ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-453 от 21.05.2019 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-453 (2019)

32RS0027-01-2018-006669-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Шматковой О.В.,

при секретаре Савостиной Ю.М.,

с участием представителя административного истца Козловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Брянского района к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ТСПС "Союз ССР", Демкину С.А. о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брянского района обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о распространении на сайтах в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Проверкой установлено, что на сайте сети «Интернет» <данные изъяты>, размещена информация, обладающая признаками запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а именно: целью создания профсоюза «Союз ССР» названо объединение всех людей, работников, студентов, учащихся ПТУ с 14 лет, фермеров, членов кооперативов, индивидуальных предпринимателей, таксистов, дальнобойщиков, строителей, временно не работающих, пенсионеров и т.д. для отстаивания своих законных прав и интересов. В разделе сайта «Система Конституционного Народовластия» профсоюз назван специальным институтом, который обеспечивает права граждан на участие во власти и в политической жизни. Согласно информации в данном разделе: «борьба партий за овладение институтами власти или борьба различных профсоюзов за условия, в которых должны протекать хозяйственная деятельность и распределяться средства производства и национальный доход также необходимы, как обмен веществ в природе». Далее указано – « с общегражданской, теоретической точки зрения между партией и профсоюзом нет каких-либо принципиальных отличий. То и другое - общественное объединение, добровольно создаваемое гражданами для выражения коллективной воли, для представительства, для защиты интересов, для участия в тех или иных публичных акциях. Разница, конечно, есть, но она состоит не столько в принципах и методах самоорганизации или в характере внутренней жизни, сколько в предметах деятельности. Партии и профсоюзы в широком смысле слова в одинаковой мере политические организации; только профсоюзы занимаются преимущественно экономическими отношениями, а партии – государственной властью. Но эта разница оказалась настолько существенной и принципиальной, настолько несопоставимой, что породила совершенно различные, даже противоположные меры правового регулирования.». Также на указанном сайте размещено положение о системе оплаты взносов в ТСПС «Союз ССР», п.6 которого предусмотрено, что в случае, когда участник профсоюза не оплатил ежемесячный взнос до 1 числа третьего месяца, его участие в профсоюзе автоматически приостанавливается с закрытием доступа ко всем услугам, товарам, имуществу, которые предоставляются для участников профсоюза.

Представленная на сайте информация, по мнению административного истца, существенно искажает цели и задачи профсоюзных организаций, вводит в заблуждение граждан относительно способов защиты их прав. Распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц на создание объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; обязать Управление Роскомнадзора по Брянской области включить страницу сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», направить вступившее в законную силу решение суда в Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области.

Представитель административного истца по доверенности Козлова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представители Управления Роскомнадзора по Брянской области, ТСПС "Союз ССР", Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Демкин С.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений часть 4 статьи 29 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Следовательно, информация, признаваемая запрещенной к распространению на территории России должна носить ярко выраженный противоправный характер, наносящий вред неопределенному кругу лиц.

В силу пункта 1 статьи 9 названного Закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям статьи 15.1 Федерального закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (часть 1).

Согласно ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет": а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений; в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами; д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи; е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции; ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В ходе проверки информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, проведенной прокуратурой Брянского района Брянской области, установлено, что в сети «Интернет» выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта <данные изъяты>, информации, по мнению административного истца, обладающей признаками запрещенной к распространению на территории РФ.

Из ответа Управления Роскомнадзора по Брянской области от 19.12.2018 г. следует, что сайт <данные изъяты> не содержит никакой противоправной информации.

По делам о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является не только факт распространения информации, но и характер такой информации.

При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов судам следует избегать произвольного и безосновательного ограничения доступа к информации (сведениям, сообщениям, данным), размещенной на сайтах в сети "Интернет" с соблюдением требований закона. {Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.10.2018 N 4-КГ18-57).

Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

В Доктрине под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

Правовую основу Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Национальными интересами в информационной сфере являются: доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры.

Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются в том числе: противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации; нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Между тем, доказательств, свидетельствующих о систематическом размещении на сайте информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации или подтверждающих, что сайт специально создан в целях распространения такой информации, что действительно указывало бы о правомерности ограничения доступа к интернет-сайту в целом, материалы дела не содержат.

При этом, указываемая прокурором информация не подпадает под понятие информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, и распространение которой в силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ запрещено.

Отказывая прокурору в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не доказан факт распространения в информационно-коммуникационной сети "Интернет", информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представленные прокурором видеозапись о деятельности организации ТСПС «Союз ССР» в средствах массовой информации, объяснения граждан не свидетельствуют о том, что именно на конкретной странице сайта <данные изъяты> размещена информация, распространение которой в РФ запрещено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Брянского района Брянской области не имеется.

Руководствуясь ст. 179 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска прокурора Брянского района к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ТСПС "Союз ССР", Демкину С.А. о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Шматкова О.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 мая 2019 года.