ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-452/20 от 26.08.2020 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

Решение

Именем Российской Федерации

26 августа 2020 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Пешкова А.Ю., при секретаре судебного заседания Примаке А.П., в открытом судебном заседании, в помещении суда, с участием административного истца – Фроловой ФИО12., ее представителя – ФИО8, и представителя начальника и председателя жилищной комиссии ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России» (далее – Центр «Лидер») - ФИО9, рассмотрев административное дело а-452/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего <данные изъяты>» старшего прапорщика в отставке Фроловой ФИО13 об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Центра «Лидер», связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания,

у с т а н о в и л:

Решением Территориальной комиссии федерального государственного казенного учреждения «Центр но проведению спасательных операций особого риска «Лидер» но рассмотрению вопросов предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу (гражданам, уволенным с военной службы) (далее – жилищная комиссия Центра «Лидер») от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Фроловой на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в постановке ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением с составом семьи <данные изъяты> человек, поскольку Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» не предусмотрена возможность принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы.

Будучи не согласной с данным решением, Фролова обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать его незаконным, отменить и повторно рассмотреть вопрос принятия ее и членов семьи на учет нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании административный истец и ее представитель поддержали заявленные требования. При этом ФИО14 пояснил, что Фролова проходила военную службу в <данные изъяты>». Уволена с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ году по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. На момент увольнения состояла на учете нуждающихся в жилом помещении в качестве члена семьи мужа, проходившего службу там же. После увольнения с военной службы муж снят с учета со всем составом семьи. В результате оказалось нарушенным ее право на получение жилого помещения. При разрешении вопроса законности нахождения ее мужа на учете жилищная комиссия и Московский окружной военный суд вообще обошли вопрос лишения ее права на обеспечение жильем. Лишь после отказа всех судебных инстанций в отмене решения жилищной комиссии она обратилась в комиссию о признании ее нуждающейся в жилье, поэтому отказ в рассмотрении вопроса нуждаемости в жилье, в связи с ее увольнением, является незаконным.

Представитель административных ответчиков требования Фроловой не признала и пояснила, что действующее законодательство не предусматривает возможности признания МЧС России лиц, уволенных с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях.

Заслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из исследованных в судебном заседании документов видно, что старший прапорщик в отставке Фролова с ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу по контракту. С военной службы уволена в запас ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Из справок, копий документов, удостоверяющих личность видно, что совместно с Фроловой в настоящее время проживают: <данные изъяты>ФИО10, <данные изъяты>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>ФИО2ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Все проживают на основании договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, и зарегистрированы по месту жительства по адресу <данные изъяты>.

Решением жилищной комиссии ФГКУ «Лидер» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) ФИО11 с составом семьи принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Из копии карточки учета участника жилищной программы также видно, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО10 с составом семьи из пяти человек состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии листа беседы с увольняемым военнослужащим от января ДД.ММ.ГГГГ года видно, что Фролова жилым помещением по нормам законодательства не обеспечена, с увольнением согласна.

В судебном заседании свидетель ФИО15 пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ года работала в <данные изъяты>» в должности заместителя <данные изъяты> При разрешении вопроса признания Фроловой нуждающейся в получении жилья, в связи с увольнением с военной службы, было установлено, что она числится в базе <данные изъяты>» как член семьи военнослужащего, имеющего право на обеспечение жильем. Отдельное признание ее нуждающейся в получении жилья с членами семьи привело бы к необоснованному истребованию излишних денежных средств из федерального бюджета на обеспечение жильем семьи ФИО11. Ей была выдана только распечатка из <данные изъяты>» о нахождении ее на учете для предоставления в кадровые органы части.

Изложенное свидетельствует, что административный истец относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями. В связи с увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, приобрела самостоятельное право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания. Вместе с тем, с учетом нахождения на жилищном учете в качестве члена семьи своего мужа – военнослужащего той же воинской части, на момент увольнения самостоятельным правом на получение жилья не воспользовалась.

Решением жилищной комиссии Центра от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) на основании абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в части, касающейся предоставления права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях один раз), п. 2 и п. 5 (в части, касающейся полномочий настоящей Комиссии), п.п. «д» п. 56 («выявления в представленных документах в уполномоченный орган недостоверных сведений …») Порядка, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мероприятий по учету военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (социальных выплат)» ФИО11 снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма (в собственность бесплатно).

При этом комиссия не давала оценки праву ФИО11 на самостоятельное обеспечение жильем, как военнослужащей, не обеспеченной жильем на момент увольнения с военной службы по льготному основанию.

Апелляционным определением Московского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГФИО11 отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Приведя указанные обстоятельства, ДД.ММ.ГГГГФИО11 обратилась к начальнику Центра с просьбой рассмотреть на жилищной комиссии вопрос о постановке ее на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи из <данные изъяты> человек.

Как указывалось выше, решением жилищной комиссии Центра «Лидер» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) ФИО11 на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в постановке ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением с составом семьи <данные изъяты> человек.

Как указала жилищная комиссия в решении от ДД.ММ.ГГГГ, Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденный приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, действительно определяет, что территориальная жилищная комиссия принимает и рассматривает заявление о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении.

Вместе с тем, комиссией при вынесении решения в отношении ФИО11 не было принято во внимание, что право на обеспечение жилым помещением у нее возникло в период прохождения военной службы на основании абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», вопрос о ее праве на обеспечение жильем комиссией не был разрешен как при увольнении с военной службы, так и при снятии с учета нуждающихся в получении жилого помещении ее мужа, поэтому отказ комиссии в рассмотрении ее вопроса только по основанию ее увольнения с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ году суд признает нарушающим ее права.

Более того, в п. 1 указанного Порядка прямо указано, что он разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», а административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении для реализации своих прав, предусмотренных именно этими нормативными актами.

Для восстановления прав административного истца суд находит возможным обязать начальника и жилищную комиссию Центра «Лидер» отменить решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа во включении ФИО11 и членов ее семьи в список нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, и повторно рассмотреть вопрос о принятии ее и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Фроловой ФИО16 – удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа во включении ФИО5 и членов ее семьи в список нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.

Обязать начальника и жилищную комиссию ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России» отменить решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа во включении ФИО5 и членов ее семьи в список нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, и повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО5 и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.

Указать начальнику и председателю жилищной комиссии ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России» на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и ФИО11 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Подлинник решения находится в материалах административного дела Московского гарнизонного военного суда а-452 /2020