будут внесены изменения в правила землепользования и застройки.

Таким образом, из названного письма следует, что испрашиваемый истцом земельный участок не включен органом местного самоуправления ни в одну из территориальных зон, для которых установлены градостроительные регламенты. С даты утверждения генерального плана муниципального образования 03.12.2018 года и до настоящего времени земельный участок находится в зоне спорной градостроительной ситуации, его правовой режим, в том числе виды разрешенного использования, не определены.

При таком положении заявленная истцом цель использования земельного участка не может вступать в противоречие с видами его разрешенного использования, ввиду отсутствия таковых. Соответственно, отсутствуют основания для применения подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом наличие в утвержденном Генеральном плане территорий с несогласованными вопросами носит временный характер, так как несогласованные вопросы подлежат дальнейшему урегулированию в соответствии с законодательством, регламентирующим градостроительную деятельность.

В силу положений ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Ч. 2 ст. 33 ГрК РФ определены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе и: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Согласно ч. 6 ст. 31 ГрК одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Ч. 3 ст. 33 ГрК РФ установлено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в частности:

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;

4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;

5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений;

7) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, принявшими решение о комплексном развитии территории, юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого субъектом Российской Федерации решения о комплексном развитии территории (далее - юридическое лицо, определенное субъектом Российской Федерации), либо лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории.

В силу ст. 33 ГрК РФ комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

В случае, если утверждение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется представительным органом местного самоуправления, проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, направленный в представительный орган местного самоуправления, подлежит рассмотрению на заседании указанного органа не позднее дня проведения заседания, следующего за ближайшим заседанием.

Таким образом, утверждение генерального плана, равно как и правил землепользования и застройки, в том числе для «территории неурегулированной градостроительной документации» является исключительным правом администрации города Ялты, поскольку относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 ГрК РФ). Длительное неисполнение органом местного самоуправления публично-правовой обязанности по определению правового режима испрашиваемого земельного участка не может служить препятствием для реализации истцом прав, предусмотренных нормами земельного законодательства.

Ответчиком в обоснование принятого решения указано в оспариваемом постановлении также часть 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 85 Земельного Кодекса РФ определяет состав земель населенных пунктов и зонирование территорий, согласно ч. 12 которой земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса Административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В тоже время, заключение Департамента архитектуры от 18.03.2020 года, послужившее основанием для вынесения оспариваемого постановления, не содержит информации о расположении испрашиваемого истцом земельного участка в составе земель общего пользования.

Определением суда от 23.12.2021 года из Администрации города Ялта были истребованы пояснения относительно того, в пределах каких земельных участков общего пользования, не подлежащих приватизации, расположен земельный участок с кад. номером №<номер> с предоставлением соответствующего документального подтверждения.

18 января 2022 года Администрацией города Ялта во исполнение определения суда были представлены пояснения о нахождении земельного участка в территории спорной градостроительной ситуации, для которой не установлены градостроительные регламенты. Какой-либо информации о нахождении земельного участка в составе земель общего пользования, представленный ответчиком ответ на запрос суда, не содержит.

С учетом вышеизложенного, суд считает постановление Администрации города Ялта об отказе в предоставлении истцу в собственность земельного участка незаконным, немотивированным, а заявленные исковые требования обоснованными.

Кроме того, пунктом 15 Порядка № 313 установлено, что решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.

Аналогичным образом порядок рассмотрения заявлений о предоставлении в собственность земельных участков регламентирован пунктом 16 решения Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года.

Как указал истец в своем заявлении, копия постановления Администрации города Ялта № 240-п от 05.02.2021 года не получена ею до настоящего времени.

Ответчиками доказательств направления в адрес Коротковой Е.С. постановления об отказе в передаче в собственность земельного участка также не представлено, в связи с чем суд считает ее исковые требования о признании незаконным соответствующего бездействия Администрации города Ялта также обоснованными.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Департамент имущественных и земельных отношений и Администрацию города Ялта следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, с ответчика Администрации города Ялта в пользу истца также подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Коротковой Е. С. удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 240-п от 05.02.2021 года «Об отказе Коротковой Е. С. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав».

Признать незаконным бездействие Администрации города Ялта в части не направления в адрес Коротковой Е. С. копии постановления Администрации города Ялта № 240-п от 05 февраля 2021 года.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта обеспечить принятие решения по заявлению Коротковой Е. С. от 19 сентября 2019 года о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав, а Администрацию города Ялта – принять соответствующее решение и направить его заявителю в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Коротковой Е. С. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова