Дело № 2а-4523/2019 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе: председательствующего судьи Саблиной Е.А., при секретаре Горулевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, дежурному дежурной части Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску ФИО2, полицейскому 1 взвода в составе отдельной роты (комендантской) по охране объектов органов внутренних дел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску ФИО3 об оспаривании действий по доставлению 20.04.2019 без составления протокола доставления, личному досмотру и досмотру вещей, административному задержанию на срок более трех часов, установил: ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, дежурному дежурной части Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску ФИО2, полицейскому 1 взвода в составе отдельной роты (комендантской) по охране объектов органов внутренних дел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску ФИО3 Просит признать незаконными действия по доставлению её 20.04.2019 в здание УМВД России по г. Архангельску без составления протокола доставления, личному досмотру и досмотру принадлежащих ей вещей, а также административному задержанию на срок более трех часов. В обоснование иска указала, что 19.04.2019 в помещении УМВД России по г. Архангельску в отношении неё составлен протокол об административном правонарушении по ч. <данные изъяты> КоАП РФ, после чего поздно вечером она вернулась по месту жительства в г. Северодвинск. Утром 20.04.2019 была повторно доставлена в помещение дружной части УМВД России по г. Архангельску, где задержана и провела в помещении для задержанных не менее суток. При этом проинформировала сотрудников полиции о наличии у неё на иждивении малолетнего ребенка. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено судом в отношении неё утром 21.04.2019. Полагает, что оснований для доставления, задержания её 20.04.2019 не имелось, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении неё уже был составлен 19.04.2019. Наличие у неё на иждивении малолетнего ребенка исключает назначение ей административного наказания в виде административного ареста. Соответственно задержание её на срок свыше 3 часов может иметь место только в исключительных случаях, такие обстоятельства отсутствуют. Протокол доставления в отношении неё не составлялся, при осуществлении личного досмотра и досмотра принадлежащих ей вещей и документов присутствовал только один понятой. В судебном заседании ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО4 заявленные требования и доводы в их обоснование поддержали в полном объеме. Представитель УМВД России по г. Архангельску ФИО5 в судебном заседании с иском не согласился, указав, что действия сотрудников полиции по доставлению и административному задержанию ФИО1 проведены в полном соответствии с требования КоАП РФ, права и законные интересы административного истца не нарушают. Отсутствие при составлении протокола личного досмотра и досмотра вещей ФИО1 второго понятого не является существенным нарушением процедуры. Соответчики ФИО2, ФИО3, заинтересованное лицо ФИО6, извещенные о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Определением суда дело рассмотрено при данной явке. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, материалы дел №, №, допросив свидетеля, приходит к следующему. В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Из пояснений ФИО1, материалов дела № усматривается, что 19.04.2019 в 19 час. 05 мин. заместителем начальника отдела ООП УМВД России по г. Архангельску лейтенантом полиции ФИО6 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. <данные изъяты> КоАП РФ. После составления протокола об административном правонарушении ФИО1 вернулась по месту жительства в г. Северодвинск. 20.04.2019 в 10 час. 10 мин. дежурным дежурной части Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску ФИО2 составлен протокол об административном задержании ФИО1 В данном протоколе имеется отметка о доставлении её в дежурную часть УМВД России по г. Архангельску 20.04.2019 в 10 час. 10 мин. Проставлением судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 21.04.2019 по делу №ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. <данные изъяты> КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 12 000 руб. Решением от 23.05.2019 судьи Архангельского областного суда постановление судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 21.04.2019 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения. Оценивая доводы ФИО1 о незаконности её доставления без составления протокола доставления, административного задержания и удержания более трех часов 20.04.2019, суд исходит из следующего. В силу указания ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. На основании положений ст. 27.2 КоАП РФ доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе. В данном случае протокол о доставлении ФИО1 в помещение дежурной части УМВД России по г. Архангельску 20.04.2019 не составлялся, однако соответствующая отметка имеется в протоколе об административном задержании от 20.04.2019 №, что не противоречит требованиям ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ. Цели административного доставления ФИО1 в помещение дежурной части УМВД России по г. Архангельску не противоречат положениям ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, в связи с чем доводы ФИО1 об отсутствии оснований для доставления её в помещение дежурной части УМВД России по г. Архангельску именно 20.04.2019, суд не принимает. Заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат. Согласно ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять в том числе должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. На основании требований ст. 27.4 КоАП РФ об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. На основании положений ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.06.2009 № 9-П, предусмотренное ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ административное задержание на срок не более 48 часов, которое применяется только по делам о правонарушениях, за совершение которых в виде наказания может быть назначен административный арест (на срок до 15 или до 30 суток), не будучи арестом как мерой административного наказания, тем не менее, представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции Российской Федерации и подпункта «с» п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: положение лица, к которому применяется такое административное задержание в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связано с принудительным пребыванием в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами. Административное задержание, предусмотренное ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ, может считаться законным лишь в том случае, если оно осуществляется в целях, определяемых предписаниями Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, необходимо для их достижения и является соразмерным. Следовательно, такое административное задержание не может быть признано законным, если оно применялось должностным лицом, хотя и в рамках установленных законом полномочий, но с нарушением указанных целей и критериев, при отсутствии достаточных оснований, произвольно или тем более сопровождалось злоупотреблением властью. Суд учитывает, что санкция ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что решение о задержании ФИО1 20.04.2019 было принято, поскольку по информации УМВД России по г. Архангельску ФИО1 намеревалась выехать за пределы Архангельской агломерации. ФИО1 в судебном заседании данные обстоятельства