Дело № 2а-452/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2019 года п.Советский Республики Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл
в составе судьи Подоплелова А.В.
при секретаре судебного заседания Зотине Г.Б.,
представителя административного истца Администрации МО «Алексеевское сельское поселение» ФИО5.
заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Советскому району УФССП России по Республике Марий Эл ФИО3 В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» (далее – Администрация) обратилась с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом на основании решения по делу № был выдан исполнительный лист № о взыскании с Администрации долга по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в сумме <данные изъяты> рублей, а также расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рубля. На основании данного исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ Советским РОСП было возбуждено исполнительное производство № В данном постановлении судебным приставом-исполнителем был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Решение суда было исполнено администрацией ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, заместителем старшего судебного пристава Советского РОСП ФИО8ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рубля. Данное постановление вынесено незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям. Бюджет МО «Алексеевское сельское поселение» формируется из поступлений доходов, определенных БК РФ, финансовой помощи из республиканского бюджета РМЭ и утверждается решением Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения. Доходная база не позволяет финансировать в полном объеме расходные обязательства поселения. При распределении бюджетных средств в первую очередь предусматриваются социально направленные расходы. В связи с этим, несмотря на то, что Администрация регулярно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по мере возможности оплачивала взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, задолженность все равно образовалась. По этой же причине (из-за нехватки средств,
поступающих в бюджет поселения) Администрация не смогла при получении постановления о возбуждении исполнительного производства в течение 5 дней исполнить в полном объеме решение суда. Тяжелое финансовое положение, отсутствие финансовых средств в бюджете МО «Алексеевское сельское поселение» сделали невозможным исполнение решения суда в пятидневный срок, а взыскиваемый службой судебных приставов исполнительский сбор усугубляет и без того тяжелое финансовое положение администрации. Получать дополнительные источники для пополнения бюджета поселения Администрация не имеет возможности. Решение суда не было исполнено в пятидневный срок по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина администрации в неисполнении решения отсутствует. Просит освободить Администрацию от взыскания вышеуказанного исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации МО «Алексеевское сельское поселение» ФИО5 административное исковое заявление поддержала.
Административный ответчик – представитель УФССП России по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Советскому району УФССП России по Республике Марий Эл ФИО9 в судебном заседании пояснил, что Арбитражным судом на основании решения по делу № от ДД.ММ.ГГГГ был выдан исполнительный лист № о взыскании с административного истца долга по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в сумме <данные изъяты> рублей, а также расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рубля. На основании данного исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство № установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Решение суда было исполнено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, им было вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рубля. Обстоятельства, указанные административным истцом, не оспаривает.
Согласно постановлению УФССП по РМЭ Отдел судебных приставов по Советскому району о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Арбитражным судом Республики Марий Эл, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с Администрации в пользу Республиканского фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл долга по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в сумме <данные изъяты> рубля и расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рубля возбуждено исполнительное производство
№. Администрации установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. С данным постановлением глава Администрации ФИО5 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению УФССП по РМЭ Отдел судебных приставов по Советскому району от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Согласно постановлению УФССП по РМЭ Отдел судебных приставов по Советскому району от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рубля. С данным постановлением глава Администрации ФИО5 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письмам Администрации №, № и № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным главе администрации МО «Советский муниципальный район», руководителю финансового отдела МО «Советский муниципальный район», главе МО, председателю Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения, Администрация просит при формировании бюджета на 2018 год предусмотреть денежные средства на уплату взносов за капитальный ремонт жилых помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся в муниципальной собственности, включая задолженность за предыдущий период.
Согласно ответам руководителя финансового отдела МО «Советский муниципальный район» и главы администрации МО «Советский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ формирование проекта бюджета МО «Алексеевское сельское поселение» на 2018 год будет основываться на принципе сбалансированности доходной и расходной частей бюджета. Финансовым отделом МО «Советский муниципальный район» будет осуществлено согласование приоритетных направлений расходов бюджета с администрацией поселения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письмам Администрации №, № и № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным главе администрации МО «Советский муниципальный район», руководителю финансового отдела МО «Советский муниципальный район», главе МО «Алексеевское сельское поселение», Администрация просит при формировании бюджета на ДД.ММ.ГГГГ предусмотреть денежные средства для исполнения решения Арбитражного суда Республики Марий Эл по взысканию долга по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл.
Согласно письму Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному руководителю финансового отдела МО «Советский муниципальный район», Администрация просит выделить дополнительные лимиты на текущий год для оплаты в фонд капитального ремонта многоквартирных домов за квартиры, находящиеся в муниципальной собственности <данные изъяты> рублей.
Согласно ответу руководителя финансового отдела МО «Советский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ при формировании бюджета МО «Советский муниципальный район» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также бюджетов поселений не учтены расходы по погашению образовавшейся на ДД.ММ.ГГГГ кредиторской задолженности в связи с недостаточностью бюджетных средств. В соответствии с постановлением администрации Советского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены мероприятия по поэтапному погашению образовавшейся задолженности до 2020 года. В настоящее время в бюджете муниципального района отсутствуют дополнительные источники финансирования для увеличения лимитов бюджетных ассигнований.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2.10.07г задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 11 статьи 30 указанного закона предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу положений статьи 112 указанного закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 10000 рублей с должника-организации.
В соответствии с ч.7 ст.112 указанного закона суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Общие основания ответственности на нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом согласно пункту 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Аналогичное разъяснение дано в п.78 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл с административного истца взыскан долг по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в сумме <данные изъяты> рубля и расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рубля.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Советскому району УФССП России по Республике Марий Эл в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство №, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства и требования об исполнении.
Согласно постановлению УФССП по РМЭ Отдел судебных приставов по Советскому району исполнительное производство № окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
В установленный постановлением пятидневный срок административный истец не исполнил решение суда.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Советскому району УФССП России по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рубля.
В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение административным истцом вышеуказанного решения суда было невозможным вследствие объективных обстоятельств. Финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета, административным истцом были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, в связи с чем имеются предусмотренные пунктом 1 статьи 401 ГК РФ обстоятельства для освобождения административного истца от ответственности за неисполнение обязательства, то есть освобождения от уплаты исполнительского сбора. Административным истцом были представлены доказательства невозможности исполнения требований исполнительных документов в пятидневный срок вследствие непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля административного истца, принятия всех зависящих от него мер для исполнения указанных исполнительных документов, отсутствия вины по неисполнению требований исполнительного листа.
Поэтому административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить Администрацию муниципального образования «Алексеевское сельское поселение» от взыскания исполнительского сбора в размере 25782 (Двадцать пять тысяч семьсот восемьдесят два) рубля 23 копейки, назначенного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Советскому району УФССП России по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.В. Подоплелов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