ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4530/20 от 16.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-4530/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2020 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Кобина О.В.,

при секретаре Лысовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Самсоновой Ирины Юрьевны к Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействие Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ), о возложении обязанности на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером и о возложении обязанности на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска возместить понесенные истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.,

У С Т А Н О В И Л :

Самсонова И.Ю. обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска с требованиями о признании незаконным бездействие Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ), о возложении обязанности на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ) и о возложении обязанности на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска возместить понесенные истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом, состоит на учете как малоимущая и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. 13 июля 2020 г. Самсонова И.Ю. обратилась в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 500 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, цель использования - для индивидуального жилищного строительства, но 12.08.2020 г. Министерство отказало ей в удовлетворении ее заявления, поскольку Министерством в настоящее время проводятся мероприятия по снятию с кадастрового учета отсутствующего на земельном участке объекта недвижимости. При этом по имеющейся у истца информации Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, являясь, на основании решения Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска», отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции, в том числе, функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», в нарушение п. 4.14 Положения об Управлении имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, утвержденным вышеуказанным решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 № 90, не предпринимает никаких действий по снятию несуществующего объекта недвижимости с кадастрового учета, тем самым нарушая права истца на получение вышеуказанного земельного участка и препятствует ей в реализации указанного права. Также в обоснование исковых требований указывает, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

И указывает, что по смыслу действующего законодательства о кадастровом учете объектов, собственник прекратившего свое существование объекта недвижимости обязан обратиться с соответствующим заявлением о внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование.

На основании изложенного просила признать незаконными бездействие Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ), возложить обязанность на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ) и возложить обязанность на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска возместить понесенные истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Ульяновска.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении требований настаивал, поддержали доводы, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика иск не признала, поддержав письменный отзыв на иск, из которого следует, в том числе, что жилой дом площадью 294,7 кв.м с кадастровым номером , право собственности на который было зарегистрировано за МО «Город Ульяновск» 30.08.2011 г. по <адрес>, был снесен в 2013 г., в связи с признанием его аварийным и расселением. При этом законодателем не предусмотрена обязанность собственника недвижимого имущества совершать действия по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества в определенный срок. При этом указывает, что законодательством РФ не предусмотрено предоставление инвалиду земельного участка, обремененного правами третьих лиц, тогда как административному истцу может быть предоставлен иной земельный участок, не обременённый правами третьих лиц. При этом указала на то, что административный истец не является владельцем смежного участка, ее права не нарушены не обращением Управления в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета несуществующего жилого дома. Таким образом, утверждает, что бездействия и нарушения прав и законных интересов административного истца допущено не было. При этом также утверждает, что по смыслу главы 22 КАС РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Судебные акты не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Административный истец не обращалась в Управление с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета жилого дома.

Кроме того, обязанность по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества в определенный срок не относится к бездействию уполномоченного органа по исполнению законных обязанностей, а относится к исключительному права собственника объекта.

Таким образом, по ее утверждению, возложение обязанности по снятию с государственного кадастрового учета не может быть преодолено посредством судебного понуждения органа власти. Административным истцом, вопреки разъяснениям изложенным в п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, не представлено доказательств несоответствия закону или иному нормативному правовому акту обжалуемого бездействия ответчика, а также нарушение таким бездействием прав и законных интересов заявителя, что является, по ее утверждению, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, в связи с чем просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, 13 июля 2020 г. Самсонова И.Ю. обратилась в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 500 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, цель использования - для индивидуального жилищного строительства, но 12.08.2020 г. Министерство отказало ей в удовлетворении ее заявления, поскольку Министерством в настоящее время проводятся мероприятия по снятию с кадастрового учета отсутствующего на земельном участке объекта недвижимости.

Жилой дом площадью 294,7 кв.м с кадастровым номером , право собственности на который было зарегистрировано за МО «Город Ульяновск» 30.08.2011 г. по <адрес>, был снесен в 2013 г., в связи с признанием его аварийным и расселением.

Административный истец, посчитав факт не обращения Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, как отраслевого (функционального) органа администрации города Ульяновска, осуществляющего на основании п. 4.14 Положения об Управлении имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, утвержденным вышеуказанным решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 № 90, в пределах своей компетенции, в том числе, функции по управлению и распоряжению имуществом, находящегося в собственности муниципального образования «город Ульяновск», в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ), незаконным бездействием, нарушающим ее права на получение в аренду вышеуказанного земельного участка, обратилась в суд с данным административным иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Часть 11 данной нормы также предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Между тем, по мнению суда, заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

На основании подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.

Вместе с тем, административный ответчик не является собственником вышеуказанного несуществующего жилого дома площадью 294,7 кв.м с кадастровым номером , право собственности на который было зарегистрировано за МО «Город Ульяновск» 30.08.2011 г. по <адрес>, был снесен в 2013 г., в связи с признанием его аварийным и расселением.

Кроме того, законодателем не предусмотрена обязанность собственника недвижимого имущества совершать действия по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества в определенный срок.

Законодательством РФ не предусмотрено предоставление инвалиду земельного участка, обремененного правами третьих лиц, тогда как административному истцу может быть предоставлен иной земельный участок, не обременённый правами третьих лиц.

Административный истец, кроме того, не является владельцем смежного участка.

К тому же, административный истец не обращалась к ответчику с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета несуществующего жилого дома.

Кроме того, поскольку обязанность по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества в определенный срок не относится к бездействию уполномоченного органа по исполнению законных обязанностей, а относится к исключительному права собственника объекта, то возложение обязанности по снятию с государственного кадастрового учета не может быть преодолено посредством судебного понуждения органа власти.

Таким образом, суд соглашается с утверждением представителя ответчика о том, что административным истцом и ее представителем не представлено доказательств несоответствия закону или иному нормативному правовому акту обжалуемого бездействия ответчика, а также факт нарушения таким бездействием прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований административного истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Самсоновой Ирины Юрьевны к Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействие Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ), о возложении обязанности на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ) и о возложении обязанности на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска возместить понесенные истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Кобин

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2020 г.

Судья О.В. Кобин