ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-452/2022 от 21.09.2022 Подпорожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-452/2022

УИД 47RS0013-01-2021-000729-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 21 » сентября 2022 года г. Подпорожье

Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Биричевской О.Н.,

при секретаре Осиповой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Ленинградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, указав, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 26 мая 2005 года по 10 сентября 2018 года. В соответствии со ст.419 НК РФ ФИО1 являлся плательщиком страховых взносов в 2017 году. Доход ФИО1 не превышал <данные изъяты>. В соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме <данные изъяты>., пеней – <данные изъяты>., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированной сумме <данные изъяты>. со сроком исполнения до 8 февраля 2018 года. Задолженность плательщика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составила <данные изъяты>., на обязательное медицинское страхование за 2017 год – <данные изъяты>. 20 мая 2021 года мировым судьёй судебного участка №57 Подпорожского района Ленинградской области был вынесен по заявлению Инспекции судебный приказ о взыскании с ФИО1 налогов и пеней, который 26 мая 2021 года был отменён в связи с поступлением возражений относительно его исполнения. Просит взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме <данные изъяты>., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере <данные изъяты>.

Административный ответчик ФИО1 в письменных возражениях на административный иск просит отказать в удовлетворении требований административного истца в связи с пропуском срока на обращение в суд с данным иском (л.д.55).

Определением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 21 октября 2021 года произведена замена административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ленинградской области на правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №9 по Ленинградской области.

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Ленинградской области, административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещённые о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, представитель административного истца просил о рассмотрении дела в их отсутствие, административный ответчик не сообщил суду о причинах неявки, не представил доказательств уважительности таких причин, не просил об отложении разбирательства дела. Суд на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.ст.23, 45 НК РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объёме уплате страховых взносов.

На основании п.1 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьёй:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает <данные изъяты>,– в фиксированном размере <данные изъяты> за расчётный период 2017 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты> за расчётный период 2017 года.

Согласно ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (п. 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 2).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (подп. 3 п. 2 ст. 432 НК РФ).

Судом из материалов дела установлено, что ФИО1 с 26 мая 2005 года по 10 сентября 2019 года являлся индивидуальным предпринимателем и был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Подпорожскому району Ленинградской области (межрайонное) в качестве страхователя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 30 августа 2018 года (л.д. 14-22).

Согласно составленному административным истцом расчёту, за 2017 год ФИО1 обязан был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>. (л.д. 28).

Налоговым органом 29 января 2018 года в ФИО1 через личный кабинет было направлено требование по состоянию на 29 января 2018 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме <данные изъяты>., пеней – <данные изъяты>., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – <данные изъяты>. (л.д. 23-25).

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила <данные изъяты>, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <данные изъяты>. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила <данные изъяты>, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.

При этом в п.3 ст.48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, п.3 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

По смыслу положений ст. 48 НК РФ, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п.26 Постановления от 27декабря 2016 года №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьёй судебного участка.

Как следует из материалов дела, 20 мая 2021 года мировым судьёй судебного участка №57 Подпорожского района Ленинградской области по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ленинградской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 истребуемой в настоящем административном деле задолженности по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме <данные изъяты>., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме <данные изъяты>., который отменён определением мирового судьи судебного участка №57 Подпорожского района Ленинградской области от 26 мая 2021 года в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения (л.д.30-33).

При вынесении судебного приказа мировой судья не усмотрел оснований для отказа в вынесении судебного приказа.

Административный истец направил настоящий административный иск о взыскании с ФИО1 указанной задолженности по страховым взносам 19 июля 2021 года, то есть в течение шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа (л.д.2).

Таким образом, установленный законом срок на обращение в суд с настоящим административным иском налоговым органом не пропущен, а доводы административного ответчика об обратном основаны на неверном толковании правовых норм.

Из расшифровки задолженности следует, что задолженность ФИО1 составляет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере <данные изъяты>., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты>. (л.д.26-27).

Доказательств уплаты в полном объёме страховых взносов либо оснований для освобождения административного ответчика от уплаты указанных страховых взносов административным ответчиком суду не представлено.

Исходя из того, что процедура взыскания недоимки налоговым органом соблюдена, размер задолженности налогоплательщика подтверждается представленным административным истцом расчётом, который является арифметически верным, произведён в соответствии с положениями налогового законодательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Ленинградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам в заявленном размере являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз.2 п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между ч.1 ст.114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая, что положениями п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет муниципальных районов, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» госпошлины в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.290-294 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Ленинградской области к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 20474 руб. 16 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4297 руб. 90 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» государственную пошлину в размере 943 руб. 16 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Подпорожский городской суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Н. Биричевская

Решение в окончательной форме составлено 28 сентября 2022 года.