не отрицала, указав, что после составления в отношении неё протокола об административном правонарушении 19.04.2019 она изменила свои планы, билеты не приобретала. Протокол об административном задержании составлен ФИО2 дежурным дежурной части Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, т. е. лицом, которое в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.3 п. 1 ч. 2, ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 1.4.13 приложения № 1 к Приказу МВД России от 30.08.2017 № наделено соответствующими полномочиями. Данный протокол должностным лицом подписан. В протоколе указаны цели административного задержания, а именно для обеспечения своевременного рассмотрения дела в суде. В протоколе об административном задержании имеется отметка о разъяснении ФИО1 прав, предусмотренных ч ст. 25.1 КоАП РФ. При указанных обстоятельствах, административное задержание произведено уполномоченным должностным лицом при наличии предусмотренных законом оснований и с соблюдением установленной процедуры. Вместе с тем, в силу указания ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться в том числе к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет. Из материалов дела усматривается, что ФИО1 имеет на иждивении малолетнего сына ФИО7, родившегося ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство было известно сотрудникам полиции при задержании ФИО1 20.04.2019, поскольку соответствующая отметка имеется в паспорте ФИО1 В судебном заседании была допрошена свидетель ФИО8, которая показала, что проживает совместно со своей дочерью ФИО1 и её малолетним сыном. Работает посменно. Вернулась со смены около 9 утра 20.04.2019, дочери дома не было, внук находился один, в дальнейшем она осуществляла присмотр за внуком. Свидетель предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложные показания. Подписка отобрана, оснований не доверять ему суд не имеет. В соответствии с КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ); при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ); постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления, срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста (ч. 1 и 3 ст. 32.8 КоАП РФ). Из ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями данного Кодекса, определяющими цели и условия применения административного задержания и порядок производства по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, следует, что административное задержание на срок более трех часов может иметь место в исключительных случаях для обеспечения адекватной реакции на наиболее серьезные административные правонарушения и исполнения постановления о назначении административного ареста, если с учетом личности нарушителя, обстоятельств совершения правонарушения имеются основания полагать, что он может продолжить противоправное поведение или попытается избежать административной ответственности (например, попытается уничтожить доказательства или скроется); при этом сама по себе возможность назначения административного ареста еще не является достаточным основанием для применения административного задержания на срок свыше трех часов. Вместе с тем должностные лица, уполномоченные осуществлять административное задержание, должны учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях запрещает применять административный арест к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ч. 2 ст.3.9 КоАП РФ). Соответственно, при наличии достоверных сведений о том, что лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест, относится к той или иной из указанных категорий граждан, уполномоченные должностные лица должны исходить из того, что в случае применения к этому лицу административного задержания его срок не должен превышать трех часов. Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 № 2738-О. В судебном заседании административный ответчик не представил какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, которые бы обуславливали задержание ФИО1 на срок, превышающий 3 часа. Тот факт, что 20.04.2019 являлся выходным днем (суббота), а также вопросы организации работы суда (дежурство судей в выходной день) не свидетельствуют о наличии таких обстоятельств. Вопросы организации работы правоохранительных и судебных органов, в том числе в выходные дни, сами по себе не могут являться основанием для ограничения прав граждан. Таким образом, действия УМВД России по г. Архангельску по удержанию ФИО1 20.04.2019 на срок свыше 3 часов не являются законными. Требования административного истца в данной части подлежат удовлетворению. Оценивая доводы административного истца о незаконности её личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при ней, суд исходит из следующего. На основании положений ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в ст.ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе. 20.04.2019 в 10 час. 10 мин. ФИО1 была подвергнута личному досмотру, произведен досмотр вещей, находящихся при ней, о чем составлен протокол №. Протокол составлен полицейским 1 взвода в составе отдельной роты (комендантской) по охране объектов органов внутренних дел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску ФИО3 Личный досмотр ФИО1 произведен лицом одного пола с досматриваемым в присутствии одного понятого того же пола, о чем имеется отметка в протоколе. Из пояснений лиц, участвующих в деле усматривается, что видео фиксация личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при ФИО1 не проводилась. Вопреки доводам представителя административного ответчика, присутствие при личном досмотре задержанного только одного понятого того же пола, является существенным нарушением процедуры, установленной действующим законодательством. Указанные свидетельствует о незаконности действия по личному досмотру и досмотру вещей, находящихся при ФИО1, нарушает её права, в том числе право на личную неприкосновенность. Заявленные требования в данной части также подлежат удовлетворению. С учетом конкретных обстоятельств дела и предмета оспаривания, суд не усматривает оснований для возложения каких-либо обязанностей на административного ответчика в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца ФИО1 с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб. Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 258 КАС РФ, суд решил: административный иск ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, дежурному дежурной части Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску ФИО2, полицейскому 1 взвода в составе отдельной роты (комендантской) по охране объектов органов внутренних дел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску ФИО3 об оспаривании действий по доставлению 20.04.2019, без составления протокола доставления, личному досмотру и досмотру вещей, административному задержанию на срок более трех часов – удовлетворить частично. Признать незаконными действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, выразившиеся в удержании ФИО1 20.04.2019 более трех часов, действия полицейского 1 взвода в составе отдельной роты (комендантской) по охране объектов органов внутренних дел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску ФИО3, выразившиеся в личном досмотре ФИО1 и досмотре вещей, находящихся при ней. В остальной части административное исковое заявление ФИО1 - оставить без удовлетворения. Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску в пользу ФИО1 300 руб. госпошлины, уплаченной при подаче иска. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска. Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года. Председательствующий Е.А. Саблина |